Озабоченность общества экологическими проблемами стала одной из причин формирования новой концепции в дизайне (“средовой подход”), радикально пересматривающей средства, методы и ценности дизайна. Эта концепция предполагает включение дизайнерского проекта в реально существующий культурный контекст с учетом экологических факторов.
Разрушение природной среды в разнообразных формах превратилось в мировой процесс, последствия которого привели к необходимости кардинальных изменений во многих областях человеческой деятельности. Современные философы, социологи, экологи, культурологи считают, что мы живем в эпоху смены цивилизаций. Индустриальная цивилизация сменяется новой, которая получила название “постиндустриальная эра”, “информационная цивилизация”, “экологическая цивилизация”, “ноосфера”.
Преодоление кризиса, связанного с экологическими, демографическими и военными проблемами, возможно только при условии изменения нашего мышления, пересмотра приоритетов и ценностей. “Сдвиг парадигмы”, т.е. формирование новых основ мировосприятия, означает переход к новому этапу бытия человека и природы. Человечеству необходимо перестроиться, отказаться от привычных, унаследованных от прошлых поколений, стандартов в отношении к природе. Переход к экологическому мышлению означает утверждение экологического гуманизма в качестве основополагающей установки в деятельности человека. Экологическая ориентация привела к утверждению новой системы ценностей в дизайне. “Экологическое проектирование” не имеет четко обозначенных границ — экологическим может быть названо любое направление в дизайне, утверждающее принципы экологической этики и ориентирующееся на гармонизацию отношений человека с окружающим миром.
Экологические проблемы находят отклик и в творчестве дизайнеров одежды. Впервые экологическая тема появилась в моде конца 1970-х — начала 1980-х гг., когда возник “экологический” стиль: одежда из натуральных, преимущественно льняных и хлопчатобумажных тканей, естественные цвета, с отделкой ручной работы и т.п. Однако за прошедшее с тех пор время произошли изменения в понимании влияния экологических проблем на дизайн одежды, затронувшие прежде всего принципы проектирования одежды. Сегодня экологическое направление в дизайне связано главным образом с этикой профессиональной деятельности, с изменением целей и задач дизайна в современном мире. Одной из причин экологического кризиса является неумеренное потребление “цивилизованного” человека. В индустриальном обществе критерием жизненного успеха выступает объем личного потребления. Темпы роста потребления особенно усилились после второй мировой войны, когда на Западе сформировалась идеология “общества потребления”. “Вещизм” изменил традиционное отношение к вещи: основным требованием рынка к товару вместо качества и долговечности стало удобство в употреблении и модность, появились вещи одноразового использования..Требования рыночной экономики привели к значительному сокращению продолжительности модных циклов. Однако бесконечное развитие существующей тенденции роста потребления на Западе и распространение западной модели потребления на остальной мир представляется невозможным, поскольку существуют “пределы роста потребления”. Порождение все новых потребностей и их удовлетворение в ущерб природным системам находятся в тесной взаимосвязи, образуя единый механизм являющийся причиной глобального кризиса. Назрела необходимость формирования новой системы ценностей, которая способствовала бы гармоничному сосуществованию человека и природы, определяя примат качества жизни над количеством потребляемых благ. Отсюда вытекает важнейшее направление экологизации современного общества – экологизация потребления, означающая разумное сокращение потребления, распространение норм экологически правильного потребления, возврат к вещам длительного пользования.
Проблема экологизации потребления привела к качественному изменению задач дизайна: на первый план вышло не столько совершенствование формы и функции, сколько сокращение избыточного количества продуктов дизайна, пересмотр материалов и технологий, формирование новой структуры потребностей. Снизить объемы потребления возможно путем продления срока пользования изделиями, достижения оптимального соотношения затрат на производство вещи и срока ее использования, отказа от вещей одноразового пользования (там, где это разумно и обоснованно), оказывания предпочтения доброкачественным вещам длительного пользования. Снижению объемов потребления способствует приверженность современного дизайна одежды вещам не только длительного пользования (классические аксессуары и трикотаж), но и многофункциональным. Многие современные модельеры являются сторонниками идеи минимального гардероба, состоящего из вещей, подходящих для любого случая и не принадлежащих к какой-либо определенной ассортиментной группе. Одна универсальная вещь может заменить собой множество других. Сторонница концепции минимализма в моделировании одежды американка Донна Кэран отметила: “Я думаю, что наш стиль жизни требует ограничения наших расходов. Конечно, это имеет значение и для нашего гардероба. Женщины хотят, чтобы функциональность, комфорт и роскошь совмещались в одной вещи. Они хотят иметь одежду, в которой границы между днем и вечером, между рабочим днем и уик-эндом размыты”.
