Особенности и специфика образования в местах лишения свободы

Разделы: Социальная педагогика


Образование в современном обществе рассматривается как приоритетное направление деятельности государства. В отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, оно выступает, согласно уголовно-исполнительному законодательству, одним из основных средств исправления осужденных.

Право на образование является конституционным социально-экономическим правом гражданина России (ст. 43 Конституции РФ), однако в отношении осужденных к лишению свободы механизм его реализации имеет свои особенности. В представленной работе предпринята попытка исследования проблем реализации этого весьма важного в условиях рыночных отношений социально-экономического права осужденных к лишению свободы. Образование является не только средством повышения конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, но и необходимым условием формирования личности. Одним из важнейших направлений реформирования уголовно-исполнительной системы является приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами. Вместе с тем, правоприменительная практика показывает, что для более полного воплощения законодательных положений, относящихся к реализации прав и законных интересов осужденных в процессе отбывания наказания, требуется совершенствование механизмов их реализации. Учитывая сказанное, актуальность рассматриваемой темы состоит в рассмотрении проблем правового регулирования и организации получения образования осужденными к лишению свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы и применения новых образовательных технологий. В 1997 году было принято новое уголовно-исполнительное законодательство, в котором наиболее полно и последовательно отражены идеи гуманизации системы исполнения уголовных наказаний. Сделан значительный шаг на пути приведения в соответствие отечественных пенитенциарных норм международным требованиям. Законодательно были закреплены жизненно важные для пенитенциарной системы принципы: законности, гуманизма, демократизма, дифференциации и индивидуализации исполнения наказания. Новое уголовно-исправительное законодательство Российской Федерации, следуя гуманистическим традициям, рассматривает уголовное наказание уже не только как кару за содеянное преступление, но и, в первую очередь, как процесс исправления осужденных, как возможность предотвращения рецидивной преступности.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что пенитенциарная и образовательная системы нашли общие точки соприкосновения в практическом решении вопросов профилактики правонарушений и предупреждения преступности и ее рецидивности, совершенствования процесса воспитания в условиях исправительного учреждения, ресоциализации и реабилитации осужденных после освобождения. Порядок организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы регулируется Положением «Об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы» (далее – учреждения), утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ и Министерства образования и науки РФ от 27.03. 2006 г. № 61/70 [10].

Организация получения лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы (далее – осужденными), основного общего и среднего (полного) общего образования осуществляется в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ, Законами Российской Федерации «Об образовании», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».Право осужденных на получение общего образования обеспечивается путем создания вечерних (сменных) общеобразовательных школ, учебно-консультационных пунктов (далее – школы) при исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением «О вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1237.

В учреждениях уголовно-исполнительной системы Чусовского района отбывают наказание около 4000 человек осужденных за различные по тяжести составы преступлений. Они сосредоточены на  строгом и особом видах режима, причем это люди, в основном, молодые: от 18 до 30 лет. В последние годы идёт процесс омоложения лиц отбывающих наказание в местах лишения свободы. Учитывая то, что за годы перестройки, особенно в девяностые годы, в России образованию уделялось недостаточно внимания, количество лиц не имеющих среднего общего образования, резко возросло, кроме того, появилось неграмотная категория граждан, не умеющая читать и писать, никогда не посещавших школу. Естественно, что эта категория лиц в большей степени подвержена риску совершения правонарушений и преступлений.
Главная задача и цель обучения:

– при преподавании сделать из оступившегося, зачастую озлобленного на весь мир человека, полноценного члена общества;
– исключить рецидив, новое, повторное совершение преступления данным лицом. Практика показывает, что среди учащихся школы рецидив ниже обычных осужденных во много раз;
– помочь молодым людям, оказавшимся в местах лишения свободы, осознать свою значимость и полезность, дать им уверенность в возможности поступления в вузы;  для жизни на свободе, необходимо, прежде всего, дать им образование  и профессию.

В связи с этим будет закончено реформирование производственного сектора УИС, перевода его в учебно-производственные мастерские. Будут расширены возможности дистанционного образования осужденных. В настоящее время принимаются меры по расширению сети общеобразовательных учреждений, их насчитывается 516 школ и УКП.

