Комплексное занятие по сенсорному развитию детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Дать детям представление о воде, её свойствах (прозрачность, текучесть).
  • Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
  • Закрепить знание сенсорных эталонов: величина, форма, цвет.
  • Развитие зрительного и слухового восприятия.
  • Будить интерес к природе, её явлениям.
  • Учить детей последовательно излагать свои мысли.

Материалы и оборудование:

  • Тазик с водой.
  • Стаканы с молоком.
  • Тарелочки.
  • Кубики.
  • Пуговицы.
  • Бумажная лодочка.
  • Аудиозапись.
  • Игрушка «Капитошка».
  • Макет водопада.
  • Баночки со льдом.
  • Аппликация лодочки.
  • Карточки с каплями дождя.

Занятия проводятся в сенсорной комнате с детьми старшей группы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Сюрпризный момент: пришёл «Капитошка»

Воспитатель:
– Ребята, посмотрите, к нам пришёл наш друг Капитошка.
– Давайте поздороваемся.
– К нам он приехал из сказочной страны, которая зовётся «Водиландия». Жителями этой страны являются капельки, такие же как и он, а все вместе они образуют воду.
– Ребята, Капитошка приглашает нас к себе в гости.
– Вы хотели бы побывать в его стране?
– Я предлагаю поехать на такой лодочке, которую вы сейчас и сделаете. (Воспитатель показывает детям образец лодочки и спрашивает о их согласии. Дети отвечают – согласны.)
– Тогда примемся за дело! Подготовим пальчики к работе.

II. Пальчиковая гимнастика

По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок
Скачет резвый табунок.

(Пальчики «скачут» по столу в ритме стихотворения.)

III. Объяснение и показ

Воспитатель показывает аппликацию лодочки, обращая внимание на геометрические фигуры из которых она состоит.

– Какие фигуры? (Ответы детей.)
– По цвету одинаковые? (Ответы детей.)
– Какого цвета? (Ответы детей.)

IV. Поочерёдное выполнение задания

– Сколько фигур лежит перед вами?
– Возьмите большой треугольник. Обведите пальчиком. Посчитайте углы.
– Покажите треугольник поменьше.
– Достаньте последнюю фигуру.
– Посчитайте углы. Что это? (Четырёхугольник)
– Давайте его наклеим на лист бумаги.
– Это будет корпус лодочки, а треугольники – паруса.

(Дети приклеивают паруса и маленький флажок по образцу.)

Воспитатель. Какие красивые лодочки у вас получились! Наши лодочки волшебные. Надо для них найти и озеро волшебное. Ну, что, пойдём искать озеро?

Дети. Да, пойдём!

(Воспитатель приглашает детей выйти из-за столов и отправиться к озеру.)

По маленькой дорожке
Шагают наши ножки.
Топ-топ-топ-топ.
По большой дороге
Идут большие ноги
Топ-топ-топ-топ.

(Дети снимают обувь и идут по сенсорной дорожке.)

– Ребята, смотрите, озеро!

(На фланелеграфе большой овал голубого цвета.)

– А кто скажет откуда в озере вода? Капитошка хочет подсказать вам, и сейчас загадает вам загадку.

Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.
Скачут бусы по дорожке
Как хрустальные горошки.

Дети. Дождик!

– Правильно. А сейчас возьмите карточки, которые лежат на столе и выполните задание: проведите прямые линии от каждой капельки до озера.

(Графическое упражнение «Дождик» выполняется под музыку капель дождя.)

– Звенят, звенят капельки, собираются в ручейки и бегут к волшебному озеру, наполняя его водой.

V. Физминутка

Ключик, ключик, родничок 
Чистая волна.
Чей-то круглый кулачок
Звонко бьёт со дна.

(Дети все выше поднимают сжатые в кулачки ладони.)

– Вот такие подземные ключи – родники дают воду в озёра и реки.
– Ну, вот лодочка и озеро вместе. Пора в путь! Капитошка будет нашим проводником.
– Ну, что, поплыли?

(Дети выполняют движения гребца в ритме стихотворения.)

Маленькая лодочка
По озеру плывёт,
В гости лодочка
Малышей везёт.

VI. – Вот мы и приплыли. Давайте поздороваемся с жителями этой страны, с капельками.
– Подходим к столам, на которых стоят тазики, баночки, стаканчики с водой. Это и есть Водиландия! Что же интересного нас здесь ждёт? Что нового мы узнаем о воде?
В Водиландии есть королева, и вот она написала нам записку, в которой рассказывается о воде и её свойствах. Давайте её прочитаем: «Я могу литься, растекаться…». Так, давайте проверим. Возьмите стакан с водой и вылейте немного воды на тарелку. Но выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода растекается. Вы убедились, что вода льётся и растекается?

Дети. Убедились.

– У вас на столе лежат деревянные кубики, шарики. Это твёрдые предметы. Они имеют форму и сохраняют её. А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём опыт: будем наливать воду в стакан, блюдце, флакон.
Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает? (Форму баночки.) А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце? Вода меняет форму. Это мы увидели из опыта: сначала вода приняла форму баночки, затем – блюдца.
Вода принимает форму предмета, в который её наливают. Вода может менять форму, это вы видели на опыте.
– А какого цвета чистая вода?
Если дети говорят, что она белая, я не верю: смотрите, кладу рядом белый лист бумаги. Отличается вода в стакане от белого листа?
Так всё-таки имеет ли вода цвет?

Дети. Вода чистая, она бесцветная.

Воспитатель. Это ещё одно свойство воды. Наташа, скажи ещё раз, имеет ли цвет чистая вода?
А теперь проведём следующий опыт: у вас на столе лежат мозаика, пуговицы. Возьмите их и опустите в стакан с водой и в стакан с молоком. В каком стакане нам хорошо видны предметы?
А как вы думаете, почему в чистой воде видны эти предметы, а в молоке нет? Какая вода? (Правильно, прозрачная.)
Ребята, а если лёд подержать в ладошках, то что с ним будет? Во что превратится лёд? Из чего состоит лёд? (Из воды.) Давайте проверим. (Дети берут льдинки в руки.)
– Что мы видим? (Ответы детей.)
– Мы с вами узнали ещё одно свойство воды: вода может замерзать, превращаться в лёд, который может растаять, если его нагреть.

VII. Релаксация «Отдых у водопада»

– Сейчас послушаем какую песню поёт вода. Проходите по этой тропинке к водопаду. (Балансировочная дорожка.)

Дети рассаживаются около картины изображающую водопад и слушают музыку.

– Какую песню поёт вода?

Дети. Вода журчит и звенит.

Воспитатель. Молодцы. Вы умные и сообразительные.
– А для чего нужна вода? (Ответы детей.)
Правильно, человек ни дня не может прожить без воды. Вода даёт жизнь растениям, животным, людям. Вода добрый друг и помощник человека. А как приятно и весело плескаться в воде!

Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда.
Брызги вправо, брызги влево
Мокрым стало наше тело.

(Занятие плавно переходит в самостоятельные игры с водой.)

VIII. Итог

– Подойдите ко мне. У кого мы сегодня были в гостях? Попрощайтесь с Капитошкой и жителями сказочной страны «Водиландия». «Садитесь» в лодки и поплывём домой в детский сад. (Звучит музыка, дети «уплывают».)