Формирование экологически верного стиля потребления предполагает не только сокращение потребления, но и ориентацию на использование экологически безопасных продуктов, изготовленных с применением безвредных и безотходных технологий. Поэтому с экологизацией потребления связана и технологическая экологизация (или экологизация производства). Это направление решает проблемы, связанные с экономией природных ресурсов, безвредными и безотходными технологиями, вторичным использованием изделий, экологическим “круговоротом”. В дизайне одежды эти проблемы решаются следующим образом:
путем отказа от искусственных и синтетических материалов, которые практически не ассимилируются с окружающей средой, негативно влияют на здоровье самого человека (в частности, накапливают статическое электричество) и производство которых является не экологичным. Эти материалы следует заменять естественными материалами, традиционными для изготовления одежды: льном, хлопком, шелком, шерстью; путём замены натуральных кожи и меха искусственными(особенно это относится к меху редких диких животных, перьям экзотических птиц, занесенных в красную книгу”).
Производители мехов на Западе в конце 1980-х гг. уже терпели значительные убытки в связи с сокращением спроса на изделия из натурального меха. Однако и теперь еще эта проблема является, пожалуй, наиболее спорной и конфликтной. В Северной Америке и Западной Европе разворачивается ожесточенная борьба “зеленых” с теми, кто носит одежду из натуральных кожи и меха. Показы коллекций меховых изделий нередко сопровождаются манифестациями защитников животных. Так, скандал разразился во время демонстрации коллекции одежды из натурального меха осень-зима 1993—1994 гг. знаменитой итальянской фирмы “Фенди”. Во всех коллекциях американских модельеров сезона осень-зима 1996—1997 гг. были модели с использованием только искусственного меха. Англичанка В. Вествуд также применяет только искусственный мех. Однако известно и неоднозначное отношение к этой проблеме некоторых дизайнеров, поскольку мех и кожа являются не простопредметами роскоши, но и традиционными с древности материалами для изготовления одежды. Так, К.Лагерфельд (который работает для фирмы “Фенди”) считает, что отказаться от одежды из натурального меха и обуви из натуральной кожи столь же трудно, как и от потребления мяса. Так или иначе сегодня это вопрос дизайнеры и потребители вправе решать сами: отказываться или не отказываться от использования кожи и меха. Тем более, что совсем отказаться от синтетических материалов и вернуться к натуральному сырью нереально.
Наиболее перспективным является создание новых материалов с новыми эксплуатационными свойствами, которые обладают способностью саморазлагаться, а также разработка безвредных и безотходных технологий производства с целью получения экологичной продукции. Замкнутые экоциклы предусматривают безотходные технологии, повторное использование ресурсов, поскольку “мусорный кризис” стал наиболее ощутимым признаком нерационального использования сырья. Вторичная переработка сырья является сегодня самым популярным способом решения проблемы загрязнения окружающей среды. Дизайнеры одежды также занимаются проблемой регенерации отходов, повторного использования сырья, предлагая множество вариантов ее решения: от вторичного применения до продления срока жизни бывшей в употреблении одежды (морально устаревшей). Об этом свидетельствует расцвет в 1990-е гг. бизнеса “сэкондхэнд”.
Отдельно можно выделить направление “мусорный дизайн”, который пока имеет мало общего с массовой одеждой. “Мусорный дизайн” использует для создания одежды промышленные отходы и бытовой мусор. Так, известны коллекции “Гринпис”, включающие одежду из бутылочных пробок, банок из-под пива, пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов и т.п. Однако появляющиеся все чаще в моделях профессиональных модельеров такие нетрадиционные материалы, как старые газеты, коробки из-под стирального порошка, пакеты или текстильный лоскут, свидетельствуют об интересе к возможностям “мусорного дизайна”. Применение любых нетрадиционных материалов способствует поиску их новых возможностей, новых форм и новых образов.
