Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через изучение основ журналистики

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с появлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка. Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

Наше время отличается стремительностью, диктует новые формы общения. И в этой новой форме диалог сводится просто к обмену информацией, а на задний план уходит овладение средствами невербальной коммуникации, культуры речи, умение устанавливать интерактивное взаимодействие с собеседником (умение слушать и слышать его, проявлять активное ответное отношение и т. д.).

С трудом верится, что люди, чье общение сводится к виртуальному, в прямом и переносном смысле, смогут без серьезных трудностей реализовать себя в социуме, строить и поддерживать отношения с людьми в личном, профессиональном и общечеловеческом плане.

В обыденной жизни знание технологии общения обогащает нас жизненным опытом, ведет к развитию личностных качеств. Бесспорно, что человек, умеющий вести не только бытовой ситуативный разговор, но и организовывать богатое, содержательное общение, будет успешным в учебе, в профессиональной деятельности и в личной жизни.

Именно поэтому нам, педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания.

Проблема развития речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, специалистам, педагогам дополнительного образования, психологам. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей.

Выделяются две основные сферы общения дошкольника – со взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, «чинит» диалог (Е.И. Исенина), интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети испытывают большие трудности в общении, в усвоении родного языка – его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Известно, не владея родным языком, ребенок не сумеет усвоить навыки диалогического общения. Так как диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с партнером. Наблюдения за развитием диалогической речи показали, что возраст (3-5 лет), особо чувствителен, сензитивен в усвоении диалогической речи детьми. Наблюдая за своими воспитанниками, за тем, как развивается у них диалогическая речь, педагог может выделить две линии: во-первых, совершенствуется ли понимание ими речи взрослых; во-вторых, складывается ли собственная активная речь.

Дети пяти лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками. Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Прежде всего для общения детей необходимы материальные условия, т.е. развивающая среда. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Развитие диалога – это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них – ребенок. Дети не умеют использовать доступные вербальные и невербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога, то есть не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться.

Обучение диалогической речи традиционно протекает в форме беседы. В ее ходе происходит практическое усвоение вопросно-ответной формы, которая включает овладение простыми синтаксическими моделями фраз, формирование умения соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания.

Такая ярко выраженная учебная мотивация применима только к детям, у которых достаточно хорошо развита произвольная регуляция собственной деятельности. Как известно, дети, посещающие группы компенсирующей направленности, в большинстве случаев к таковым не относятся. Поэтому для решения задач развития диалогической речи целесообразно использовать игровые методы, которые органично вписываются в жизнь ребенка. При этом игровая мотивация речевой деятельности является определяющей, но не единственной. В недрах игры зреет иная мотивация – учебная. Создается ситуация: чтобы продолжить игру, необходимо чему-то научиться: игровая мотивация становится обусловленной учебной и наоборот.

Таким образом, организация журналистской деятельности – как метода развития диалогической речи дошкольников с применением, в частности метода интервьюирования, усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. Дети получат начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, сделают первые шаги в практической деятельности, будут развивать свои творческие и коммуникативные способности.

Новизна проекта состоит в том, что систематизирован и разработан новый практический материал по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость проекта состоит в том, что предложен конкретный путь развития диалогической речи дошкольников, адаптированы и разработаны применительно к детям старшего дошкольного возраста МДОУ «Детский сад комбинированного вида №5 «Крепыш» методы и приемы по изучению основ журналистики в дошкольном учреждении.

Цель проекта: Формирование и дальнейшее развитие связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через изучение основ профессии журналиста.

Задачи проекта:

  • Обучение детей построению самостоятельных высказываний, умению вести диалог, как со сверстниками, так и с взрослыми.
  • Формирование начальных представлений о профессиональных журналистских качествах и навыках.
  • Расширение и активизация словарного запаса.
  • Развитие коммуникативных навыков и личного взаимодействия детей друг с другом в паре, в группе, в коллективе.
  • Развитие творческих способностей воспитанников.
  • Воспитание желания выслушивать друг друга до конца.
  • Воспитание уважительного отношения к профессии журналиста.

Механизм реализации проекта. Направления деятельности по реализации проекта.

Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Именно в игре дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог. Развитие речи, словесно – логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность.

