Урок "Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • образовательная
    – расширить знания учащихся о творительном падеже;
    – формировать и вырабатывать правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже
  • развивающая
    – развивать память, мышление, устную и письменную речь учащихся;
  • воспитательная
    – воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка, умение работать в коллективе, уважение друг к другу.

Оборудование: учебник “Русский язык” 4 класс (автор Т.Г. Рамзаева), перфокарты, листы для работы в группах, сигнальные карточки; технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Ход урока

Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не зеваем.

Постановка цели урока.

(Используется мультимедийный проектор, компьютер.)

(См. все слайды из Приложения.)

(Слайд 2)

рубить топором
кивать головой
мокнуть под дождем
стучать молотом
мешать ложкой
летать над морем

– Прочитайте словосочетания.
– Что в них общего? (В творительном падеже.)
– Чем отличаются две группы словосочетаний? (В первом столбике с ударным окончанием, во втором столбике – с безударным окончанием.)
– В написании окончаний каких слов можно сделать ошибку?
– Сформулируйте тему урока. (Слайд 3)

Учитель: В течение всего урока будем вырабатывать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже.

Проверка домашнего задания.

Упр. 207, стр. 108.
– Скажите отгадку.
– Послушайте сообщение о черепахе, которое подготовила (имя и фамилия ученика).

Ученик рассказывает:

(Слайд 4) Первые животные с черепашьим панцирем появились около 250 млн. лет назад. Крепкий панцирь прекрасно защищает животных не только от хищников, но и от других неблагоприятных воздействий окружающей среды.

(Слайд 5) Панцирь делает тело черепахи очень тяжелым, а потому и неповоротливым на суше. Могут долгое время оставаться под водой. Многие из черепах приспособились к жизни в водоемах, даже в морях. В воде их тело становится более легким, и они могут быстро двигаться: нырять и ловить живую добычу. (Слайд 6) Всем известно и завидное долголетие черепах. Одна средиземноморская черепаха прожила в неволе 123 года, а исполинская – 152 года. (Слайд 7) Где бы черепахи не жили, яйца самки откладывают только на суше. Число яиц в одной кладке колеблется от нескольких до 100 штук.

(Слайд 8) Новорожденные черепашки нередко проводят до полугода в спячке и выходят из ямки на поверхность лишь на следующую весну. (Слайд 9) Сейчас в мире живет около 200 видов отряда черепах.

Учитель: Назовите склонение и падеж выделенных существительных. (Проверка проводится с использованием цифрового “веера” и карточек с падежами.)

(У камня – 2 скл., в Р.п.; на птенца – 2 скл., в В.п.; из яйца – 2 скл., в Р.п.)

Чистописание. Разминка.

Наши пальчики проснулись, (Сжатые кисти рук в кулак разжимаем.)
С добрым утром! (Сплести пальцы рук в “замок”.)
Потянулись! (3 раза.)
Стали дружно умываться, (Имитация мытья рук.)
Полотенцем вытираться. (Поглаживание верхних частей ладоней.)
Каждый пальчик вытираем,
Ни один не забываем. (Массаж пальцев рук.)
Дружно делаем зарядку, (Пальцы сжать и разжать – 2 раза.)
Пришли в школу
И уселись за тетрадку. (Руки сложить на парте.)

Учитель предлагает: тпг.

Варианты детей: пгт, гтп, птг, гпт, тгп.

Словарная работа.

(На экране демонстрируются словарные слова, в которых переставлены буквы.) (Слайд 10)

зирогтон
олоко
нерькадал
гебер
аказелди
(горизонт)
(около)
(календарь)
(берег)
(издалека)

(Ученики определяют слова.)

Работа над новым материалом.

