Цели:
Образовательные:
- закреплять правильное произношение звука [с] в слогах и словах;
- учить составлять сложносочинённые предложения с союзом а;
- расширять кругозор и расширять словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать нравственно-волевые качества личности и эмоциональную отзывчивость, дисциплинированность, взаимопомощь, ответственность, самостоятельность, собранность;
- формировать коммуникативные навыки.
Оздоровительные:
- укреплять мышечный корсет;
- формировать правильное дыхание;
- развивать моторные функции;
- вырабатывать правильную осанку.
Коррекционно-развивающие:
- развивать и корректировать основные виды движений, музыкально-ритмические движения, чувство ритма и темпа;
- развивать психические функции, мимику – выражение радости и грусти;
- способность ориентироваться в пространстве;
- эмоционально-волевую сферу и личностные качества;
- речь, логическое и образное мышление, память слуховое внимание.
Оборудование: фитболы (большие гимнастические мячи), магнитная доска, колокольчик, картинки к сказке, зрительные образы, магнитофон, музыкальные записи, призы.
Подготовительная работа:
- Чтение сказки «Заюшкина избушка».
- Пересказ сказки детьми.
- Разучивание комплекса упражнений: «Ёлочка», «Зайчик», «Лисичка», «Собачка», «Медвежонок».
Ход игротренинга
Педагог: Здравствуйте, дети! Вот и настал новый день. День сегодня особенный. Скажите, чем он примечателен?
Дети: Сегодня первый день зимы.
Педагог: Верно. С сегодняшнего дня начинается зима. Я вижу, что у вас у всех замечательное настроение. Как хорошо, что сегодня мы собрались здесь все вместе. У нас будет интересное занятие. Давайте выпрямим спины, расправим плечи, сделаем глубокий вдох – вдохнём свежесть этого зимнего утра, а потом сделаем выдох – выдохнем все неприятности и огорчения.
Упражнение на развитие дыхания
Педагог: я вижу, что ваше настроение стало ещё радостнее, все бодры, веселы и готовы отправиться в сказку. Хотите отправиться в сказку?
Дети: Да!
Педагог: сегодня мы отправляемся в сказку, а в какую, вы узнаете, если отгадаете, из какой сказки эти слова: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!»
Дети: «Заюшкина избушка».
Педагог: Молодцы, отгадали. Но дорога в сказку непростая, вам придётся преодолеть различные испытания. Чтобы справиться с ними, нужно быть внимательными, дисциплинированными, а самое главное – дружными! Все готовы быть дружными?
Дети: Да!
Педагог: Тогда в путь!
Двигательное игровое упражнение «Ты шагай»
Ты шагай, ты шагай, Ноги выше поднимай! |
Дети шагают в колонне, высоко поднимая ноги |
И потопай по дорожке, Веселей стучите ножки |
Шагают на всей ступне, ноги на поясе |
Ты беги, ты беги, На носочках ты беги |
Бегут на носках, руки на поясе |
И на пяточках пойдём, Топать громко мы начнём |
Ходят на пятках, руки за спиной |
Ты скачи, ты скачи, На лошадке поскачи |
Прямой галоп, руки перед собой |
Маршируй ты веселее, Ноги топают дружнее |
Маршируют |
Педагог: Вот мы и в сказочном лесу, на той самой полянке, где лиса и заяц построили свои избушки. Возьмите мячи, это будут «пенёчки», и займите место на лесной полянке.
Дети распределяются по залу, садятся на мячи.
Педагог: А теперьвспомним сказку: «У лисы была избушка ледяная, а у зайца – …
Дети: Лубяная!
Педагог выставляет картинку – избушку и выясняет значение слова «лубяная».
Педагог: Пришла весна-красна – у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Ребята. А почему у лисы избушка растаяла?
Дети: Солнышко стало припекать – вот она и растаяла. Педагог с детьми повторяют признаки весны. Осталась лиса без дома. Попросилась она переночевать у зайчика, да его из избушки и …
Дети: Выгнала.
