Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
Персидский поэт и мыслитель XII века Саади
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта. Внимательное отношение к слову это залог развитой речи, проявления лингвистических, творческих, коммуникативных способностей личности. Уважение к слову рождает уважение к человеку как владельцу великого дара и помогает адаптироваться в обществе.
Развитая речь это способность к гибкости в нахождении вариантов решения одной и той же задачи. Она формирует мировоззрение, развивает аналитические способности, направляет детей на то, чтобы они оценивали свою и чужую речь, стремились украсить её, получая удовольствие от процесса говорения.
Анализируя речевую ситуацию, подросток учится адекватному речевому поведению, т.к. учитывает, с кем он говорит, с какой целью, где, когда и как. Растет личность, совершающая меньше ошибок в общении, а значит, и меньше подверженная стрессам.
В настоящее время прослеживается рост объема информации, и отсутствие у значительной части обучающихся устойчивых навыков монологической речи. Последовательно, логически обоснованно освещать вопрос, раскрывать тему – базовое общеучебное умение. Умение строить отношения с людьми, грамотно и четко выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, добиваться решения своих задач в переговорах, завоёвывать умы и сердца аудитории – основа жизненного и профессионального успеха личности.
В современном мире потребность в развитии речи стоит остро. Новые образовательные стандарты определяют умение “осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации” как одно из важнейших. Успешный молодой человек социально активен, заинтересованно познаёт мир, уважает других людей, умеет вести конструктивный диалог, сотрудничать для достижения общих результатов, осознаёт важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способен применять полученные знания на практике.
Руководствуясь социальным запросом и общечеловеческими тенденциями развития личности, комплексное и системное развитие речи мы признаём приоритетным направлением образования в школе. Школьная среда благоприятна для формирования личности, уверенной в себе, неравнодушной к происходящему в ближайшем окружении и в обществе в целом. Такая личность смело включается в процессы преобразования действительности и способна учитывать риски этих преобразований.
В Ломоносовской школе уделяется огромное внимание формированию речевого мастерства учащихся. Образовательная программа “Мастер речи!” (далее – “МР!”) ставит своей главной целью системное развитие речи учащихся в образовательном процессе.
Основная задача программы – сформировать навык рационального использования речевого ресурса, как в учебной, так и в повседневной деятельности, выработать умение связно, логично и чётко говорить. В процессе освоения “МР!” учащимся предоставляется возможность:
- овладеть риторическими понятиями для формирования соответствующих коммуникативных задач;
- обучиться эффективному общению, умению убеждать словом, объяснять свою точку зрения, опровергать ложную;
- развить умение строить своё высказывание в соответствии с речевой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением;
- научиться анализировать и оценивать общение: степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком.
Для решения поставленной задачи реализуются восемь основных направлений деятельности:
- Диагностика и коррекция речевых навыков учащихся.
- Интеграция речевых развивающих занятий с учебными предметами.
- Развитие индивидуального стиля речи учащегося.
- Совершенствование форм развивающего досуга: выездных программ и мини тренингов.
- Осуществление преемственности между ступенями обучения.
- Осуществление взаимодействия со специалистами смежных направлений.
- Совершенствование партнерских отношений с родителями.
- Обобщение и систематизация накопленного опыта.
Опыт показал, что для реализации данных направлений необходимо создание ряда условий.
Условие 1. Привлечение к работе высоко профессионального педагогического коллектива, который работает не только в рамках своего предмета, а может интегрировать программное содержание урока с задачами развития речи (например, при проведении уроков математики, физики, биологии, географии и т.д.). Ученик не просто высказывает свои мысли и транслирует знания по содержанию урока, но и стремится соблюсти грамматические и стилистические правила речи.
Условие 2. Применение методов здоровьесбережения, к которым мы относим приёмы по речевой саморегуляции, занятия по уверенному публичному выступлению, консультации перед устными зачётами, защитами курсовых проектов, литературными конкурсами.
Условие 3. Выстраивание работы, исходя из возможности непосредственного применения полученных умений на практике, что позволяет ребёнку осознать значимость занятий, мотивирует к дальнейшим достижениям. Принцип практикоориентированности предполагает подготовку к конкретным конференциям, семинарам, дискуссиям, митингам, олимпиадам и другим публичным выступлениям, где стоит задача отстоять свою позицию, продемонстрировать результаты своего труда.
Условие 4. Коррекция речи учащихся (звукопроизношения, логоневроза, дислексии) на индивидуальных логопедических занятиях, а также использование комнаты психологической разгрузки, театра теней с дисграфиками для развития мелкой моторики пальцев рук, рисование на песке и т.д.