Для реализации поставленных задач создан цикл мероприятий, который построен с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений.

Содержание цикла мероприятий направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника. Они не только помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, но и убеждают их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. В процессе игр участники учатся слышать друг друга и стараются быть услышанными и понятыми сверстниками, педагогами и родителями. Узнавая и различая виды и жанры журналистики, дети учатся видеть ее особенности, высказывать свое мнение о журналистике, понимать ее назначение в жизни людей. Воспитанники знакомятся с профессией журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, звукооператора, художника, дизайнера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, с особенностями их творческого труда. Учатся вычленять понятия “интервью”, “речь”, “репортаж”, “диалог”, “корреспонденция”, “диктор”, “пресс-центр”.

А самое главное, дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном, выделять смысловые звенья диалога. У них закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая.

Поставленные задачи решаются посредством проведения:

  • занятий;
  • экскурсий;
  • встреч с интересными людьми (журналистами города);
  • сюжетно-ролевых игр;
  • театрализованных представлений;
  • импровизаций;
  • бесед, обсуждений;
  • наблюдений;
  • рассматривания детских журналов, фотографий с изображением известных
  • журналистов, специальной техники;
  • игр, направленных на развитие психических процессов (восприятие, память, мышление);
  • интервью;
  • моделирование ситуаций.

Используются различные методы:

  • наглядные;
  • практические;
  • словесные.

Участники проекта

Проект рассчитан на старших дошкольников, призван заинтересовать педагогов и родителей изучением основ профессии журналиста, научить их внедрять методы и приемы по изучению основ журналистики в существующие программы, как эффективный прием развития диалогической речи.

Этапы и сроки реализации проекта

  • 1 этап «Подготовительный» (сентябрь – октябрь 2010 года)
  • 2 этап «Основной» (ноябрь 2010 – апрель 2012 года)
  • 3 этап «Итоговый» (май 2012 года)
Этап Сроки
1. Подготовительный Сентябрь – октябрь 2010 г.
  • Изучение методических приемов по ознакомлению детей с основами журналистики посредством анализа научно – методической литературы.
  • Разработка модели организации образовательного процесса по реализации проекта, направленного на изучение основ журналистики (Приложение 1).
  • Разработка цикла мероприятий по формированию и развитию связной диалогической речи.
  • Систематизация и разработка НОД, заданий и игр по ознакомлению детей с основами журналистики (Приложение 2).
  • Разработка диагностических методик детской успешности и правил осуществления диагностической работы.
  • Оснащение предметно – развивающей среды.
  • Диагностирование детей.
  • Рассматривание с детьми детских газет и журналов.
  • Ознакомление с профессией журналиста.
  • Проведение экскурсии в местную газету «Мегионские новости» и «Мегион-Информ», в местную городскую телерадиокомпанию «Акцент».
  • Встречи с интересными людьми города.
  • Разработка сюжетно-ролевых игр (Приложение 3).
  • Консультирование воспитателей по вопросам организации пространства общения, развития коммуникативных навыков у детей.
2. Основной Ноябрь 2010 – апрель 2012 г.г.
  • Знакомство с правилами диалогического общения Савиной Е.А., учителя-логопеда детской психиатрической больницы № 6, города Москва;
  • Обучение умению задавать вопросы и отвечать на них;
  • Формирование навыков работы с информацией;
  • Обучение использованию невербальных средств общения, закрепление навыков ведения диалога;
  • Развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;
  • Создание условий для творческого и социального самовыражения дошкольников;
  • Проведение цикла мероприятий и развлечений по формированию и развитию связной диалогической речи;
  • Организация сюжетно-ролевых игр;
  • Организация и проведение словесных речевых игр;
  • Создание условий для постановки и постановка театрализованных представлений;
  • Организация пресс-центра;
  • Проведения консультаций с целью организации взаимодействия с воспитателями и другими специалистами дошкольного учреждения.
3. Итоговый Май 2012 г.
  • Проведение диагностирования диалогических способностей детей по итогам реализации проекта.
  • Анализ полученных результатов.
  • Внесение дополнений и изменений в содержание проекта.