В учебных заведениях мест лишения свободы в общеобразовательных школах обучается 61500 осужденных: 64% – в 5-х, 9-х классах, 29% – в 10-х классах, 7% – в начальных классах. Данный показатель был бы значительно выше, если бы во всех школах было организовано начальное общее образование. Однако, в настоящее время лицензиями большинства школ при исправительных учреждениях не предусмотрено обучение по образовательным программам начальной школы. Вместе с тем, необходимость в его получении с каждым годом возрастает. Так, в сравнении с 2001 годом почти в два раза увеличилось число осужденных не имеющих начального образования. Во Всесвятской вечерней школе в начальных классах в 2009-2010 г.г. обучалось 25 осужденных.

Всех этих целей можно добиться только при тесном, взаимном сотрудничестве в учебном и воспитательном процессе школы и администрации исправительного учреждения. В целях обеспечения и защиты конституционного права осужденных на образование, обеспечения правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования, в уголовно-исправительной системе созданы и создаются новые общеобразовательные учебные заведения, входящие в структуру Министерства образования.

Общее образование осужденных по уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации отнесено к мерам воспитательного воздействия. В статье 112 УИК РФ закрепляется обязательное получение основного общего образования осужденными к лишению свободы, не достигшими 30-ти лет. Осужденным, желающим продолжить обучения в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения, соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия. Осужденные старше 30-ти лет и осужденные являющиеся инвалидами  I  или  II  группы получают основное общее или полное (среднее) образование по их желанию.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» и совместного приказа  образовательные программы подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные). Учитывая высокий уровень воспитательной направленности образовательного обучения, уголовно исправительный кодекс России содержит поощрительную норму, стимулирующую осужденных к обучению: получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образование;

В связи со спецификой обучения осужденных УИК РФ устанавливает обязанность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений уголовно-исправительной системы оказывать помощь администрации исправительного учреждения воспитательной работе с осужденными. А на практике учителя школ практически везде включены в активную воспитательную работу не только во время проведения занятий, но и после занятий в отрядах, и по колонии в целом, при этом, как правило достигаются положительные воспитательные результаты. Остается только сожалеть, что в связи со сложным экономическим положением страны и уголовно-исправительной системы количество школ и численность преподавательского состава недостаточна, хотя тенденция к улучшению положения уже просматривается, многое делается для этого на местах в конкретных исправительных учреждениях и школах. По итогам 2008-2009 учебного года начальное образование в школах уголовно-исправительной системы получили 3471 осужденных, основное общее образование 7608 осужденных ( во Всесвятской школе 45 осужденных), среднее (полное) общее образование 5808 осужденных (во Всесвятской школе 91 осужденный). Актуальность проблемы образования в школах мест лишения свободы вызвана тем, что данная проблема мало освещается в средствах массовой информации, замалчивается, но учитывая реалии нашего времени, невозможно оставить эту проблему, причем улучшить ситуацию в образовательном процессе возможно только при наличии взаимодействия, помощи и взаимопонимания министерства юстиции и министерства образования. Всесвятская вечерняя (сменная) образовательная школа была образована в августе (29) 1957 года и осуществила первый набор учащихся. На тот период времени она была организована в целях обучения как спецконтингента, так и для гражданской молодежи. В школе работало пять учителей. В 1979 году было построено новое здание школы в жилой зоне исправительной колонии №10,расчитанная более чем на 400 учащихся (в 90-х годах часть здания была отделена от школы и передана под жилое помещение для осужденных). Начиная с 1980 года наблюдается стабильный набор учащихся который достигает 475 человек, вплоть до 1989 года, когда перестройка коснулась мест лишения свободы, и количество учащихся резко упало до 60-ти человек, а школа переведена в разряд учебно-консультативного пункта (УКП). В этом статусе она была с 1991-1998 годов. С 1998 года количество учащихся увеличилось до 300 человек, а УКП вновь преобразуется в Всесвятскую вечернюю (сменную) общеобразовательную школу.

В настоящее время школа насчитывает более 750 человек, в составе школы имеется 2 УКП – это в ИК-35 (особый режим) и ИК-37 (с октября 2004 г. строгий режим). В штате школы 25 человек преподавательского состава. С 2003 года в штате школы появилась должность заведующей по учебным вопросам и методист. Преподавательский состав в основном – это опытные учителя, имеющие высшее образование (высшая категория – 4 человека; первая категория – 4 человека;  вторая категория – 17 человек).

