Этапы формирования представлений о цвете, форме и величине предмета у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Разделы: Коррекционная педагогика


Этапы формирования представления о цвете предметов

Формирование представлений имеет важное коррекционное значение, т.к. формируя представления, мы корригируем в сознании ребенка память, мышление и пр.

В коррекционной работе начинаем с идентификации или отождествления предметов. Для этого берем две идентичные игрушки и третью – контрастную. Обучаем ребенка сравнивать предметы и находить их сходства и различия.

Задачей этого периода является глобальное отождествление ребенком предметов и проходит в три этапа.

1 этап – идентификация предметов по признаку цвета.

Показываю ребенку “парные” идентичные игрушки, отличающиеся только по цвету, при этом обязательно одна из игрушек должна быть красного цвета, так как он наиболее интенсивно воздействует и привлекает внимание ребенка, а контрастная игрушка синего или зеленого цвета. Учу ребенка отличать по типу “похоже – не похоже”.

2 этап – соотнесение цвета предмета с эталоном цвета.

Предлагаю ребенку соотнести каждое контурное изображение с игрушкой. Затем обучаю соотнесению с формой. Предлагаю ребенку соотнести контурное изображение предмета с цветом картона, используя термин “подходит – не подходит”. Цвет при этом не называется. На этом этапе необходимо использование контурного изображения одного и того же предмета. Цвета изучаются в следующем порядке, сначала красный, синий, желтый, зеленый, затем фиолетовый, оранжевый и в последнюю очередь, черный и белый. Предметы даются без фона. Только после достижения результата можно использовать фон на картоне.

3 этап – выбор предмета определенного цвета по словесной инструкции взрослого.

Ребенку предлагаю выбрать все красные, синие и т.д. предметы. Отрабатываю реакцию на речевую инструкцию. На данном этапе начинаю работать не более чем двумя цветами.

4 этап – формирование словесного обозначения цвета предмета.

На этом этапе обязательно оказываю ребенку помощь, подсказывая названия цветов. Отрабатываю с ребенком название цвета на определенных предметах, затем восстанавливаю в памяти цвета определенного предмета и соотношу его с другим предметом: трава – зеленая и мячик – тоже зеленый. Подбираю с детьми к шарикам нитки или ленточки соответствующего цвета.

5 этап – обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.

Вначале раскладываю пред ребенком эталоны цвета, затем даю ему пачку карточек и предлагаю разложить их на кучки по цвету. Вначале предлагаемые карточки должны быть без фона и если ребенок успешно справился с заданием, предлагаю ему карточки с фоном. После выполнения этого задания перехожу на кучки без опоры на образы.

6 этап – обучение передачи цвета предметов продуктивной деятельности. Закрепление постоянного признака цвета за предметом.

Использую игры типа “Помоги художнику”, “Раскрась соответствующим цветом”, аппликации. На этом этапе рекомендую использование компьютерных игр – раскрасок с возможностью эмоционального ответа героя при правильном использовании цвета.

7 этап – формирование представления об оттенках цвета.

Предлагаю ребенку 3 позиции, один цвет красный, другой цвет светлее красного, третий цвет темнее красного. Обучаю ребенка сходству и отличию. Оттенки изучаются в последовательности: красный, синий, желтый, зеленый. Навыки обязательно закрепляю в продуктивной деятельности.

Формирование представления о форме предмета

Формирование представления о форме предметов проходит те же этапы, что и формирование представления о цвете.

1 этап – идентификация предметов в целом.

Беру две идентичные игрушки и одну – контрастную. Учу сравнивать предметы, и находить сходство. Учу детей глобально отождествлять предметы.

2 этапа – идентификация предметов по форме.

Необходимо учитывать, что ребенок усваивает только объемную форму. Для этого беру объемные предметы и их обыгрываю. Использую игры типа “Колобок”, “Курочка Ряба”, “Теремок”.

Далее беру плоскостные предметы круг и квадрат, объясняю разницу: круг катится, а квадрат нет. Пособием для обучения объемным предметам служат – шар, куб, конус, параллепипед, для плоскостных – квадрат, круг.

3 этап – соотнесение формы предмета с эталоном формы.

Для обучения правильному соотнесению предмета с эталоном формы – использую “Почтовые ящики” с двумя прорезями. В работе ребенка на этом этапе допускаю возможность накладывания, для правильного соотнесения.

4 этап – выбор геометрической фигуры по словесной инструкции.

Обучаю ребенка выбирать геометрические фигуры по словесной инструкции. Начинаю обучение с плоскостными геометрическими фигурами: квадрат, круг, треугольник. Затем перехожу к объемным геометрическим фигурам: шар, куб, конус.