Педагог: Идёт зайка и …
Дети: Плачет.
Педагог выставляет картинку с изображением грустного зайца.
Психологический этюд «Грустный зайка и радостная лисичка»
При помощи мимики дети изображают выражение грусти и радости.
Педагог: Изобразите, ребята, как расстроился заяц, как он заплакал, когда лиса его выгнала. А как радовалась лиса, когда забралась в его домик?
Педагог выставляет картинку с изображением радостной лисы.
Педагог: Выглянула лиса в окошко и любуется – солнышко светит ярко, греет всех своими лучами. Вот так.
Педагог показывает макет солнышка и произносит звук [с] (обозначающий «солнышко смеётся»), дети повторяют.
Вдруг набежала тучка, пошёл дождь. Вот так.
Педагог показывает макет тучки и произносит звук [ш] (обозначающий «шум дождя»), дети повторяют.
Если светит солнышко –
Можно погулять,
Бегать, веселиться,
Прыгать и играть.
Если тучка хмурится
И грозит дождём.
Спрячемся за пенёчек мы –
Дождик переждём.
Игра на развитие слухового внимания «Солнышко и дождик»
Под звук [c] – дети свободно бегают по залу. Под звук [ш] бегут к мячу и прячутся за мячом. Игра проводится 3 раза.
Педагог: Ребята, располагайтесь на своих пенёчках, садитесь, отдохните. Обратите внимание, какие красивые ёлочки растут около заюшкиной избушки.
На магнитной доске выставляются ёлочки.
Логоритмическая зарядка
Давайте покажем, как ёлочки приветливо машут нам своими веточками. | |
Упражнение «Ёлочки» Ёлки ветки поднимают, Ёлки в лес нас приглашают. Приходите, приходите, И на нас вы посмотрите |
И.П.: сидя на мяче, руки вдоль туловища Напряжённые руки развести в стороны, вверх, в стороны, вниз – движения выполняются на каждую строчку |
А вот мимо ёлок бежит лиса и радуется, что выгнала зайчишку. | |
Упражнение «Лисичка» Рыжая лисичка По лесу бежала. Рыжая лисичка Хвостиком махала. |
И.П.: сидя на мяче, руки на поясе Выполняются попеременные притопы Сидя на мяче выполнять перекатывания вправо-влево |
А бедный зайка боится лисы и прячется за пенёчком. | |
Упражнение «Зайчик»
Зайка прыг, Зайка скок, Схоронился за пенёк. |
И.П.: стоя, мяч на полу, ладони приставлены к голове – ушки зайца Прыжки на 2-х ногах возле мяча Присесть, руки на мяче |
Ребята, вспомните, пожалуйста, кто первый пытался помочь зайцу прогнать лису? Правильно – собака. | |
Упражнение «Собака» |
И.П.: сидя за мячом, руки на мяче. Из этого положения, прокатываясь по мячу животом перейти в упор руками на полу, ноги поставить на мяч. Произвести «гав!» и вернуться в и.п. |
Не удалось собаке прогнать лису. А кто ещё помогал зайцу? Правильно – медведь. | |
Упражнение «Медвежонок»
Мишка, мишка, косолапый, Широко расставив лапы, То одну, то обе вместе, Долго топчется на месте. |
И.П.: стоя, мяч в согнутых руках перед собой Широко расставив ноги выполнить кружение вокруг себя на наружном своде стоп, обхватив мяч руками (как медведь держит улей) Шагать вперевалочку на месте |
Педагог: Медведь тоже не справился с лисой. А может мы попробуем прогнать лису? Сыграем в игру «Кто громче» лиса испугается и убежит.
Игровое упражнение «Кто громче» (на развитие дыхания)
Сидя на мяче выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, прижимая левую ноздрю. Глубоко вдохнуть правой ноздрёй (рот закрыт) и произносить «м-м-м», (на выдохе), одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре, чтобы получить длинный скандированный выдох. Звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным. Выполнить те же самые действия прижимая правую ноздрю.
