Цели:
Образовательные:
- познакомить с новой гласной буквой, обозначающей два звука (в начале слова и после гласного звука);
- научить писать строчную букву я;
- совершенствовать навык чтения слогов и слов с изученными буквами;
Развивающие:
- способствовать формированию навыков правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения, развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания, воображения, мелкой моторики пальцев рук;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к своей Родине, русскому языку, чувство взаимопомощи, поддержки;
- учить детей сотрудничать;
Здоровьесберегающие:
- способствовать сохранению здоровья ребенка через проведение физкультурной паузы, соблюдение правильной посадки, санитарно-гигиенических условий.
Оборудование: компьютер, проекционный аппарат, магнитофон.
Раздаточный дидактический материал: мультимедийная презентация, касса букв, проволока, карточки с заданиями.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-путешествие.
Используемые технологии: информационно-коммуникативные.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы познавательной деятельности: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Структура урока:
- Организационный момент
- Мотивация
- Постановка цели урока
- Актуализация опорных знаний
- Изучение нового материала
- Физкультминутка
- Осмысления и осознание
- Применение новых знаний
- Закрепление новых знаний
- Итог урока
- Рефлексия
- Организационный момент
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли тихонько в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
II. Мотивация
– Сегодня мы с вами отправляемся в далекую необычную страну. Проверьте, все ли необходимое для путешествия у вас имеется. Усаживайтесь удобно, мы отправляемся в путь на нашем замечательном корабле.
На доске изображен корабль.
Слайд 1. (Звучит песня «Веселые путешественники»)
– Пока мы пели песню путешественников, наш корабль приблизился к берегам какой-то страны. Давайте прочитаем ее название.
Слайд 2. (На слайде изображена страна, состоящая из различных островов, под названием Лингвиния)
– «Лингва» на русский язык переводится как «язык». Как вы думаете, почему страна так называется? Кто там живет? Какой язык изучают эти жители? Для чего мы приехали в страну Лингвиния?
Вывод: В Лингвинии живут звуки, буквы, слова, предложения. Все они являются «строительным материалом» русского языка. Жители Лингвинии помогают нам, ученикам, хорошо изучить язык, на котором мы говорим – русский. Хорошо знать язык очень важно, так как он является государственным языком нашей страны – России.
– Во время путешествия за правильно выполненные задания вы будете получать различные фигурки, из которых в конце урока мы построим замки для букв и звуков.
III. Актуализация опорных знаний
– Я предлагаю причалить к самому живописному острову под названием Фонетика.
Слайд 3.
– Почему остров разделен на 2 государства? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте отгадать загадку:
33 сестрички – ростом невелички,
Если знаешь, их секрет, то на все найдешь ответ.
(буквы)
– Что это? Какой секрет знают буквы? Назовите буквы, которые нас встречают. Как вы думаете, почему один домик пуст? Почему гербом государства является глаз?
– Что за жители живут рядом с буквами, если их государственным символом является ухо? Почему государство звуков окрашено красным, синим и зеленым цветом?
– Вывод: Звуки бывают гласные и согласные. Согласные делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие. Звуки мы слышим, а буквы – видим. Буквы нужны для обозначения звуков в письменной речи.
– Ребята, я расскажу вам сказку об острове Фонетики, а вы попробуйте мне помочь.
Сказка о звуках и буквах.
(Сказка читается под плавную, спокойную музыку).
– Жили-были в одном государстве Звуки. Никто их не видел, так как они были невидимками. А вот слышать их можно было. Гербом этого государства было … (ухо). Некоторые из звуков были певцами. За голосистость и певучесть их называли … (гласными). Остальные звуки были добрыми и хорошими, но петь не умели. Они могли шипеть, свистеть, фыркать, звенеть и их называли… (согласными).
– И вот однажды в этом государстве появился волшебник. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с жителями Фонетики. Волшебника очень огорчало, что звуков совсем не видно, и он решил подарить каждому жителю костюм. Стоило его надеть, как звуки становились видимыми и превращались в … (буквы).
– А какие буквы вы уже знаете?
– Выберите из кассы буквы, которые вы изучили и составьте слова: а, о, у, и, е, ы, к, л, н, с, з, р, т, д, м, б, п, в (работа в парах).
– Прочитайте составленные слова и назовите, сколько в них букв и звуков.
Почему в слове «ели» звуков больше, чем букв?
IV. Постановки цели урока
– Страна Лингвиния таит в себе много загадок и чудес. И сегодня она познакомит нас с новой необычной буквой. Что эта за буква и в чем ее загадка вы должны отгадать сами, используя свое воображение, логическое мышление и внимание.
– Отгадайте загадки. Найдите одинаковые звуки в словах-отгадках. Слайд 4
-
Само с кулачок, красный бочок,
Тронешь пальцем – гладко, а откусишь – сладко. (яблоко) -
Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой.
На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (ягода) -
Всегда он в работе, когда мы говорим.