Интересную концепцию экологического производства предлагают сторонники “альтернативной экономики”, которые считают, что любое производство должно базироваться на совершенной технологии, обеспечивающей минимальные потери сырья, и на мелкосерийном производстве, учитывающем конкретные потребности небольших групп людей, что приведет к колоссальной экономии ресурсов. На первый взгляд это кажется парадоксальным, но многообразие стилей, дифференциация проектирования (в конечном счете рассчитанного на малую группу потребителей или на отдельного человека) оказываются гораздо менее расточительными и более экологичными, чем единообразие массового серийного производства. Ориентация на выполнение индивидуального заказа является, таким образом, одним из путей борьбы с избыточным производством.
Несмотря на всю важность экологизации производства, поиска новых технологических решений, экологическая революция должна произойти прежде всего, в сознании человека. Разрешить экологический кризис можно только изменив отношение человека к миру. Необходимым условием решения экологической проблемы является формирование экологической культуры на всех уровнях: от тех, кто принимает решения на государственном уровне до рядового потребителя. Экологизация сознания означает экологизацию потребностей, мотивов поведения и самого поведения современного человека. Основой формирования экологического сознания является экологическая информация. Поэтому на международном форуме “Мода и экология” (Берлин, август 1994 г.) была особенно подчеркнута важность обеспечения торговли и потребителей достоверной информацией о воздействии тех или иных товаров на человека. Было принято решение о создании “банка данных” об экологичной продукции с учетом всего производственного цикла. Продукция дизайна должна выступать стимулятором экологического сознания, наглядным аргументом в пользу экологичного и экономного потребления в соответствии с одним из требований экологической эстетики, которая становится одним из перспективных направлений в современной эстетике. Последняя основывается на признании главенства экологических ценностей: охраны природы, защиты естественных потребностей, поддержания экологического равновесия, развития творческого потенциала человека.
Выход из экологического кризиса видится именно в изменении самого человека, так как совокупность экологических, экономических и духовных проблем современного общества можно назвать “антропологической катастрофой” (определение философа М. Мамардашвили). В качестве альтернативы индустриальной цивилизации, приведшей к кризису самого человека, возникла концепция “экология человека”, направленная на экоразвитие, органичный образ жизни, гуманизацию бытия современного человека. Сторонники этой концепции изучают проблемы адаптации человека, охраны его физического и нравственного здоровья, создания гармоничного общества и формирования гармоничной личности. “Человек нового мира”, как его назвал американский философ Л.Мам– форд, обладает свободой в проявлении органичных потребностей: потребностей в любви, в дружбе, в общении, в игре, в творческом развитии своих способностей. Вместо прежнего идеала роста благосостояния он стремится к идеалу духовности и самоограничения. Именно человек является определяющим факто-' ром эволюции биосферы. Кризис культуры потребления привел к проблеме раскрепощения нереализованных способностей человека, творческого потенциала личности. Экология человека на первый план выдвигает проблему удовлетворения духовных запросов личности, раскрытия его творческих возможностей.
Полный учет “человеческого фактора” является необходимым условием дизайн– деятельности. Высшие цели дизайна, ориентированного на экологию человека: развитие творческих способностей личности, создание благоприятной и комфортной для человека среды. Экологическая эстетика требует от продуктов дизайна, чтобы они были:
- чувственно воспринимаемыми, привлекательными;
- благоприятно воздействующими на психику человека, передавающими ему ощущение покоя, естественности, раскованности;
- вызывающими положительные эмоции;
- представляющимися человеку возможность творчества, свободного самовыражения.
Такой подход находит все большее распространение и в дизайне одежды, изменив отношение к назначению вещи: полезность отошла на второй план, “ступив место игре, фантазии, способствующим творческому развитию личности– От продуктов дизайна требуется активное интеллектуальное и эмоциональное воздействие на пользователя, побуждающее его к созданию своего образа.