1. Подготовительная работа (по словарной работе). (Слайд 11)

– Назовите слова, которые относятся к одной части речи. (Горизонт, календарь, берег.)
– Что их объединяет? (2 скл.)
– Что такое склонение? (Учитель заслушивает ответы учащихся.)
– А сколько типов склонений вы знаете? (3 скл.)
– Какие имена существительные относятся к 1,2,3 склонениям?
(Ответы учащихся.)
Учитель называет имена существительные, ученики записывают их в 3 столбика (1скл., 2 скл., 3 скл.)
(Аллея, дверь, класс, конь, доска, сеть.)
(Взаимопроверка.)
– Прочитайте слова, которые относятся к 1 скл., 2 скл., 3 скл. (Слайд 12)

2. Учитель: Просклоняем данные имена существительные в творительном падеже.
– Что необходимо вспомнить, чтобы выполнить это задание? (Вопросы творительного падежа.)
(Учащиеся самостоятельно выполняют работу.)
– Какие окончания принимают в творительном падеже существительные 1 скл. (ответ), 2 скл. (ответ), 3 скл. (ответ).

3. Работа по учебнику.

Чтение вывода на стр. 108.

– Составьте предложение с одним из данных слов в творительном падеже.(Учитель заслушивает несколько предложений.)
– Каким членом предложения является существительное в творительном падеже? (Второстепенным. Дополнение.)
Упражнение 208, стр. 109.
Выполняется коллективно.
– Что вам поможет правильно написать безударное окончание?
(Существительные того же склонения с ударными окончаниями 1 скл. – река, 2 скл. – кот, 3 скл. – любовь.)

Физкультминутка.

Учитель читает загадки. Ученики называют отгадку. Если слово 1 скл. – поднимают 1 руку, 2 скл. – 2 руки, 3 скл. – присесть.

  1. Танцует крошка,
    А всего одна ножка.
    (Юла – 1 скл.)
  2. Как мороз – раскалена.
    Как жара – так холодна.
    (Печь – 3 скл.)
  3. Всегда во рту,
    А не проглотишь.
    (Язык – 2 скл)
  4. Сквозь поля и сквозь леса
    Вьется синяя коса.
    Вся родная сторона
    В эту косу вплетена.
    (Река – 1 скл.)
  5. Когда сухо – клин,
    Когда мокро – блин.
    Одна нога –
    И та без сапога.
    (Зонт – 2 скл.)
  6. Что две недели зеленится,
    Две недели колосится,
    Две недели отцветает,
    Две недели наливает,
    Две недели подсыхает?
    (Рожь – 3 скл.)

Разминка для рук.

Мы капусту рубим, рубим.
(Движение ладонями ребром: вверх, вниз попеременно.)

Мы капусту трем, трем.
(Пальцы зажать в кулаки, движение сжатыми кулаками одновременно вперед.)

Мы капусту солим, солим.
(Имитируем пальцами обеих кистей рук.)

Мы капусту жмем, жмем.
жать кисти в кулак и разжать.)

4. Упражнение 209, стр. 109.

Выполняется самостоятельно всеми учащимися. Взаимопроверка.

5. Игра “Где искать?”

Работа в группах.
(Каждой группе раздать чистый лист бумаги для выполнения задания.)
Учитель задает вопросы, а ученик из каждой группы записывает ответ.
– Под чем искать желуди? (Под дубом.)
– Под чем искать еловые шишки? (Под елью.)
– Под чем искать дом? (Под крышей.)
– Под чем искать волосы? (Под шапкой.)
– Выделить окончание, определить склонение, падеж.
(От каждой группы отвечает ученик и доказывает свой ответ.)

Закрепление изученного материала.

Работа с перфокартами (2 варианта).

(Дети самостоятельно дописывают безударное окончание к существительным трех склонений в творительном падеже.)

1-й вариант

дружить с Алеш.. (ей)
шел дорог..(ой)
скован цепь.(ю)
отличается ловкость. (ю)
доволен отдых..(ом)
гулять с товарищ.. (ем)
любоваться яблон..(ей)
лететь над город..(ом)

2-й вариант

висел под крыш.. (ей)
доволен жизнь.(ю)
наслаждался мор.. (ем)
беседовать с доктор..(ом)
любоваться сирень. (ю)
дружить с мальчик..(ом)
гулять с дедушк..(ой)
дружить с Игор..(ем)

Домашнее задание.

Упр. 213, стр. 110.

Итог урока.

– Какие окончания в творительном падеже принимают существительные
1-го, 2-го, 3-го склонений? (Слайд 13)
– Спасибо всем за хорошую работу на уроке!