Учитывая специфику образовательного учреждения и его расположение (жилая зона ИК-10) учительский состав в большинстве своем – бывшие офицеры и работники пенитенциарной системы, это дает возможность строить свою работу и учебный процесс с учетом режимных и воспитательных требований. Особенностью преподавания в местах лишения свободы является и то, за партами сидят не просто ученики, а люди, совершившие тяжкие преступления, имеющие своё мировоззрение, свои понятия (масти), со сломанной (порой) психикой, способные на правонарушения. В последнее время появилось очень много осужденных больных СПИДом. Поэтому методику преподавания необходимо строить с учетом этих специфик.

Рассматривая организацию уч. процесса в местах лишения свободы, нельзя не остановиться на общих специфических моментах, которые в той или иной мере влияют на обучение. Одной из основных особенностей является специальный контингент учащихся. Это осужденные за различные составы преступлений, в большинстве своем за тяжкие или особо тяжкие преступления, такие как убийство, тяжкие телесные повреждения, изнасилование, преступления против собственности. По возрастному составу это в основном молодые люди, многие из которых начали свой преступный путь с детского возраста. Как показывают статистические данные, многие осужденные не имеют образования, либо учились в коррекционных школах. Согласно уголовно-исполнительному законодательству они обязаны учиться, а администрация учреждения обязана направить их в школу и принимать меры принудительного воздействия. Здесь большую роль играет воспитательная работа, как сотрудников учреждения, так и учителей. Необходимо убедить осужденного в получении им образования. С этой целью мы регулярно проводим педсоветы с приглашением начальников отрядов. Представители администрации предъявляют к нам определенные режимные требования и заставляют нас выполнять правила внутреннего распорядка. Все эти моменты сказываются на изменении количественного и качественного состава класса, качестве образования. Чтобы заинтересовать ученика, привить ему желание познать больше, учителя прибегают к различным методам стимулирования:

  1. Фотографирование учащихся по окончанию первого полугодия.
  2. Ходатайство перед руководством колонии о поощрении правами начальника учреждения конкретного ученика.
  3. Проведение предметных месячников (учителя – предметники разрабатывают планы мероприятий, участие учеников поощряется открытками, грамотами и т.д.).
  4. По окончанию учебного года в адрес родителей учащихся, окончивших школу на «хорошо» и «отлично», пишутся благодарственные письма.
  5. Учащиеся поощряются ценными подарками.

Все что касается материальных подарков осуществляется из денежных средств учителей (собираем по 1000 руб. в общественный фонд). К учителю предъявляются высокие требования. Учитель должен выступать не в роли инструктора или наставника, его задача стать организатором образовательной деятельности учащихся. Педагогу должен быть присущ демократический стиль работы и поведения, особенно это важно в школах мест лишения свободы. Ему необходимо знать и понимать сущность, назначение, основные направления образования, обладать такими качествами, как коммуникативность,  искусством педагогической поддержки, владеть основами ораторского искусства, а также:

– уметь осуществлять метапредметный подход в образовании;
– владеть методикой использования активных и интерактивных методов обучения.
– уметь предупреждать и разрешать конфликты, владеть знаниями в области социальной психологии.
– владеть культурой толерантного поведения,  быть лидером, уметь создавать команду.
– обладать культурной проектной деятельности, осуществлять обучение ориентированного на личность.
– уметь реализовывать возрастной подход в образовании.
– уметь ориентироваться и разбираться в сущности преступного мира.
– уметь выявлять лидеров, авторитетов, обиженных.
– адекватно реагировать на различные изменения оперативной обстановки.

Обучение – это целенаправленный процесс, направленный на формирование личности посредством передачи научных знаний и усвоение культурного опыта общества. Основная цель обучение в широком смысле – прогрессивное развитие общества. Процесс обучения может быть представлен следующими основными функциями: Я работаю учителем математики в Учебно-консультативном пункте при учреждении ИК-35 восьмой год. Во-первых, учреждение нас порадовало,  построив новое помещение для УКП. Естественно встал вопрос об оборудовании помещений. Один из классов я, с помощью учеников оборудовал под класс математики,  оформил стенды по алгебре и геометрии, оснастил класс справочным материалом, изготовил геометрические фигуры.

