В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особое внимание уделяется развитию учительского потенциала. Сложившаяся социальная ситуация качественно по-новому поставила проблему подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров, потребовала научного переосмысления ценностей системы формирования профессиональной компетентности учителя.
Даже очень опытному учителю в современных условиях необходимо постоянно совершенствоваться, получать знания в области новых подходов к организации образовательного процесса, инновационных педагогических технологий, методических основ внедрения обновляемых образовательных стандартов общего образования, а также в сфере современных образовательных запросов ребенка и его семьи.
Современный учитель – это учитель, который не только «учит», но в первую очередь создает условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников; учитель, который не паникует от каждого изменения в программах, учебных планах, так как владеет навыками профессиональной деятельности, которые с каждым годом все теснее связаны с идеей непрерывного образования.
Непрерывное постдипломное образование педагога должно продолжаться на протяжении всей профессиональной деятельности. Традиционно постдипломное образование складывается из:
- предметных курсов;
- работы в методических объединениях, творческих группах, методсоветах, педсоветах;
- проведения открытых уроков;
- самообразования;
- самоанализа деятельности.
Важную роль в непрерывном постдипломном образовании учителей играют курсы повышения квалификации при различных вузах, институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования. Среди разнообразия курсовой подготовки хочется выделить дистанционную форму обучения, предлагаемую Издательским домом «Первое сентября». Тематика этих курсов актуальна, разнообразна, интересна, постоянно обновляется. Наиболее актуальны, на мой взгляд:
- «Экзамен для девятиклассников: содержание алгебраической подготовки», авт. Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Л. О. Рослова;
- «Система подготовки к ЕЭГ по математике», авт. А. В. Семенов, Е. В. Юрченко;
- «Геометрия на профильном уровне обучения», авт. И. М. Смирнова, В. А. Смирнов; и др.
Обучаясь на данных курсах, получаешь не только удостоверение о курсовой подготовке, но и передовые, и оригинальные авторские методики «из первых рук», вне зависимости от места проживания слушателей и авторов учебных курсов, ценный методический материал необходимый для работы с ученическим коллективом. И что немаловажно, обучение происходит в удобное для педагога время.
Продуктивная форма работы, которая рассчитана на участие группы специалистов – это работа в методических объединениях, творческих группах, методсоветах, педсоветах, на которых проводятся различные тренинги, деловые или методические игры, во время которых учителя знакомятся с различным материалом из области дидактики и методики. На таких занятиях решаются три основные задачи:
- помочь учителям за короткий срок усвоить определенный теоретический материал (степень усвоения информации при этом возрастает, так как в игре учитель непосредственно включается в необходимую деятельность);
- через предлагаемые формы и приемы обучения помочь педагогам овладеть ими и дать понять, что их можно наполнить различным содержанием, использовать и при обучении школьников;
- способствовать формированию коммуникативной компетентности педагогов.
На этих занятиях используется технология работы в группе, применяются формы деятельности: диалоги в парах, коллективное определение наиболее важных проблем и выражение своего отношения к ним, дискуссия в группе по поставленному вопросу, выработка совместного решения, презентация решения группы и т.д.
Тематика таких занятий разнообразна, она диктуется постоянно меняющимися потребностями обучающихся. В подобной работе очень важна правильная организация последнего этапа – этапа рефлексии, где участник выражает свое отношение. Переживание опыта интерактивного метода помогает педагогу на практике испытать эффективность данного метода обучения и позволяет создать условия для переориентации в методике работы самого учителя.
Активной формой развития профессиональных компетенций учителя стали методические недели. В рамках такой недели каждый учитель дает открытые уроки, мастер-классы. Учитель делится особенностями методики и формами организации познавательной деятельности, своими приемами и находками. После проведения урока происходит его коллективное обсуждение с самоанализом учителя. Именно благодаря взаимопосещению уроков, их совместному обсуждению, учителя приобретают навыки самоанализа, постановки целей и задач урока. Такие недели являются школой мастерства и обмена опытом. Участие в неделях педагогического мастерства особо ценно для молодых – начинающих учителей.
Современная образовательная ситуация объективно требует от учителя осознания необходимости собственного профессионального и личностного развития. В связи с ростом интеллектуального потенциала общества, расширением сферы педагогического воздействия, к педагогу предъявляются требования интеллектуального самообогащения, самообразования, чтобы соответствовать требованиям времени. В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Источниками знаний являются:
- литература (методическая, научно-популярная и др.);
- телевидение;
- видео и аудио информация на различных носителях;
- интернет;
- видео и аудио информация на различных носителях;
- курсы, семинары, конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом;
- посещение предметных выставок.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личностном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатами самообразования могут быть:
- повышение качества преподавания предмета;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- создание комплектов педагогических разработок;
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.
Основная цель постдипломного образования учителя в условиях школы – подготовить успешного педагога, способного свободно ориентироваться в современной ситуации, управлять качеством образовательного процесса, постоянно расти и совершенствоваться в своей профессии и воспитывать успешных людей. Ведь один из важнейших запросов современного общества в области образования – успешность обучаемых. Научить ребенка быть успешным может только успешный и способный к развитию учитель, тот, кто не только учит, но и постоянно учится сам.