Программное содержание:
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Способность расширению знаний о воздухе. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
Оборудование: воздушные шары, небольшие тазики, трубочки, бумажные кораблики, изготовленные детьми заранее.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. Ребята, к нам сегодня на занятие прилетели два воздушных шарика. Один веселый, толстый, румяный, а второй – бледный, худой и грустный. Как вы думаете, почему?
Дети. Потому что в нем нет воздуха, он сдулся.
Воспитатель. А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Дети. Надо его посильнее надуть.
Воспитатель. Как вы думаете, что находится внутри шарика после того, как мы его надуем?
Дети. Воздух.
Воспитатель. Откуда же берется воздух?
Дети. Мы его выдыхаем.
Воспитатель. Давайте вместе с вами попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух. Подставьте ладонь ко рту и выдохните. (Дети выполняют.) Что вы почувствовали?
Дети. Движение воздуха.
Воспитатель. А теперь возьмите шарики и надуйте их, чтобы они стали круглыми и упругими. (Дети надувают шарики и зажимают пальчиками, чтобы они не сдулись.) Теперь отпустите шарики в воду (на столах тазики с водой) отверстием вниз и разожмите пальчики. Что появляется в воде?
Дети. Пузырьки.
Воспитатель. Откуда берутся эти пузырьки?
Дети. Из шариков выходит воздух.
Воспитатель. А теперь возьмите трубочку, подуйте в неё. Поставьте ладонь. Что вы почувствовали?
Дети. Струю воздуха.
Воспитатель. А теперь опустите конец трубочки в воду и выдохните в неё. Что происходит?
Дети. Выходят пузырьки – это воздух.
Воспитатель. Ребята, значит, из трубочки и из шарика выходит воздух, который мы сначала вдыхаем, а потом выдыхаем. Потому что воздух вокруг нас. Скажите, для чего воздух нужен человеку?
Дети. Чтобы дышать.
Воспитатель. А как попадает воздух внутрь человека?
Дети. Через рот и нос.
Воспитатель. Воздух можно почувствовать. Скажите, как мы это делали?
Дети. Мы подставляли ладонь под струю воздуха.
Воспитатель. А ещё воздух можно увидеть. Как мы это делали?
Дети. Мы дули в трубочку, опущенную в воду, и видели пузырьки.
Воспитатель. Молодцы! А теперь поиграем.
Подвижная игра «Самолёты»
Воспитатель. Ребята, представьте, что вы – самолёты. Для полёта нужно вдохнуть как можно больше воздуха, руки в стороны – это крылья. А теперь полетели! Крылья покачиваются, самолёты летят плавно и красиво. (Дети выполняют.) Но воздух кончается и самолёты приземляются.
Дети снова садятся за столы. Перед ними бумажные кораблики и тазики с водой.
Воспитатель. Ребята, опустите кораблики на воду. Но они не плывут. Что мы с вами можем сделать, чтобы кораблики поплыли?
Дети. Нужно подуть на них.
Воспитатель. Попробуйте. Что же двигает наши кораблики?
Дети. Воздух.
Воспитатель. А откуда берется воздух?
Дети. Мы его выдыхаем.
Воспитатель. А как сделать, чтобы кораблик поплыл быстрее?
Дети. Посильнее подуть.
Воспитатель. Попробуйте вдохнуть побольше воздуха и сильнее выдохнуть, чтобы кораблик поплыл быстрее. (Дети выполняют) А теперь возьмите пушинку и попробуйте подуть на неё. Что произошло?
Дети. Она полетела.
Воспитатель. Скажите, легче было дуть на кораблик или на пушинку?
Дети. На пушинку.
Воспитатель. А почему?
Дети. Потому что она легче кораблика.
Воспитатель. Правильно! Молодцы! Как нужно дуть, чтобы воздушный шарик стал круглым и крепким?
Дети. Нужно сильно дуть.
Воспитатель. А где вы возьмёте воздух?
Дети. А мы его выдохнем.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы всё верно поняли. Тогда вдохните побольше воздуха. И надуйте свои шарики, чтобы они были толстенькими и весёлыми, как наш сегодняшний гость.
Дети выполняют, а потом все вместе играют с воздушными шариками.