Цели: формировать умение целостно воспринимать образ как средство выражения художественной идеи, умение видеть авторскую позицию, работать над выразительными средствами языка.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка д/з.
- Мы работаем с вами по теме «Произведения зарубежных писателей».
- С какими произведениями мы с вами знакомились на уроке слушания?
- Каким было ваше домашнее задание?
- Сейчас мы послушаем несколько ваших работ. (Отзывы о прочитанном.)
- Какие читательские умения мы формировали на прошлом уроке?
(Анализировали, отвечали на вопросы, учились понимать собеседника, рассуждать о прочитанном, выделяли отдельные эпизоды.)
3. Постановка цели урока.
- Сегодня мы с вами продолжим формировать читательские умения при знакомстве с творчеством Г. Х. Андерсена.
- Посмотрите на портрет великого сказочника, годы его жизни.
- В каком веке он жил?
- Какие факты из его биографии вам особенно запомнились?
- Как вы думаете, почему до сих пор мы читаем его сказки?
(Они учат добру, трепетному отношению друг к другу, пониманию, мудрости.)
- Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла слова Л. Н. Толстого.
- Давайте прочитаем.
4. Словарная работа.
- Сегодня мы будем знакомиться со сказкой Андерсена.
- При чтении нам встретятся слова. Давайте их прочитаем по слогам и целыми словами правильно поставив ударение.
- Два ученика будут работать со словарём.
(Слова для работы: скрижали, Моисей, орган)
Слова на доске:
- невероятное
- полкоролевства
- изворачивались
- драгоценные дары
- благовонные курения
- заботившийся
- торжественно
- одухотворявшая
- смятение
- лезть из кожи вон
- идея
5. Первичное чтение.
- Что мы обычно считаем невероятным?
- Послушайте сказку и ответьте на вопрос.
- Почему Андерсен назвал свою сказку «Самое невероятное»?
6. Чтение.
- Поднимите руки, кому сказка понравилась?
- Почему же Андерсен назвал свою сказку «Самое невероятное»?
- Что в этой сказке больше всего увлекло: сюжет, основные события, или описание волшебства?
-По какой причине в королевстве все от мала до велика «начали ломать себе голову»?
- Найдите и прочитайте, как об этом говорит автор?
- Прочитайте как описана выставка невероятных вещей?
- Почему часы были названы настоящим чудом?
- Как назван изобретатель часов? Найдите подтверждение своих слов в тексте.
- Почему поступок силача можно считать более невероятным, чем художника-творца?
- Согласны ли вы с решением судей?
- Здесь дана иллюстрация, найдите в тексте эпизод, которому она соответствует.
- А если бы вы иллюстрировали сказку, какой бы выбрали эпизод?
7. Итог урока.
- Мы с вами анализировали сказку, что особенно понравилось?
- Встречали ли вы таких людей, какими были творец и силач?
- Мы знаем, что сказки обычно хорошо заканчиваются, а понравился ли вам конец этой сказки?
- Обратите внимание на книжную выставку. Возьмите в школьной или своей домашней библиотеке одну из книг и подготовьте её к обобщающему уроку.