Сложение чисел с разными знаками. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

  • Образовательные: обобщение и систематизация основных знаний и умений по теме; применение математических знаний при решении практических задач из разных областей.
  • Развивающие: развитие логического мышления, познавательных способностей учащихся.
  • Воспитательные: воспитание активности, любознательности

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

ХОД УРОКА

– Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы подведем итог по теме «Сложение чисел с разными знаками». Итак, начинаем.

ЗАДАНИЕ № 1

– Внимательно посмотрите, что вы видите на доске?

– 8        5,5         7,5    – 4     – 1,5
   0     – 3,5         4,3       2         0,7
   9     – 6,2      – 7          3         11

– Какие это числа?
– А в каком порядке они расположены? (В беспорядке, хаотично)
– Скажите, как можно эти числа сгруппировать? Сгруппируйте!
– Какой-то порядок у вас получился?
– А что у меня изображено на втором рисунке? (Координатная прямая, ноль) (Приложение)
– Какие числа могут быть расположены на координатной прямой справа от 0? (Положительные)
– Какие числа могут быть расположены слева от 0? (Отрицательные)
– Ноль, каким является числом положительным или отрицательным?

ЗАДАНИЕ № 2 (Приложение)

– Давайте отметим на координатной прямой числа, (работают на листочках)
– Скажите, в каком порядке расположились числа? (В порядке возрастания)
– 8;   – 7; – 6,2; – 4; – 3,5; – 1,5; 0; 0,7;   2; 3; 4,3; 5,5; 7,5; 9; 11
– А если мы запишем эти же числа справа налево, какой порядок у нас получится? (В порядке убывания)
– Ребята, а что такое порядок? (Отвечают)

ЗАДАНИЕ № 3 (Приложение)

– У вас на листочках, записаны примеры. Решите их и запишите в клеточках ответы. Найдите полученные ответы в таблице и поставьте рядом соответствующую букву, (выполняют). Повторить правила.

– 14 + (– 18) =
– 134 + 125 =
I – 4,8I + I5,2I =
37 + (– 28) =

65 – 9 – 19 9 0,4 – 0,4 – 32 – 10 – 4 10
н а и с м е х к р 0

– Какое слово у вас получилось? (ХАОС). Вписать в тему.
Как вы, думаете, что такое хаос? (В толковом словаре: Отсутствие порядка, полная путаница. Нагромождение, скопление чего-н. Беспорядок)
– Где на доске у нас хаос?
– Хаос, это хорошо или плохо? (Отвечают). Рассмотрим хронику человечества (эпизод). (Приложение)
– Где, ребята, вы встречались с такой шкалой? (На истории)
– Скажите, какую историю вы изучали в 5 классе? А в 6 классе?

ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ! (Физминутка)

– Давайте договоримся, все даты до нашей эры будем считать отрицательными числами, а даты нашей эры – отрицательными, (хлопаем, топаем)

1. В 6 веке до н.э. Пифагор и его ученики изучали вопрос о делимости чисел
2. Десятичные дроби получили всеобщее распространение в 17 веке
3. В 3 веке до н.э. Архимед придумал способ описания громадных чисел
4. В Европе отрицательными числами начали пользоваться с 12 века
5. Окончательное всеобщее признание отрицательные числа получили лишь в 18 веке
6. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во 2 веке  до н.э.
7. Учение об отношениях и пропорциях особенно успешно развивалось в 4 веке до н.э.
8.   В 18 веке знаменитый математик Эйлер нашел ещё 65 пар дружественных чисел
9.   Древнегреческий математик Эвклид в 3 веке до н.э. доказал, что простых чисел бесконечно много.

ЗАДАНИЕ № 4 (Приложение)

– Найдите среднесуточную температуру 11 марта в городе Красноярске, если известно, что гидрометеоцентр передал ночью – 9°С, утром – 4°С, днем +4°С , а вечером  – 7°С.
Решение: (– 9 + (– 4)+ 4 + (– 7)) : 4= – 4
Ответ: – 4°С

ЗАДАНИЕ № 5. (Приложение)

Фирма «Холодок» по продаже мороженного в жаркий летний день из-за поломки холодильника понесла убыток в размере 780р., а на следующий день холодильник отремонтировали, и фирма получила прибыль в размере 567 р. Каким будет результат деятельности фирмы за эти два дня? Ответ поясните.
Решение: – 780 + 567 = – 213

Ответ: убыток, 213 рублей.

ЗАДАНИЕ № 6.

Город Население, тыс. чел. Изменение населения в 2002 г. по сравнению с 1989г., тыс. чел. Изменение населения в 2002 г. по сравнению с 1979г., тыс. чел.
 

1979

1989

Москва

8057

8878

10358

1480

 

Новосибирск

1309

1420

1426

6

 

Омск

1016

1149

1134

9

9

Самара

1192

1222

1158

– 64

 

Санкт-Петербург

4569

4989

4669

– 320

 

Челябинск

1030

1107

1078

– 29

 

Численность населения в городе Омске в 1989 году составила 1149 тыс. чел., а в 2002 году составила 1134 тыс. чел. Найдите изменение численности населения в 2002г. По сравнению с 1989г, по сравнению с 1979г (в тыс. чел.). Ответ поясните.
Подсказка: Чтобы получить изменение населения, надо из числа жителей в 2002г. вычесть число жителей в 1989г.
Решение: 1134 – 1149 = – 15
Ответ: численность населения снизилась на 15 тыс. человек.

Заключительное слово

– Ребята, что мы сегодня, повторили с вами на уроке?
– А что-то новое вы узнали?
– Давайте повторим алгоритм сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
– У меня в голове перед началом урока был хаос в мыслях! Я очень волновалась. А теперь порядок. А у вас?
– Каким знаком можно отметить «порядок», а «хаос»?
– М.В.Ломоносову принадлежат слова «Математику уже затем учить надо, что она мысли в порядок приводит».

Домашнее задание:

1.   Заполнить таблицу (Задание № 6);
2.   Придумать задачу по данной теме

Рефлексия:

– Знания, которые усваивает человек, открывают ему с дверь к другим, новым знаниям и достижениям. И в зависимости от того, какие это знания – трудные или легкие, интересные или не очень, можно дать определение и той двери, которая перед нами открывается: тяжелая металлическая или наоборот, невесомая, легкая из картона. Трудно ли вам было сегодня на уроке, легко ли? Как для себя вы оцените эти знания, подберите наиболее соответствующее вашим ощущениям понятие – железная дверь или картонная и опустите карточку в черный ящик.

– Спасибо за урок, ребята!