Цели:
- систематизировать и обогатить знания детей о животных и растениях леса;
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает;
- развивать речь учащихся, расширять и активизировать словарный запас.
Ход занятия
I
– Ребята, мы получили телеграмму, в которой нас приглашают в гости. Послушайте ее: «Дорогие, друзья! Приглашаю вас в мой удивительный дом. Здесь вас ждет много вопросов, загадок, интересных открытий!» Но вот беда! Имя автора этой телеграммы рассыпалось на слоги. Давайте попробуем его собрать.
(ЛЕСОВИЧОК)
– А как называется дом Лесовичка? (лес)
– Ребята, к нам гости. (Входят девочки 6 класса) Это Нюша и Маруся. Они отправятся с нами. Но Лесовичок пускает только тех, кто умеет себя вести в лесу.
НЮША и МАРУСЯ:
– Мы умеем! Мы даже правила лесные знаем! (Чтение правил. Дети соглашаются или нет.)
- Как хорошо в лесу! Можно нарвать огромный букет цветов, наломать веточек деревьев и поставить их в вазочку!
- Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите!
- Наконец-то можно покричать, пошуметь и, главное, никому не мешать!
- Старайся не шуметь, а то лес испугается, и мы не узнаем ни одной тайны.
– Теперь можно идти. А что нужно сказать, когда приходишь в гости? Давайте поздороваемся.
Здравствуй, лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
– Вот мы входим в лес, и что мы слышим? (Фонограмма «Голоса птиц».)
– Знаете ли вы птиц, которые живут в лесу? Мы сейчас проверим.
- Я по дереву стучу.
Червячка достать хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (Дятел)
– А какую пользу приносит дятел? (Дятел – лесной доктор. Своим клювом он чистит кору деревьев от вредных насекомых)
- Эта птица не вьет гнезда, не высиживает свои яйца, а подбрасывает их в гнезда других птиц. (Кукушка)
– А есть ли польза от этой птицы? (Ест волосатых, ядовитых гусениц, которых другие птицы не едят. Бывали случаи, когда всего несколько кукушек спасали большие леса от опасных вредителей.)
- Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)
– Что вы знаете о сове? (Сова – хищная птица. Она питается насекомыми, мышами и даже зайцами. Одна сова спасает в год почти тонну хлеба и уничтожает за год 1000 мышей.)
ФИЗМИНУТКА:
Игра «Сова». Правила игры: «Сова» засыпает. «Мышки» меняются местами. «Сова» должна угадать, кто изменил свое место.
- – Перед вами цепочка букв. Если вы будете внимательны, то найдете в ней название птицы, которая тоже встречается в нашем лесу.
СОНОСИНИЦАСТРА (синица)
– Зимой часто видите этих птичек у своих окон? (Свои гнезда синицы устраивают в дуплах деревьев, которые сделал дятел или в старых трухлявых пнях. Летом питаются насекомыми, а зимой прилетают к нашим домам за помощью.)
- – Разгадайте ребус и вы узнаете какая птица тоже встречается в наших лесах.
Ребус: 40А.
– Как подает голос сорока? (трещит, стрекочет) Благодаря сороке, жители леса узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности.
– Какие из этих птиц живут у нас круглый год, а какая прилетает весной, а зиму проводит в далекой жаркой Африке? (Кукушка) Как называются такие птицы?
II
(В руках у учителя оказывается шишка)
- Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (Белка)
– У нас тоже есть белочка. Она что-то хотела вам рассказать.
Я – белка, веселый зверек,
По деревьям скок да скок.
Но зимой я меняюсь,
В шубу серую переодеваюсь.
Меньше приходится прыгать, скакать,
Силы надо беречь, сохранять.
Всю осень дупло утепляла,
Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас:
Грибы, ягоды, орехи.
Чтоб зимой не голодать.
Где ж в мороз еду достать?
– В одном дупле белочка никогда не хранит запасы, а раскладывает их в разные дупла.
Давайте поможем нашей белочке разложить 7 грибочков в 2 дупла. Как это можно сделать?
- – Разгадайте ребусы и вы увидите очень сильных и красивых обитателей леса. (Лось. Тигр.)
(Лось – самый крупный из всех оленей. Зимой он кормится сосновыми шишками, разгребает копытами снег в поисках мха. Лось хорошо плавает и летом часто заходит в воду, чтобы полакомиться водными растениями. Тигр – самая большая и сильная из всех диких кошек. Он охотится на кабанов, оленей, лосей.)
- – Соберите разрезные картинки и угадайте лесных жителей. (Лиса. Заяц. Рысь.)
– У кого из этих животных появилось прозвище Патрикеевна?
– Лиса Патрикеевна получила свое прозвище в честь князя Патрикея, жившего 600 лет назад и прославившегося своей хитростью и изворотливостью.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода кора.