Ожидаемые результаты

1. Собственно речевые умения:

  • вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
  • поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора, сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
  • говорить выразительно в умеренном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета:

  • использовать в речи обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьбу, согласие и отказ, извинение, жалобу, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

6. Умение владеть элементарными знаниями особенностей профессии журналиста:

  • этика поведения, права и обязанности;
  • виды информации, методы сбора информации (наблюдения, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
  • основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж;
  • принципы оформления газеты, альманаха;
  • анализировать полученную информацию;
  • составлять вопросы для беседы, опроса, интервью, анкетирования;
  • сочинять газетные заметки, репортажи;
  • составлять фоторепортаж.

Контроль за выполнением

  • Реализуемый проект органично вписывается в организацию учебно-воспитательного процесса в детском саду и контролируется руководством дошкольного учреждения.
  • Формами контроля по реализации проекта являются отчеты, видео- и фотоматериалы, рисунки, выпуск газет, альманаха, книжек-малышек, альбома «Наша жизнь в детском саду», журнала «В гостях у Кеши».
  •  Отзывы родителей и коллег.

Неотъемлемой частью образовательного процесса является отслеживание качества полученных результатов, то есть диагностирование. В основу диагностирования динамики развития диалогических способностей детей положены методологические принципы:

  1. Принцип комплексного подхода.
  2. Принцип целостного, системного анализа.
  3. Принцип динамического изучения.

Для диагностирования динамики развития диалогических способностей детей, в рамках реализации проекта, используются психодиагностические методы: беседы, наблюдения, обследование.

Задачи:

  1. Подготовка обследования.
  2. Обследование.
  3. Анализ полученных данных.

Диагностические задания.

Во время проведения задания должен быть установлен контакта с каждым ребенком, создана атмосфера дружеского общения. Воспитатель посредством непринужденной беседы выясняет, на каком уровне дети 5-7 лет могут вести разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы.

Беседа представляет собой ряд вопросов:

  • Как тебя зовут? Сколько тебе лет?
  • Какой детский сад, группу ты посещаешь?
  • Тебе нравится общаться с детьми? У тебя много друзей?
  • Ты с ними часто ссоришься? Почему?
  • Какие обязанности ты выполняешь в группе?
  • Ты помогаешь ребятам, а взрослым?
  • Тебе нравятся твои воспитатели? Чем?
  • Что тебе в них не нравится?
  • Ты сам справляешься с заданиями на занятиях или просишь помощи у взрослых?
  • Ты помогаешь родителям?
  • У тебя есть друзья во дворе?
  • Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
  • Каким ты хочешь, чтобы был человек?

Критерии оценки.

  • Коммуникабельность ребенка (желание выполнять задание, активность общения, легкость контактирования).
  • Экспрессивность общения: использование мимики, пантомимики и других невербальных проявлений; эмоциональное состояние, интонационная выразительность.
  • Степень самостоятельности, использование помощи при выполнении заданий.
  • Полнота изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу, связность и логичность высказывания.
  • Речевые средства, с помощью которых реализуются высказывания детей: лексическая полнота и грамматическая правильность, типы предложений.

Вопросы направлены и на понимание обращенной речи, и понимание ее вне контекста, т.е. перехода от одной ситуации к другой.

При затруднениях (длительная пауза, трудность начать задание, перерыв в повествовании) оказывается помощь в виде побуждающих наводящих и уточняющих вопросов.

Критерии оценки средств общения имеет бальную систему. Высшая оценка выполнения задания равняется 10 баллам.

  • 8-10 баллов – полное, самостоятельное, логическое изложение материала, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распространенных и сложных предложений, интонационная выразительность, активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции с первого раза.
  • 4-7 баллов – отдельные неточности, затруднения в воспроизведении текста, единичные аграмматизмы, незначительная помощь в виде подсказок, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуется невербальными средствами общения.
  • 1-3 балла – нарушение в структурировании текста, необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы, ребенок не проявляет активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимательность, речь интонационно невыразительна.
  • 0 баллов – неумение реализовать поставленную задачу, отказ от выполнения заданий, не умение реализовать поставленную задачу или отказ от его выполнения.

Оценка 8-10 баллов соответствовала высокому уровню сформированности диалогического общения, 4-7 баллов – среднему уровню; 1-3 балла – низкому уровню.