Условие 5. Построение перспективных динамических связей между учебными параллелями. Введение универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике. Например, в Ломоносовской школе осуществлены по параллелям:
- 5-е классы – техника речевого поведения (уместность, точность, чистота, логичность, выразительность речи); коррекция звукопроизношения; речевое дыхание;
- 6-е классы – речевая включённость – активное слушание, отклик на вербальный посыл; интервью – умение ставить вопросы и давать развёрнутые и краткие ответы;
- 7-е классы – речевой экспромт (умение пользоваться речевыми заготовками, шаблонами, уловками);
- 8-е классы – активизация словаря – лексика (антонимы, синонимы, жаргон, устаревшие слова, говор, диалект, нецензурная лексика); грамматика построения фраз и согласование слов;
- 9-е классы – тактика ведения диалога; кинесика (жесты, позы, мимика);
- 10-е классы – спор, дискуссия, полемика; паралингвистика (использование интонаций, пауз, реплик, слов-вставок); речевые заготовки; экспромт.
Условие 6. Расширение круга речевой деятельности учащихся, создание речевых ситуаций: дискуссионные клубы с приглашёнными деятелями культуры и искусства, политиками, круглые столы, конференции, встречи общественными деятелями, в школе и вне школы, интервью, участие в литературных конкурсах, выступление в СМИ, участие в общественных и благотворительных акциях.
Условие 7. Тесное взаимодействие между структурными подразделениями школы: психолого-логопедической службой, лабораторией “ИнтеллекТ”, газетой “Ломоносовец”, студиями и секциями дополнительного образования (в том числе посредством интервью, вокала, конкурсов), и т.д., – и внешкольными: органами власти, общественными организациями, СМИ.
Условие 8. Определение индивидуальной траектории развития личности. С помощью классного руководителя, психолога, специалиста по развитию речи, и родителей ученик составляет индивидуальный образовательный план (ИОП). Для этой цели проводится диагностика устной и письменной речи, беседы с родителями. Кроме того, анализируется и корректируется умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; способность работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты, на основе согласования позиций и учёта интересов формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Условие 9. Обеспечение возможности для обучаемого объективно оценивать свои успехи и видеть недостатки при совместном анализе аудио-видео записей своих выступлений, домашних заданий. При этом ученик использует диктофон и другие средства записи, выполняя домашние речевые задания, например, в автомобильных пробках.
Условие 10. Информирование родителей с целью активного их участия в образовательном направлении “Мастер речи!”, информирование и демонстрация достижений детей в развитии речи, корректирование плана дальнейшей работы.
Условие 11. Построение практикоориентированных занятий на реальных жизненных ситуациях. Упражнения становятся близки, доступны, легко усваиваются, свободно и немедленно могут быть использованы в практике.
Условие 12. Взаимодействие и стимулирование деятельности педагогов. Для этой цели проводятся семинары, практикумы, консультации, погружение, обсуждение в формате педагогических советов и малых педсоветов. Ведется периодический (2 раза в год) мониторинг уровня речевого развития, индивидуального речевого ресурса ребёнка с последующей при необходимости корректировкой деятельности.
В настоящее время в Ломоносовской школе созданы вышеперечисленные условия. В процессе реализации основных направлений деятельности по системному развитию речи можно констатировать, что поставленная цель достигается. Так, например, в рамках мониторинга уровня речевого развития в школе организован подбор объективных методик диагностики, разработаны и определены критерии:
- информативная насыщенность речи;
- логичность, последовательность высказываний;
- образность, эмоциональность, выразительность речи;
- чистота речи;
- точность, ясность, простота высказываний.
Комплексный характер направления позволяет включать работу по развитию речи в учебную и во внеучебную деятельность школы:
- Интегрированные уроки.
- Открытые устные зачёты.
- Речевые игры.
- Игры-практикумы.
- Речевые упражнения.
- Литературные вечера.
- Речевые конкурсы.
- Уроки риторики.
- Элективный курс.
- Курсовые работы.
- Конференции.
- Семинары.
- Акции.
- Дискуссионный клуб.
- Школа спикеров.
- Анализ видео- и аудиоматериалов.
- Консультации.