Гуманизация дизайна означает стремление к превращению современного человека из пассивного потребителя готовых благ в творца, планирующего и проектирующего свою пространственную и социальную среду. Продукт дизайна должен воплощать дух творчества и не только вызывать у потребителя стремления к свободе и раскованности в обращении с вещами, но и стимулировать к продолжению творчества, что предполагает сотворчество потребителя и дизайнера. Концепция сотворчества потребителя и дизайнера нашла своих сторонников и среди модельеров. Человек включается в процесс создания своего образа, так как ему не навязываются готовые и завершенные образы. Демократизм современной моды, бесконечное разнообразие стилей, форм, силуэтов, из которых каждый может выбрать то, что подходит именно ему, — все это предоставляет свободу не только в следовании или неподчинении моде, но и самореализации. Особенно много внимания демократизму моды уделяют японские модельеры, привнесшие в европейскую и международную моду новое понимание взаимодействия человека и его одежды. И.Мияке, например, особо указывает на возможность участия потребителя в творческом процессе создания одежды: “Без изобретательности тех, кто будет ее носить, моя одежда — не одежда. В ней предусматривается простор для фантазии потребителя, который сможет понять ее по-своему”. Й.Ямамото также думает о том, что современный человек должен обладать определенной свободой при создании своего облика: “Я никогда не создаю вещи такими, какими они видятся мне. Стараюсь воссоздать на 70—80 %, а потом подбрасываю клиентам, чтобы они завершили их по-своему. Я им говорю: “Вы можете носить это так, как хочется вам”". Это совершенно новый подход к моделированию одежды, и именно ему принадлежит будущее.
Концепции сотворчества потребителя близка еще одна тенденция современного дизайна — стремление превратить сам процесс потребления в развлечение, в деятельность, которая является творческой, вызывает положительные эмоции, приносит радость. Например, И. Мияке особо указывает именно на эту особенность своих моделей как на важнейшую цель своей деятельности: “Я стараюсь не просто делать одежду, а распространять хорошее настроение”. Многие модельеры считают, что одежда в современном мире должна играть совершенно Другую роль, чем ранее: она должна нести радость в “серые будни” повседневной жизни человека. Известный итальянский дизайнер Дж. Версаче говорил: “В своей одежде я проектирую фантазию, счастье, культуру. Своей одеждой я улучшаю жизнь”. Подобным целям, которые ставят перед собой современные модельеры, соответствуют многочисленные игровые элементы, юмор и ирония, присутствующие в одежде, поскольку смех и игра являются проявлениями чувства свободы, творчества и фантазии. На смену отношению к моде как выражению социального статуса человека пришли идеи о несерьезном, игровом отношении к моде. Игровые элементы предусматриваются многими дизайнерами в процессе ношения одежды. Такие возможности могут быть заложены в трансформирующихся формах, пристегивающихся элементах, в смешных дополнениях и аксессуарах. Бесконечные возможности для игры комбинирование отдельных предметов одежды, аксессуаров, рисунков и цветов. Почти безграничное разно, многообразие образов, которые дизайнеры одежды предлагают каждый сезон, представляет потребителю огромные возможности для выбора — примерить на себя все эти образы, так как, по мнению американского модельера Джона Карран0меняя одежду, человек по собственному желанию меняет свой имидж.
Перспективным направлением экологического дизайна является так называемый неотехнологический дизайн — дизайн цвета и света, запахов, звуков. Появляется звучащая одежда, одежда со световыми эффектами, одежда с запахами, одежда из тканей с жидкими кристаллами, меняющая цвет в зависимости от освещения или от температуры тела человека. Подобные эксперимен– ты с новейшими технологиями проводят японские и итальянские дизайнеры (А. Мендини, Д. Сантакьяра, Ч.Руджери и др.).
Важнейшим направлением экологического движения является экология культуры. Понятие “экология культуры” ввел акад. Д.С.Лихачев, одним из первых обративший внимание общества на важность сохранения и поддержания культурной традиции для выживания человечества. Цивилизация будущего — экологическая цивилизация — должна стать цивилизацией культуры, создающей условия для свободного диалога различных культур, ибо потребность человека в различающихся культурах является одной из важнейших жизненных потребностей. Экология культуры предполагает сосуществование, диалог, многообразие национальных культур, разных художественных языков, сохранение региональных и национальных традиций. Потребность в усилении гуманистической функции дизайна выразилась в возникновении средового и культурологического подхода к проектированию среды обитания человека: стремлении к воссозданию регионального и национального своеобразия среды, сохранению и дальнейшему развитию этнической самобытности.