До меня математику преподавал действующий офицер учреждения и, видимо из-за нехватки времени, неумения, занятия проводил очень скучно. Поэтому основной целью я посчитал –разбудить интерес учеников к математике.

Подготовил и провел урок-КВН, урок-путешествие, урок-деловая игра и т.д. Готовясь к уроку, я стараюсь так подобрать так материал к нему и формы работы, чтобы обеспечить мысленную деятельность каждого ученика каждую минуту. Стараюсь предугадывать моменты,  когда эта деятельность может начать угасать, и предусматриваю методы её стимуляции, путем внесения в структуру урока чего-нибудь неожиданного, необычного, азартного, веселого.

Это прогоняет с урока скуку, вызывает живой интерес у учащихся. Например: хотите я угадаю, сколько вам лет (или вашему брату, сестре…)? Тогда скажите мне, сколько получится, если от числа в 10 раз большего, чем число ваших лет, вычесть произведение какого-нибудь однозначного числа на 9.

РАЗГАДКА: надо отделить от объявленного числа число единиц и сложить с оставшимся числом. Например, 143. Значит, объявившему 14+3=17 лет, легко и эффектно! Предлагаю ученикам объяснить, как (при помощи каких формул) я смог угадать возраст.

Объяснение: если искомый возраст х, то в результате требуемых действий получается 10х – 9к, где к – любое однозначное число. Преобразуем полученную разность:
– 10х – 9к = 10х – 10х – к = 10(х – к) + к;
– вашему собеседнику, вероятно, больше 9 лет (х > 9), а к по условию, не больше 9 (к < 9), следовательно, х – к > 0;
– в таком случае число 10(х – к) + к имеет к единиц, и если эти единицы отбросить, то одновременно измениться разряд оставшихся цифр, т.е. десятки станут единицами и т.д., словом, число уменьшится в 10 раз и будет равно х – к, прибавляем к нему число к, получаем искомый возраст – х.

После решения подобных задач ученики, как правило, с нетерпением ждут следующих уроков по математике. Здесь самое главное не заиграться, не увлечься вопросами «интересности» обучения . К.Д. Ушинский говорил: «Сделать учебную работу несколько интересней для ребёнка и не превратить её в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики».Нам, учителям в местах лишения свободы, необходимо учитывать особенности (положение учеников в колонии). К сожалению, мы вынуждены применять и индивидуальный метод обучения, т.к. наши ученики (некоторые из них) постоянно заняты на производстве (все буднии дни). Естественно и количество часов на обработку тем гораздо меньше у них, чем у тех, кто занимается классно-урочной схеме. Наша школа выбрала в этом году направление на метапредметный подход в процессе обучения.

Все учителя нашей школы являются классными руководителями. Деятельность классного руководителя определяется специальным положением, в котором обозначены основные функции: когнитивно-диагностическая, организаторско-стимулирующая, объединительно-сплачивающая, координирующая и личностно-развивающая. Работа классного руководителя сложна и многообразна, поэтому требует высокой квалификации педагога, творческого подхода и личной заинтересованности каждого ученик класса и ученического коллектива в целом. С целью улучшения обстановки между осужденными, в школе более тесного общения, мы регулярно проводим чаепития посвященные определенным датам и праздникам (в учебном году). Как  недостаток считаю отсутствие должного финансирования. Мы, в отличие от городских школ, финансируемся по остаточному принципу. В настоящее время пытаемся создать компьютерный класс и ввести информатику. Ищем средства. 29-го августа 2011 года нам исполнилось 54 года.

Заключение.

Подводя итог изложенной работы, необходимо отметить, что я попытался показать некоторые методические особенности не только преподавания математики в школах мест лишения свободы, но и в целом отразить особенности обучения данной категории лиц, отметить проблемные аспекты, с которыми приходится сталкиваться учителям, работая с людьми, которые по различным обстоятельствам оказались изолированы от общества. Динамика роста количества осужденных показывает, что наше общество уверенно идет по пути демократизации.

Развитие школьного образования  в местах лишения свободы, несомненно, требует еще много усилий со стороны федеральной службы исполнения наказаний и Министерства образования, администрации колонии и учительских коллективов по преодолению трудностей, улучшению финансирования, материально-технического обеспечения, укреплению кадрового потенциала общеобразовательных сменных школ.

Приложение 1