Выявлено, что в процессе работы у учащихся формируются следующие компетенции:
- подготовка и написание текста, яркое эффектное произнесение, умение остроумно отвечать на вопросы и уходить от ответа, выступление в неблагоприятных условиях (“искусство публичного выступления”);
- ведение диалога с различными собеседниками (“тактика ведения диалога”);
- способность в устной речи выражать мысли точно, чисто, логично, выразительно, уместно (“техника речевого поведения”);
- ведение спора, дискуссии, полемики (“неудобный собеседник”);
- умение ставить вопросы и давать развёрнутые и краткие ответы (“интервью”);
- психофизиологическое сопровождение речи (“речевое дыхание”, “чёткая дикция”, “постановка голоса, тембр, тон, высота, динамичность”, “коррекция звукопроизношения”);
- умение пользоваться речевыми заготовками, шаблонами, уловками (“речевой экспромт”);
- активное слушание, отклик на вербальный посыл (“речевая включённость”);
- владение слоговой структурой слова (“ритм, темп, чёткость”);
- владение грамматикой построения фраз и согласования слов (“грамматическая основа речи”);
- владение лексикой (“антонимы, синонимы, жаргон, профессиональный жаргон, устаревшие слова, говор, диалект, нецензурная лексика”);
- способность эффективно использовать интонации, паузы, реплик, слова-вставки (“паралингвистика”);
- владение приемами кинесики (“использование жестов, поз, мимики”).
При такой работе учащиеся имеют возможность определить личностные резервы, использовать свои сильные стороны, нивелировать слабые, что позволяет им формировать свой индивидуальный стиль речи, приводящий к успеху, стать настоящим Мастером Речи!
В рамках фестиваля педагогических идей “Открытый урок” на конкурс “Презентация урока” представлен интегрированный урок-практикум “Гормоны и уверенное публичное выступление”. Целью, которого является: прояснить природу волнения, которое мы обычно переживаем перед и во время выступления, научиться преодолевать чрезмерное волнение, используя приёмы риторики.
Задачами:
Выявить причинно-следственные связи гормонов и уверенности публичного выступления;
Снизить субъективную значимость предстоящего выступления через работу с телом, воображением, опытом;
Овладеть приёмами преодоления неуверенности перед аудиторией.
Во время урока-практикума дети осознают, что волнение это всего лишь комплекс биохимических реакций, приводящий к выбросу адреналина в кровь.
Вспомнят функции эндокринных желез, какие гормоны они вырабатывают и действия данных гормонов в процессе функционирования организма.
Узнают, почему адреналин называют гормоном страха, каким образом реагирует субъект на чрезмерный выброс адреналина.
Познакомятся с фобиями других людей, в том числе и знаменитостей.
Поразмышляют над вопросом “Можно ли совсем не бояться публичных выступлений?”.
Осознают, что уровнем волнения можно управлять и на практике опробуют упражнения снижающие уровень волнения перед и во время публичного выступления через работу с телом, воображением, опытом.
В качестве дискуссии ответят себе на вопросы, каким образом человек может поддерживать спокойное и уверенное состояние тела и духа в любой жизненной ситуации.
Выработают в процессе урока конкретные правила-рекомендации для себя и других учащихся по уверенному публичному выступлению, которые разместят на сайте школы в рубрике “Риторика. В помощь каждому” и на стендах в учебных аудиториях.
Результатом урока так же будет являться возможность каждого учащегося использовать наработанные приёмы в любой учебной и внеучебной деятельности, чувствовать себя вооруженным, а значит смелым и активным, что, безусловно, важно в динамично развивающейся современной России.
Список литературы:
- Анисимова Г.В., Гимпельсон Е.Г., Современная деловая риторика: Учебное пособие. М.: МОРЭК, 2002.
- Баева О.А., Ораторское искусство и деловое общение. – Изд. 5-е. – М.: Новое знание, 2005.
- Варатьян Э.А., Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1982.
- Гвоздев Ю.А., Рассказы о русской фразеологии. М.: Просвещение, 1988.
- Горшков А.И., Русская словесность. От слова к словесности. М.: Просвещение, 1995.
- Ладыженская Т.А., Уроки риторики в школе. М.: Баласс, 2000.
- Львова С.И., Там, где кончается слово. М.: Просвещение, 1991.
- Рождественский Ю.В., Техника, культура, язык. М.: Просвещение, 1993.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Занимательная статистика. М.: Просвещение, 1988.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., А как лучше сказать. М.: Просвещение, 1988.
- Стернин И.А., Практическая риторика. – Изд. 4-е. – М.: Академия, 2007.
- Тимошенко Т.Е., Риторика: практикум. М.: Флинта: Наука, 2009.