Экологически-ориентированный дизайнер обращается к традициям материальной и духовной культуры региона, стремясь воссоздать образы человека, которые соответствуют данной этнокультурной традиции. Среди задач так называемого регионального дизайна — создание одежды, соответствующей климатическим и природным условиям данного региона, возрождение традиционных типов формообразования и отношения к материалам. Например, проектирование одежды для Крайнего Севера и Сибири — регионов с суровыми климатическими условиями. В нашей стране, к сожалению, это направление пока недостаточно разработано применительно к массовому производству, а в странах Скандинавии оно успешно развивается. Там направление в моделировании, связанное с созданием новой одежды на основе многовековых традиций, получило название “неонордизм”. Костюм является крайне важным элементом традиционного образа жизни, в котором отражено мировосприятие данного этноса. Современные дизайнеры одежды стараются на новом уровне воссоздать национальные образы, соответствующие одновременно и традиции, и новому образу жизни современного человека.
Начиная с 1970-х гг. в коллекциях дизайнеров одежды все более стало цениться проявление национального духа. Коллекции японских дизайнеров одежды имеют огромный успех именно потому, что в них на основе японских традиций орнаментации и формообразования одежды создана современная одежда, адресованная всем людям, независимо от их национальности. Совсем не случайно в первой коллекции К.Лакруа в 1987 г. был использован образ “прекрасной арлезианки” — культурные традиции и костюм его родной области Камарг на юге Франции. В этой коллекции было выражено мировосприятие южанина с его любовью к ярким цветам, пышным формам, активному декору. В коллекциях английских модельеров ценится проявление качеств, присущих англичанину: эксцентричность и чувство юмора по отношению к традициям. В нашей стране национальные традиции проявляются, например, в коллекциях таких разных по духу модельеров, как В. Зайцев и В. Юдашкин.
Однако традиции материальной культуры других народов привлекают современных дизайнеров ничуть не меньше, чем собственные, и являются практически неисчерпаемым источником нового. Человека, особенно жителя стран Запада всегда привлекала экзотика Востока. Однако интерес деятелей современной культуры к традициям стран Востока вызван не только поисками нового и необычного в восточных философии, религии, отношении к природе и человеку, они ищут ростки нового мировоззрения, которое может стать основой цивилизации будущего. Именно на Востоке к человеку относятся как к части природы, существующей в гармонии с другими ее частями.
В моделировании одежды обращение к культурным традициям других стран имеет достаточно длинную историю. Восток всегда привлекал европейцев своей экзотикой, пышностью и изысканностью. Практически в любой период истории европейского костюма можно обнаружить восточные влияния: от эпохи крестовых походов до XX в. Особенности использования национальных традиций в современной одежде связаны с эстетикой постмодернизма, в частности, с “методом цитат”, когда “цитатой” может быть деталь национального костюма, элемент декора, укрупненный или деформированный орнаментальный мотив, покрой или цветовая гамма одежды. Смешивая элементы костюмов разных народов, дизайнер создает совершенно новый образ, часто не связанный с конкретным и определенно узнаваемым творческим источником. Именно так создают свои модели Ж.-П.Готье, Дж.Гальяно, Р.Джильи.
Особая область в моделировании одежды — использование конструкций национального костюма. “Этнический” стиль давно уже адаптировал для современной одежды формы костюма разных народов мира. Как правило, это — бесструктурная одежда простых форм, часто несшитая: сари, саронг, пончо и т.п.Обращение к формам, цветам (многие цвета были заимствованы европейскими модельерами из цветовой культуры стран Востока — “цвета пряностей”, “китайский желтый”, “буддийский оранжевый” и т.п.), украшениям, изделиям прикладного искусства других регионов не исчерпывает влияния восточной традиции на западный дизайн. Плюрализм вкусов в современном мире означает и равноправие эстетических идеалов, в том числе и представлений о красоте, всегда связанных с той или иной этнокультурной традицией. Наряду с европейским типом женской красоты равноправное место в моде занял неевропейский тип. Разнообразие типов лиц, которое мы видим на подиумах и на страницах журналов мод, выступает подтверждением права каждой нации, каждого народа и каждого человека на признание его неповторимости, обогащающей человечество.
