Цели урока:
- Образовательные: обобщение и систематизация основных знаний и умений по теме; применение математических знаний при решении практических задач из разных областей.
- Развивающие: развитие логического мышления, познавательных способностей учащихся.
- Воспитательные: воспитание активности, любознательности
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
ХОД УРОКА
– Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы подведем итог по теме «Сложение чисел с разными знаками». Итак, начинаем.
ЗАДАНИЕ № 1
– Внимательно посмотрите, что вы видите на доске?
– 8 5,5 7,5 – 4 – 1,5
0 – 3,5 4,3 2 0,7
9 – 6,2 – 7 3 11
– Какие это числа?
– А в каком порядке они расположены? (В
беспорядке, хаотично)
– Скажите, как можно эти числа сгруппировать?
Сгруппируйте!
– Какой-то порядок у вас получился?
– А что у меня изображено на втором рисунке? (Координатная
прямая, ноль) (Приложение)
– Какие числа могут быть расположены на
координатной прямой справа от 0? (Положительные)
– Какие числа могут быть расположены слева от 0? (Отрицательные)
– Ноль, каким является числом положительным или
отрицательным?
ЗАДАНИЕ № 2 (Приложение)
– Давайте отметим на координатной прямой
числа, (работают на листочках)
– Скажите, в каком порядке расположились числа? (В
порядке возрастания)
– 8; – 7; – 6,2; – 4; – 3,5; – 1,5; 0; 0,7; 2; 3; 4,3;
5,5; 7,5; 9; 11
– А если мы запишем эти же числа справа налево,
какой порядок у нас получится? (В порядке
убывания)
– Ребята, а что такое порядок? (Отвечают)
ЗАДАНИЕ № 3 (Приложение)
– У вас на листочках, записаны примеры. Решите их и запишите в клеточках ответы. Найдите полученные ответы в таблице и поставьте рядом соответствующую букву, (выполняют). Повторить правила.
– 14 + (– 18) =
– 134 + 125 =
I – 4,8I + I5,2I =
37 + (– 28) =
65 | – 9 | – 19 | 9 | 0,4 | – 0,4 | – 32 | – 10 | – 4 | 10 |
н | а | и | с | м | е | х | к | р | 0 |
– Какое слово у вас получилось? (ХАОС). Вписать
в тему.
– Как вы, думаете, что такое хаос? (В
толковом словаре: Отсутствие порядка, полная
путаница. Нагромождение, скопление чего-н.
Беспорядок)
– Где на доске у нас хаос?
– Хаос, это хорошо или плохо? (Отвечают).
Рассмотрим хронику человечества (эпизод). (Приложение)
– Где, ребята, вы встречались с такой шкалой? (На
истории)
– Скажите, какую историю вы изучали в 5 классе? А в
6 классе?
ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ! (Физминутка)
– Давайте договоримся, все даты до нашей эры будем считать отрицательными числами, а даты нашей эры – отрицательными, (хлопаем, топаем)
1. В 6 веке до н.э. Пифагор и его ученики
изучали вопрос о делимости чисел
2. Десятичные дроби получили всеобщее
распространение в 17 веке
3. В 3 веке до н.э. Архимед придумал способ
описания громадных чисел
4. В Европе отрицательными числами начали
пользоваться с 12 века
5. Окончательное всеобщее признание
отрицательные числа получили лишь в 18 веке
6. Первые сведения об отрицательных числах
встречаются у китайских математиков во 2
веке до н.э.
7. Учение об отношениях и пропорциях особенно
успешно развивалось в 4 веке до н.э.
8. В 18 веке знаменитый математик
Эйлер нашел ещё 65 пар дружественных чисел
9. Древнегреческий математик Эвклид в 3
веке до н.э. доказал, что простых чисел
бесконечно много.
ЗАДАНИЕ № 4 (Приложение)
– Найдите среднесуточную температуру 11 марта в
городе Красноярске, если известно, что
гидрометеоцентр передал ночью – 9°С, утром – 4°С,
днем +4°С , а вечером – 7°С.
Решение: (– 9 + (– 4)+ 4 + (– 7)) : 4= – 4
Ответ: – 4°С
ЗАДАНИЕ № 5. (Приложение)
Фирма «Холодок» по продаже мороженного в
жаркий летний день из-за поломки холодильника
понесла убыток в размере 780р., а на следующий день
холодильник отремонтировали, и фирма получила
прибыль в размере 567 р. Каким будет результат
деятельности фирмы за эти два дня? Ответ
поясните.
Решение: – 780 + 567 = – 213
Ответ: убыток, 213 рублей.
ЗАДАНИЕ № 6.
Город | Население, тыс. чел. | Изменение населения в 2002 г. по сравнению с 1989г., тыс. чел. | Изменение населения в 2002 г. по сравнению с 1979г., тыс. чел. | ||
1979 |
1989 |
||||
Москва | 8057 |
8878 |
10358 |
1480 |
|
Новосибирск | 1309 |
1420 |
1426 |
6 |
|
Омск | 1016 |
1149 |
1134 |
9 |
9 |
Самара | 1192 |
1222 |
1158 |
– 64 |
|
Санкт-Петербург | 4569 |
4989 |
4669 |
– 320 |
|
Челябинск | 1030 |
1107 |
1078 |
– 29 |
|
Численность населения в городе Омске в 1989 году
составила 1149 тыс. чел., а в 2002 году составила 1134
тыс. чел. Найдите изменение численности
населения в 2002г. По сравнению с 1989г, по сравнению
с 1979г (в тыс. чел.). Ответ поясните.
Подсказка: Чтобы получить изменение
населения, надо из числа жителей в 2002г. вычесть
число жителей в 1989г.
Решение: 1134 – 1149 = – 15
Ответ: численность населения снизилась на 15
тыс. человек.
Заключительное слово
– Ребята, что мы сегодня, повторили с вами на
уроке?
– А что-то новое вы узнали?
– Давайте повторим алгоритм сложения
отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
– У меня в голове перед началом урока был хаос в
мыслях! Я очень волновалась. А теперь порядок. А у
вас?
– Каким знаком можно отметить «порядок», а
«хаос»?
– М.В.Ломоносову принадлежат слова «Математику
уже затем учить надо, что она мысли в порядок
приводит».
Домашнее задание:
1. Заполнить таблицу (Задание № 6);
2. Придумать задачу по данной теме
Рефлексия:
– Знания, которые усваивает человек, открывают ему с дверь к другим, новым знаниям и достижениям. И в зависимости от того, какие это знания – трудные или легкие, интересные или не очень, можно дать определение и той двери, которая перед нами открывается: тяжелая металлическая или наоборот, невесомая, легкая из картона. Трудно ли вам было сегодня на уроке, легко ли? Как для себя вы оцените эти знания, подберите наиболее соответствующее вашим ощущениям понятие – железная дверь или картонная и опустите карточку в черный ящик.
– Спасибо за урок, ребята!