5 этап – формирование умения обозначать форму предмета.

Использую на этом этапе разрезанные геометрические фигуры, где все основные фигуры состоят из нескольких частей. Складывая геометрическую фигуру из нескольких частей, ребенок одновременно ее называет. Для закрепления этого умения складываю геометрические фигуры из счетных палочек.

6 этап – обобщение одно– или разноцветных геометрических фигур.

На этом этапе использую геометрические фигуры только одного цвета и размера. Обучаю детей группировать геометрические фигуры, соотнося их с эталонами, которые должны быть только черного цвета. После получения убедительного результата, при группировке на одноцветных фигурах, продолжаю работать на фигурах разноцветных.

7 этап – классификация по форме, без контурных эталонов.

На этом этапе обучаю классификации одноцветных, затем разноцветных геометрических фигурок по схеме предыдущего этапа, но без опоры на контурные эталоны. При этом ребенок сначала выкладывает фигурки, а затем выстраивает сериационные ряды: ряды геометрических фигур разных по цвету и размеру.

8 этап – нахождение в окружающем мире предметов определенной формы.

В повседневной жизни, в окружающем мире нахожу с ребенком предметы определенной геометрической формы, закрепляю полученные знания: солнышко – это шар, крыша похожа на треугольник, стена дома и окошко – на квадрат и т.п.

9 этап – изготовление аппликаций из геометрических форм.

На заключительном этапе большое внимание необходимо уделять аппликациям из элементов знакомых геометрических форм, создавая определенные узоры и дорожки сначала по образцу взрослого, затем – собственные. Обязательным условием аппликации из геометрических фигур, является не только их чередование, но и строгое выдерживание чередования.

Формирование представлений о величине

Формировать представления о величине можно только после освоения ребенком представлений о форме и цвете, так как величина – понятие относительное и это затрудняет формирование представлений о ней.

В рамках сенсорного воспитания обучаю детей таким свойствам величины, как сравнимость, изменчивость, относительность.

1 этап – формирование представления о больших и маленьких предметах.

Показываю ребенку, что большую куклу можно взять только двумя руками, а маленькую– одной. В тетради прошу ребенка нарисовать идентичные предметы: большие и маленькие одного цвета. При обучении ребенок обязательно должен называть признак – большой, маленький.

2 этап – формирование представления о длине предмета: “Длинный – короткий”.

Для формирования представления о длине предмета у ребенка беру две полоски бумаги разной длины, две веревочки или можно нарисовать на листке две линии такой же длины. Пальчиком ребенка провожу по полоскам бумаги, линии, веревочке, показывая, что одна полоска, линия, веревочка закончилась, а другая – нет. Для того чтобы полностью провести пальцем по длинной линии, нужно больше времени, по короткой – меньше.

3 этап – формирование представления о ширине: “Широкий – узкий”.

Для формирования представления о ширине, беру две полоски бумажки, две ленточки, дощечки или рисую две речки одинаковой длины, но разной ширины. Строя мостик из одинаковых составляющих элементов показываю, что для переправы, через широкую речку, нужно больше дощечек, для узкой– меньше.

4 этап – формирование представления о высоте: “Снизу – вверх”.

Для формирования представлений о высоте использую два стакана с водой и палочкой. В один стакан наливаю много воды, в другой – меньше. Опуская поочередно палочку в стаканы, показываю, что уровень воды в одном выше, в другом – ниже.

5 этап – построение рядов по признаку (начиная с 3-х элементов до 10).

Для построения сериационных рядов по признаку величины лучше всего использовать игру “Три медведя”, матрешку, различные вкладыши, пирамидки.

Это важный этап формирования цифрового ряда первого десятка. Собирание пирамидки необходимо проводить с обязательной инструкцией: надеваем первое, самое большое красное кольцо, затем второе большое синее и т.д. обучаю детей сравнивать, находить место в ряду и называть.

Заключение

Новизна данной системы работы заключается в том, что в ней делается попытка систематизировать логопедическую и коррекционно-развивающую работу специалистов с целью поэтапного формирования основ сенсомоторного развития детей, имеющих какие-то проблемы уже на начальной стадии своего развития.

Данный материал носит экспериментальный характер, так как я исследую различные модели развивающих занятий, пытаюсь определить наиболее эффективную последовательность комплексных занятий с детьми “группы риска”, выявить и разработать такие приемы психолого-педагогического воздействия на ребенка, которые позволили бы раскрыть потенциал возможностей и способностей каждого конкретного малыша на ранних стадиях его развития.