Интегрированный урок искусства во 2-м классе

Разделы: Музыка


Тема урока: «Птицы улетели».

Цель урока: Научить детей видеть в музыкальных произведениях  красоту осени в ярких красках.

Задачи:

  • Воспитательная – воспитание эмоциональной восприимчивости в музыкальных произведениях, изобразительных, литературных, умение видеть и слышать красоту, печаль осенней природы.
  • Образовательная – познакомить уч-ся с творчеством поэтов А. Майкова, Н. Рубцова, художниками А. Степанова, В. Бялыницкий-Бируля, композитором П.И. Чайковским
  • Развивающая – вокально-хоровые навыки, ассознативное отношение к музыке

Музыкальный материал: Р. Шуман «Первая утрата», П.И. Чайковский «Времена года» (октябрь)

Изобразительный материал: А. Степанов «Журавли летят», В. Бялыницкий-Бируля «Начало осени»

Литературный материал: А. Майков «Пейзаж», Н. Рубцов «Журавли»

Основные аспекты темы: разнообразие проявления осени: опадают листья, улетают птицы, дни становятся короче. Многообразие образов осени в искусстве. Сочинение характерных музыкальных интонаций. Диалог о любимых песнях об осени и выраженных в них настроениях. Изобразительные средства передачи осенней грусти: оттенки цвета, выбор красок и их сочетание, введение контрастов. Поэтические выражения и словосочетания, отражающие осеннюю грусть, образ улетающих птиц.

Ключевые понятия:

I. Оттенок, краска, контраст.
II. Музыкальная интонация, минор.
III. Поэтический образ, поэтическая характеристика.
IV. Образ, эмоция.

ХОД УРОКА

На доске «Венец осени».

«Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной,
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И под дождем осенним тлея,
Чернеет темная листва»
                                   И. Бунин

(Отметить юбилей И. Бунина – 125 лет)

I. Оргмомент

Вход в класс. Учитель говорит план урока (песни, стихи, живопись, слушание)

II. Звучит музыка П.И. Чайковского из альбома «Времена года» (октябрь). Прочитать стихи на доске, определение красок в стихах. Сказать, что в народе октябрь называли зазимник, позимник, предзимник.

          

III. Исполнение песни «Осень» (Падают, падают листья…)

Вопросы к уч-ся:

– Что чувствуете, исполняя эту песню?
– Какая тональность, почему?

IV. Анализ картины И. Левитана «Осень»

Домашнее задание: стихи про осень, которые дети подготовили дома. Определение оттенков красок.

V. Учитель. Я прочитаю Вам стихотворение «Журавли» автора З. Александрова. Обратите внимание на краски, настроение, которые использует поэт.

«Летят высоко журавли
Над опустевшими полями.
Лесам, где лето провели,
Они кричат: Летите с нами,
А в роще сонной и пустой
Дрожат от холода осины.
И долго листик золотой
Летит за стаей журавлиной».

Вопросы к уч-ся:

– Какие чувства испытали, услышав эти стихи, какие краски запомнили?

Можно на выбор предложить стихотворение Н. Рубцова «Журавли».

«Меж болотных стволов красовался восток огнеликий
Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли!
И разбудят меня, позовут журавлиные крики
Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…
Широко по Руси предназначенный срок увяданья
Возвещают они, как сказание древних страниц,
Все, что есть на душе, до конца выражает рыданье
И высокий полет этих гордых, прославленных птиц.
Широко на Руси машут птицам согласные руки,
И забытость болот, и утраты знобящих полей –
Это выразят все, как сказанье небесные звуки,
Далеко разгласит улетающий плач журавлей
Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!
Вот замолкли – и вновь сиротеет душа и природа
Оттого, что – молчи! – так никто уж не выразит их …

Вопросы и задания те же.

VI. Исполнение песни автора Т. Попатенко «Скворушка прощается» (подчеркнуть тональность, выразительная интонация).

VII. Анализ картины А. Степанова «Журавли летят»

Вопросы к уч-ся: краски, крестьянские дети провожают журавлей, какое у нас настроение, когда мы кого-нибудь провожаем? (Грусть, печаль…).

VIII. В народе октябрь называют «капустник» - почему?) потому что в октябре в поле остается одна капуста; белеет она в поле, ждет своей поры: чуть морозцем ударит, станет капуста сладкой, хрустящей и сочной. Можно ее  рубить и на зиму заготавливать: квасить с яблоками, клюквой. Хороша капуста в любом виде – и в борще, и в щах, и с картошкой, и в пирогах. В октябре убирают капусту, а чуть раньше другие овощи. Какие? Дети отвечают. Вот мы с Вами отправляемся на музыкальный огород.

IX. Фрагмент музыкальной игры «Веселый огород»

а) «Салат» исп. А. Рыбкин
б) «Петрушка»
в) «Помидор»
г) «Горох»

Заключительная песня овощей (дирижеры – Горох).

– Вот мы побывали с Вами на огороде и вспомнили конец лета – начало осени.

X. Заключение

– Ребята, посмотрите, как много красоты дарит нам осень! Какой у нас сегодня получился красивый, живописный урок. В музыке – минор, грусть, печаль. В картинах художников – контраст, желтый, красный…В стихах, которые сегодня прозвучали, выражения и словосочетания, отражающие осеннюю грусть, образ улетающих птиц. И урок нас так и назывался «Птицы улетели».

– Закончим мы сегодняшний урок песней композитора Елисеева «Осень» («Поспевает брусника…»)

Выход из класса под музыку композитора П.И. Чайковского «Октябрь».

Наглядный материал к уроку: картина художника, поделки детей, рисунки, сборники поэтов, класс украшен желтыми листочками, характеризующими осень.