А отдыхает, когда мы молчим. (язык) -
Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках. (заяц)
(На доске появляются слайды с изображением предметов-отгадок))
– Какие одинаковые звуки в этих словах? (йа)
– Придумайте слова, начинающиеся со слога йа, заканчивающиеся на слог йа, слог йа стоит в середине слова.
– А кто догадался, какую букву мы будем сегодня изучать?
V. Изучение нового материала
– Если мы слышим рядом звуки [й], [а], то обозначаем их одной буквой – Я.
Знакомство с буквой Я.
а) На что похожа буква я?
Я – бродяга с рюкзаком.
Путешествует с мешком Слайд 5.
б) Сравнение письменной и печатной буквы я; Слайд 6.
в) Анализ элементов буквы;
г) Конструирование из проволоки буквы я;
д) Письмо буквы в воздухе;
е) Письмо буквы в прописи.
VI. Физкультминутка
(Ученики поют песню «Веселые путешественники», сопровождая все слова движениями.)
Продолжение изучения нового материала
Слайд 7.
– Посмотрите на слова-отгадки, на какие группы их можно разделить? (растения и предметы, слова с буквой я в начале и слова с буквой я в середине слов).
– Сколько звуков обозначает буква я в этих словах?
– В каких случаях буква я обозначает 2 звука?
Анализ слова «язык»: сколько слогов в слове? Назовите первый слог. Сколько в нем звуков? Назовите эти звуки. Как на письме обозначаются звуки йа? Назовите второй слог. Сколько в нем звуков? Сколько в слове звуков? Букв?
Составление схемы слова (опорная схема в прописи на с. 23) Слайд 8.
– Где стоит буква я в слове «язык»? Сколько звуков обозначает?
– Буква Я на острове самая гордая, хвастливая и желает, чтобы все буквы с ней дружили, поэтому она подбегает к буквам и хватает их за руки. Получаются слоги. Давайте их прочитаем. Слайд 9.
– Запишите эти слоги в прописи (анализ соединений, высоты букв, наклона).
VII. Осмысление и осознание нового материала
Слайд 10.
– Рассмотрите картинки на карточках и выполните задание
– Обведите предметы, в названии которых есть буква я.
– Проверьте свою работу. Слайд 11.
VIII. Применение новых знаний
– Придумайте предложения по схеме, чтобы в нем были слова с буквой Я.
Слайд 12.
– Какие слова с буквой я вы использовали? Назовите слово и определите, где стоит буква я и сколько звуков она обозначает.
– Жители острова Фонетика тоже придумали предложение .
Слайд 13. Язык болтает – делу мешает.
– Прочитайте предложение. Что это за предложение? Какое значение имеет эта пословица? Назовите слово с буквой Я. Сколько звуков обозначает буква Я? Почему?- Какое значение имеет слово «язык» в данном предложении?
– Какие еще значения могут быть у слова «язык»?
– Правильно. Слово «язык» – многозначное.
Чтение текста «Языки», с. 120
А) чтение шепотом;
Б) чтение «по цепочке»;
В) выборочное чтение по вопросам:
– Как доктор узнал, что мальчик болен? Какое значение у слова «язык»?
– Почему колокол нем?
– Сколько языков знали ребята? О каком значении слова «язык» идет речь в предложении?
– Есть и другие «языки»: языки пламени, языки волн.
– О каком значении слова говорится в данном предложении:
Слайд 14. Мы изучаем русский язык.
– Для чего мы учим русский язык?
– Главная задача русского языка – помогать людям понимать друг друга. Не всегда легко выразить свою мысль. Этому надо учиться. Поэтому не ленитесь думать, рассуждать и доказывать.
– Запишите предложение в пропись, используя письменные буквы.
IX. Закрепление нового материала
Слайд 15.
– Выполните задания на карточках
1 уровень. Обведи в тексте букву Я.
Моя Земля, моя страна – Россия. Россия – Родина моя.
2 уровень. Дополните предложения словами, начинающимися на букву Я.
Высоко в небе летает … Мою сестру зовут … В лесу дети собирали …
– Давайте проверим, как вы выполнили эту работу.
X. Итог урока
– Какая буква живет в пустом домике на острове в стране Лингвинии?
– В чем ее секрет? Какие слова с буквой Я вы запомнили? Как вы думаете, почему чаще всего нам сегодня встречалось слово «язык»?
XI. Рефлексия
– Ребята, мы заканчиваем сегодняшнее путешествие по стране Лингвиния. Давайте выполним последнее задание – построим замки для букв из фигур, которые вы заработали на уроке.
(Дети строят замки в парах)
– Молодцы! Красиво построенные замки, говорят мне о том, что вы не зря приезжали в Лингвинию – вы хорошо работали на уроке, узнали много нового. Изучая русский язык, мы еще не раз посетим эту чудесную страну.
XII. Организационный момент
– Спасибо за урок!