Город и село. Что такое экономика?

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • дать ученикам представление о жизни города и села;
  • познакомить с понятием «экономика»;
  • выделить отдельные части (отрасли) экономики, показать взаимосвязь этих частей.

Оборудование:

  • рисунки, фотографии города и села, памятников, музеев;
  • картинки с изображением заводов, различных производств, строительства, транспорта, предприятий торговли, сельского хозяйства.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня мы начинаем изучение нового раздела учебника «Жизнь города и села». Как вы думаете, что мы будем изучать на уроках?
Ответить на эти вопросы вам поможет учебник (стр.95). Прочитайте содержание раздела, полистайте учебник.
– А теперь ответьте, о чем мы будем говорить на наших уроках? (Будем говорить о людях, о предметах, об экономике и т.д.)
Если мы на прошлых уроках говорили о растительном и животном мире, о природе, то сейчас мы будем говорить, в основном, о человеке. Человек – часть природы, но в отличие от животных он способен мыслить, говорить, изготавливать предметы, которые нужны ему для быта, возводить строения и т.д. На наших уроках мы познакомимся с некоторыми творениями человечества.

3. Жизнь города и села

Взгляните на доску, перед вами различные картинки, нам надо отобрать только те, на которых изображен город, и отметить отличительные черты города. А затем мы выберем картинки, на которых изображено село, и отметим отличительные черты сельской местности.

Во время обсуждения отличий города и села учитель на доске заполняет таблицу:

Город Село
1) Многоэтажные дома из кирпича.
2) Дороги, покрытые асфальтом.
3) Множество заводов и фабрик.
4) Множество памятников, музеи, кинотеатры и театры.
5) Мало зелени, загазованный воздух.
1) Деревянные частные дома.
2) Проселочные дороги.
3) Люди занимаются выращиванием культурных растений и разведением домашних животных.
4) Села окружены лесом, в котором много грибов, ягод, трав.
5) Чистый воздух, экологически чистые продукты питания.

 Делается вывод, что город – это крупный населенный пункт, а село – небольшой населенный пункт, и поэтому образ жизни горожанина и сельского труженика различен.
Мы не будем сегодня говорить о том, где хорошо – в городе или на селе. Потому как нет однозначного ответа. Сельские жители всегда стремились в город. Их влекли заводы и фабрики.
Но наблюдается и другой процесс – жители городов возвращаются в сельскую местность, где более здоровый воздух и жизнь спокойнее.
– Давайте откроем учебник (стр. 98-99) и рассмотрим условия жизни городского и сельского жителя.
– Найдите сходства и различия городского дома и сельского.

Дети отмечают комфортабельные условия жизни горожан. Для удобства сделано все: и магазин на первом этаже, и балкон, и центральное отопление, отдельные помещения для кухни и спальни и т.д.
Рассматривая дом сельского жителя, необходимо обратить внимание на подвальное помещение – хранилище для овощей, запасов на зиму, и чердак – где также по-хозяйски можно оборудовать место для сушки белья и хранения фруктов.

4. Игра «Подумай сам»

Найди по три плюса и минуса в квартирах города и сельских домах, расскажи соседу.
В это время учитель прислушивается к той информации, которой обмениваются     дети. Самые «яркие» высказывания детей озвучиваются.

5. Знакомство с экономикой – лекция учителя

Каждый день вы слышите по радио или телевидению слово «экономика». Знаете ли вы,       что    оно обозначает? С экономикой сталкивается любой человек – рабочий он или фермер, математик или певец, ученик или дошкольник. Экономика – это отношения между людьми, которые у них складываются, когда одни создают товар, продают его или покупают. Товаром может стать все, что продается и покупается. Это могут быть разные вещи, услуги (подстричь – в парикмахерской, отправить письмо – на почте). А также произведения  искусства: стихотворение, картина. Идеи уже продаются, будь то проект нового автомобиля или научная разработка. И рабочая сила человека идет на продажу, за нее выплачивается заработная плата. Вы едете на автобусе, покупаете хлеб, звоните по телефону, смотрите телевизор, читаете книгу, а экономика всегда рядом с вами.
В основе этого слова стоит «ойкос»: на древнегреческом языке оно означает «дом». А буквальный его перевод – «Искусство ведения домашнего хозяйства». С того, что нас окружает, с домашних дел и забот начинается наша экономическая жизнь. Чем она дает о себе знать? Прежде всего – ценой. Каждая вещь в вашем доме – все имеет цену. Цена позволяет сравнивать вещи, вложенный в них труд. Она подсказывает вам выбор: это дорого, а это в самый раз, можно покупать. Деньги, что у нас в кармане, – кровь экономики, они текут от покупателя к продавцу, и рынок живет веселой жизнью: каждый получил свое, всем хватило, все довольны.
Но так бывает не всегда. И вместе со словом  экономика мы слышим слова: рыночная    экономика, экономический кризис и т.д. Об этом   более подробно вы будете говорить в старших классах, а сегодня мы должны выяснить, из чего состоит экономика. На какие части ее можно разделить?
В этом разобраться нам поможет учебник. Рассмотрите фотографии на странице 101.
– Какие части экономики представлены на фотографиях?
– Итак, наша с вами экономика начинается с того, что каждый день мы сталкиваемся с разными предметами: одежда, обувь, мебель, книги, продукты питания. Какие части экономики нам это создают? (Фабрики, заводы – это промышленность; хлеб, молоко, овощи, мясо – производит сельское хозяйство.)
– Но сама промышленность или сельское хозяйство не пришли к нам в дом. Мы приобрели за деньги их продукты. Какая часть экономики нам в этом помогла? (Торговля – это различные магазины, ларьки, мини-рынки, торговые точки и т. д. )
Есть еще одна часть экономики, без которой мы бы с вами не могли жить, так как оказались на улице, не было заводов и фабрик, не было бы промышленности, так как станки не могли бы круглый год работать под открытым небом.
– Какая это часть? (Строительство.)
– И, конечно же, еще одна часть экономики – это транспорт. А какой бывает транспорт, для чего используется? (Он служит и для перевозки людей, и для перевозки грузов.)
– А как вы думаете, связаны ли части экономики друг с другом? (Да, связаны.)
– Мы с вами уже рассмотрели связь промышленности и торговли, а как объяснить, например, связь строительства и транспорта? (Без транспорта не доставить материалы для строительства новых домов.)
– Объясните связь сельского хозяйства и транспорта. (Не обработать земли, не отправить зерно на элеватор и т.д.)
Итак, делаем вывод, что все части экономики – промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и торговля – тесно взаимосвязаны.

6. Закрепление

– А теперь разгадаем кроссворд?

1. У песочных ям,
У горы крутой
Стоит великан
С железной рукой.

2. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
3. Я – вместе  брюки и пиджак.
А называют меня как?

4. Их валяли да валяли,
Чтобы мы их надевали.

5. Нам его дала корова,
Надо пить, чтоб быть здоровым.

6. Стоит бычище,
Проклеваны бочища.

7. Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.

8. В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет синий цвет.

9. Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.

(Ответы: 1.Экскаватор. 2. Чайник.3. Костюм.4. Валенки. 5. Молоко. 6. Дом. 7. Велосипед. 8. Ручка. 9. Трамвай.)

– Итак, с каким же новым словом мы сегодня познакомились? Прочитайте в выделенном столбце. (Экономика.)
– Что оно обозначает? (Хозяйство.)
– На какие части мы ее сегодня разделили? (Промышленность, Сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля.)

7. Домашнее задание

Прочитать в учебнике материал на стр. 102-103.