Русская народная сказка "Каша из топора"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (129 МБ)


Цели и задачи: познакомить с русской народной сказкой, развивать умения давать характеристику героев произведения, учить краткому пересказу, развивать память, внимание, мышление, воспитывать чувство товарищества, душевные качества: доброту, взаимовыручку.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Постановка целей урока.

Учитель: Отгадайте загадки:

– про топор (слайд №2)
про кашу (слайд №3)

Учитель: А из чего варят каши?

Ученики: Из манки, овса, из круп…

Учитель: Для чего человеку нужен топор?

Ученики: дрова рубить

Учитель: А вы знаете, что топор появился очень давно. (Слайд №4)Топор — инструмент, обычно с металлическим лезвием, жёстко закреплённым на рукоятке, обычно деревянной. Топор обычно применяется в плотницком деле для разрубания или придания формы дереву, а также для сруба деревьев. Топор сохранился в классическом виде практически неизменным до наших дней. Первобытный топор — это просто грубо заострённый камень в руке. Такой снаряд (по разным подсчётам, ему от 800 тыс. до 400 тыс. лет) был одновременно и молотом, и долотом, и скребком, и оружием. Первые топоры, имеющие похожую на современную форму, появились в мезолите (около 6000 до н. э.). До этого люди пользовались просто заточенными или не очень камнями без рукоятки. Лезвия первых топоров изготовлялись из кости или рога. Первые кремневые топоры были изготовлены в виде тесла.

Учитель: Посмотрите на следующий слайд и скажите, атак бывает, что бы кашу из топора варили? (Слайд №5).

Ученики: Нет, топор не варят.

Учитель: А я читала про один такой случай, хотите о нём узнать? Говорят славная каша получилась!

Ученики: Да, хотим.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной русской народной сказкой “Каша из топора”. (Слайд № 6).

Учитель: С какими сказками мы познакомились на предыдущих уроках?

– На какие виды делятся сказки? (Слайд №7).

Ученики: Волшебные, о зверях, бытовые.

Учитель: Прочитав название нашей сказки мы можем определить к какому виду она относится? Почему?

Ученики: Бытовая… Главные герои люди.

IV. Работа по теме.

1)словарная работа:

Учитель: Откройте учебник на с. 44.В тексте нам встретятся новые слова, давайте разберём их значение (слайд №8, №9).

2)чтение сказки учителем (слайд №10– № 18, аудио сказка с картинками)

Учитель: Когда будете слушать сказку прислушайтесь к своим чувствам, что вы будете испытывать?

– Итак, что вы почувствовали?

– Куда шёл солдат?

– Почему он постучался именно в эту избу?

– Что он попросил у старухи?

– Как старуха откликнулась на просьбу? Почему?

– Что придумал солдат?

– Как он это сделал?

V. Физминутка.

VI. Закрепление изученного.

– Повторное чтение сказки детьми.

Учитель: А какой был солдат, что вы можете про него сказать? А про старуху? Давайте дадим характеристику этим героям.( слайд №19).

– С какой интонацией мы должны читать слова солдата? Почему?

– С какой интонацией мы должны читать слова старухи? Почему?

– Прочитайте самое последнее предложение сказки.

(А солдат ест, да посмеивается.)

– Как вы понимаете это выражение?

– Дети, а почему солдат не стал спорить со старухой, не стал ей возражать?

– Детки, а ест в этой сказке что то фантастическое? Докажите?

VII. Итог урока.

Учитель: С какой сказкой познакомились?

– К какому виду сказок она относится?

– Что вы узнали о бытовой сказке?

ученики: Главные герои люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка.

VIII. Домашнее задание.

Подготовиться к выразительному чтению сказки по ролям.

Мультфильм “Каша из топора” (слайд № 21).