Меньше тигра, больше кошки,
На ушах – кисточки-рожки,
С виду – кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь.
- – Прислушайтесь, ребята! Кто-то плачет!
«Ох, и не любят меня люди! Говорят, что злой я, всегда голодный. Ни одной сказки, где бы я был добрым, не придумали! И голос у меня страшный, и характер скверный. Неужели, и правда от меня никакой пользы?» (Волк)
(Волк, который нападает на овец и других домашних животных приносит людям вред. Но в лесу он чаще охотится за больными и слабыми животными. Уничтожая слабых и больных зверей, волк спасает других животных от голода и болезней. Его называют «санитаром леса». Волк очень хитрый и умный зверь.)
- – Какой же лес без этого героя?
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый.
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу? (Медведь)
(Бурый мишка ест много и часто – орехи, ягоды, желуди, мед, птиц и их яйца, нападает на лосей и оленей, иногда на домашних животных.)
ФИЗМИНУТКА:
Игра «Медведь». Правила игры: Дети хором произносят слова. Последнюю строчку говорит один человек. «Медведь» должен угадать его по голосу.
Как под горкой снег, снег,
И на горке снег, снег,
И под елкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
А под снегом спит медведь.
– Тише, тише, не шуметь!
III
– НЮША и МАРУСЯ приготовили для нас кроссворд. Разгадав его, мы узнаем, что в лесу растет.
- В белом сарафане
Стояла на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы. (Береза)
– Если ранней весной поранить ствол березы, то из надреза по каплям начнет сочиться прозрачный, сладковатый на вкус сок. Это очень вредно для растения! Оно лишается своих запасов, необходимых для роста и цветения!
-
Что же это за девица
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель) -
Похожа я на елку,
Но длинней иголки. (Сосна) -
Из крошки-бочки вылез,
корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч. (Дуб)
– Посмотрите, какие кривые ветви у дуба. Это происходит потому, что дуб очень любит свет, и его побеги меняют направление роста несколько раз за сезон, в зависимости от освещения. Дубы бывают до 50 м высотой.
- Ребус (ШИПОВНИК)
– Какое из этих растений отличается от всех других?
IV
– НЮША и МАРУСЯ, ребята приготовили для вас загадки. Догадайтесь, о чем они?
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)
– Отгадайте их загадки и соберите грибы в корзину. (Герои отгадывают загадки и кладут грибы в корзину. Дети следят, чтобы в корзину попали съедобные грибы.)
-
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята) -
Этот красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки. (Мухомор) -
Коричневой шляпкой приветствую вас.
Я скромный грибок безо всяких прикрас.
Под белой березкой нашел я приют.
Скажите, ребята, меня как зовут? (Подберезовик)
– Подберезовик растет среди берез. А как назовем такую рощу?
-
Вот растет девица бледная,
Ее обходит даже еж,
Для здоровья очень вредная –
Лучше ты ее не трожь! (Бледная поганка) -
В лесу осеннем в сентябре
В скучный день дождливый
Вырос гриб во всей красе,
Важный, горделивый.
Под осиной его дом,
Шляпа красная на нем.
Многим этот гриб знаком.
Как его мы назовем? (Подосиновик) -
– Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка его на срезе потемнела. А у этого не темнеет никогда. Даже когда его высушишь. Может поэтому и получил гриб свое название? (Белый гриб)
V
– Удивительное место лес! Но он иногда плачет. А плачет он тогда, когда люди делают ему больно. Они вырубают леса, разводят костры и оставляют их без присмотра. Что происходит? Лесной пожар – страшное зрелище. Гибнут деревья и травы, птицы, звери, насекомые. Вместо красавца-леса остается черная пустыня. И только тот, кто любит природу, никогда не сделает лесу больно.
Все, с кем мы сегодня встретились, хотят узнать, любите ли вы природу? Они приготовили вам задание, которое называется «Это делают любители природы». Если вы согласны, то крикните «ДА», а если не согласны – топаете ножками.
– Разоряют птичьи гнезда.
– Уничтожают несъедобные грибы.
– Сажают деревья.
– Ломают ветки деревьев.
– Подкармливают птиц зимой.
– Не оставляют в лесу костры без присмотра.
– Разоряют муравейники.
– Ставят капканы.
– Жгут прошлогоднюю траву.
– Кто природу губит,
Тот свой край не любит.
– Птиц, зверей оберегаем,
И всегда им помогаем!
– Пришла пора прощаться. Скажем Лесовичку и его друзьям «спасибо» и пообещаем никогда не делать лесу больно.
Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий, до свидания!
Защитил ты нас от зноя,
Напоил живой водою,
Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и звери, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!
– Давайте хором прочитаем русскую пословицу:
ЛЕС – БОГАТСТВО И КРАСА, БЕРЕГИ СВОИ ЛЕСА!