Педагог: ну и лисичка! Не испугалась! Но мы знаем ещё одну игру. Если будем дружно и громко хлопать, то лиса, надеюсь, убежит.
Ритмическая игра «Похлопаем-пошлёпаем»
Дети сидят на мячах. Хлопают сначала в ладоши, затем ладонями по коленям. На первый и третий куплеты медленно, на второй быстро.
Педагог: вот какая лиса, не хочет выходить из избушки. Совсем загрустил заяц. Давайте попытаемся его развеселить – сыграем в игру. Покажем зайцу, что никогда не надо унывать.
Подвижная игра «Бездомный заяц»
Мячи лежат в центре зала на один меньше, чем количество игроков. Все дети под звучание музыки и звон колокольчика бегают по залу. Как только звучание прекратится, дети садятся на любой из мячей. «Бездомным зайцем» является тот ребёнок, который не занял мяч. Он выбывает из игры. В каждой последующей игре количество мячей сокращается на один.
Педагог: Посмотрите, как развеселился наш зайчик!На магнитной доске фигура грустного зайца меняется на веселого. Посмотрите, как он теперь улыбается! А теперь давайте опять отдохнём на нашей лесной полянке. Дети садятся на мячи. Скажите, кто в нашей сказке справился с лисой? Правильно, петух. Выставляется картинка с петухом.
Да, наш Петя – петушок,
Поднял красный гребешок.
На плече несёт косу,
Хочет он прогнать лису.
Давайте поможет Петушку наточить косу. Вот так, посмотрите. Изображает как точит косу, одновременно произнося звук [с]. А теперь все вместе, дружно – с-с-с. По ходу произнесения педагог напоминает артикуляцию звука [с]. Хорошо постарались. Острая коса? Ответы детей.
Петух по двору шагает,
Свою песню распевает.
Поможем петуху прогнать лису, спеем с ним его песенку.
Су-су, су-су – на плече несу косу;
Сы-сы, сы-сы – не боюсь я лисы;
Са-са, Са-са – уходи скорей лиса;
Су-су, су-су – мы прогнали лису.
Дети поют попевку, раскачиваясь на мячах в такт музыки.
Педагог: Молодцы, ребята! Помогли петуху прогнать лису! Но лиса, озорница, оставила в избушке такой беспорядок! Поможем зайцу вернуть всё на свои места, наведём порядок в избушке? Ответы детей. Тогда за дело!
Игровое упражнение «Верно-неверно»
Педагог говорит фразы, а дети исправляют, например, «у лисы сыр в стакане, а чай на тарелке», «конфеты у лисы в кастрюле, а суп в коробке», «пирог в чашке, а кофе на блюдце» и др.
Педагог: Молодцы, хорошо потрудились! И теперь мы может отдохнуть. Устраивайтесь поудобнее. Дети ложатся на ковёр. Нужно набраться сил, нам ведь предстоит обратный путь. Звучит музыка, дети закрывают глаза
Релаксационное упражнение «На полянке»
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко,
Ровно, глубоко.
Руки, ноги отдыхают,
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются,
Все спокойно расслабляются,
Дышится легко,
Ровно, глубоко.
Педагог: Сейчас я сосчитаю до трёх и вы проснётесь. Вот и подошло к концу наше путешествие по сказке. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Почему заяц пустил лису?
- А как бы вы поступили на месте зайца?
- Что победило в сказке – добро или зло?
Педагог выслушивает ответы детей, хвалит. Так будьте же всегда добрыми, отзывчивыми, внимательными к друг другу, дарите друг другу добро!
К солнышку потянитесь,
Лучик возьмите,
К сердцу прижмите,
Людям отдайте,
И улыбнитесь!
При разработке конспекта данного тренинга мною была использована статья «Двигательный игротренинг», журнал «Логопед» №2, 2010.