Наслоение множества традиций позволяет проектировать новую одежду, отличающуюся от традиционной европейской и от этнической. Еще хиппи, обратившись в 1960-е гг. к национальному костюму других народов, создали одежду, альтернативную униформе делового человека, позволяющую каждому выразить себя в костюме.
Современный японский дизайн одежды основан на синтезе восточной и Западной традиций. Несомненно, что более чем тысячелетняя история японской культуры оказывает влияние на творчество любого японского модельера, независимо от его желания. При этом японские дизайнеры стремятся создавать современную одежду, заимствуя не конкретные формы из традиционной одежды, а общие принципы создания костюма, традиции художественного творчества. В первую очередь они отталкиваются от конструкции японской и, что шире, восточной одежды, для которой характерны удобство (из-за свободного покроя), простота, универсальность (при покрое не учитываются индивидуальные особенности фигуры, поэтому одежда подходит всем и благодаря этому может передаваться по наследству из поколения в поколение). Свободный покрой — важнейшая особенность восточной одежды — не деформирует тело (как европейская, придающая телу идеальные формы; крайний вариант — каркасный костюм с корсетом), а сохраняет свободное пространство между телом и одеждой. Такие модели предназначены для движения, создают ощущение свободы и комфорта, позволяют путем их трансформации в процессе ношения каждый раз получать новое, неповторимо индивидуальное творение. Это соответствует японскому пониманию традиции: красоты нет без свободы, без свободного пространства; красота только тогда истинна, когда воплощена в индивидуальном образе. При этом в моделях японских дизайнеров воплощается и типичное для европейской традиции стремление каждой личности выразить себя в костюме, удовлетворяя потребность в самовыражении. Характерной особенностью японских модельеров является большое внимание к фактуре материалов. Так, для новой коллекции И.Мияке в специальной лаборатории под его руководством может быть создано до 300 различных тканей. Настоящей сенсацией стали его гофрированные ткани: блестящие и матовые, упругие и мягкие, гладкие и шероховатые.
Отсутствие композиционного центра, асимметрия являются характерными особенностями японского искусства. Перетекающий орнамент с ваз, шкатулок и ширм японские модельеры перенесли на современную одежду (например, знаменитые галстуки Кензо, орнамент которых плавно “перетекал” на рубашку, или расписные платья X.Мори). Японские модельеры предложили и асимметричные конструкции, положив начало направлению деконструктивизма в дизайне одежды.
Сотворчество потребителя и дизайнера возможно вследствие незавершенности творений, имеющей глубокие корни в японской художественной традиции. В японском искусстве завершенность произведения считается несовместимой с вечным движением жизни, противоречит буддийскому учению об изменчивости бытия в вечном потоке времени. Важным для формирования идеи сотворчества потребителя и модельера как концепции дизайна является принцип недеяния (увэй), который проповедует философия дзэн– буддизма: перевоплощение одного в другое делает жизнь вечной, не надо мешать миру проявлять себя, поэтому японский модельер дает возможность человеку свободно трансформировать свою одежду в процессе эксплуатации. Спонтанность, импровизация, трансформация в процессе ношения — все эти качества присущи одежде японских дизайнеров. Это дает возможность потребителю участвовать в творческом процессе.
Еще одна особенность японской традиции, столь необходимая современной культуре, — умение ассимилировать разнообразные влияния, отбирая лишь то, что не противоречит, а органично дополняет собственную культуру. В дизайне одежды японские модельеры, соединив японскую и европейскую художественные традиции, сумели создать совершенно новую одежду, которая не является ни чисто японской, ни европейской, а скорее может восприниматься как одежда будущего. И одежда будущего должна отражать проблемы экологии, особенно экологии человека.
На основании этой методической разработки мною было разработано и показано занятие, в котором дети продемонстрировали модели разработанные и созданные своими руками и юными модельерами из бросового материала (Приложение 1).