Цели и задачи урока:
- Расширить кругозор учащихся о Великом земляке – Ломоносове М.В.
- Показать роль М.В. Ломоносова в становлении русской науки.
- Выделить разносторонние направления научной деятельности М.В. Ломоносова.
- Показать актуальность Ломоносовских открытий, воспитание интереса к науке.
Ход мероприятия
Викторина проходит с использованием ИКТ в виде игры.
В викторине могут участвовать ученики 8-11-х классов.
За две-три недели до проведения мероприятия учащимся дается задание найти и прочитать все о Ломоносове. (Детство. Обучение в Москве. Обучение за границей. Открытия. Памятники Ломоносову. Географические объекты, носящие имя Ломоносова.) Слабым ученикам можно распределить, эти разделы для каждого. Кто-то готовит только детство, кто-то только открытия, кто-то только памятники и т.д.
1. Организационный момент.
Класс делится на 4 группы по 4 человека. (Слабые ученики объединяются по темам. Один кто изучал детство Ломоносова, другой открытия, памятники и т.д.)
Жюри 5 человек.
За каждый правильный, развернутый ответ 3 балла.
За правильный ответ с небольшими дополнениями 2 балла.
За правильный ответ 1 балл.
На мультимедийной доске правила викторины. (слайд № 2)
Следующий слайд с пронумерованными ячейками. (слайд № 3)
Есть ячейки при выборе которых, ваши очки могут удвоиться или наоборот потеряться.
Каждая ячейка имеет соответствующий цвет. (Желтый, зелёный, синий, красный)
2. Вводное слово учителя.
И так ребята мы начинаем с Вами викторину “ А знаете ли Вы Ломоносова?”
Нашу викторину я хочу начать со слов Белинского: “На берегах холодного моря, подобно северному сиянию. Блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате. Что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему прекрасному и великому не менее всякого европейца”
Я представляю Вам наше жюри.
Проведем жеребьевку. Прочитайте, пожалуйста, правила нашей викторины и начнем играть. На обдумывание вопроса 5 секунд, после 5 секунд прозвучит звуковой сигнал и участник своей группы, в порядке очереди, согласно жеребьевки должен дать ответ.
3.Основная часть.
- Наблюдая за какой планетой Ломоносов сделал открытие мирового значения (Венера)
- В какой области наук Ломоносов стал профессором в 1745 году (химия, Академия наук и художеств)
- Что, по словам Ломоносова, изучать следует, что она ум в порядок приводит (математика)
- Что Ломоносов называл корпускулами (молекулы)
- Какой оптический прибор изобретенный Ломоносовым, носит его имя (“ночезрительная” труба)
- Какое древнее искусство возродил Ломоносов благодаря своим занятиям химии (мозаика)
- Несмотря на присущую ему энциклопедичность, Ломоносов своей главной профессией, считал… (химию)
- Что хотел узнать Ломоносов, наблюдая за прохождением Венеры по диску Солнца (наличие у Венеры атмосферы)
- Зачем Ломоносов снарядил экспедицию в Сибирь в 1761 году (уточнить географический атлас над которым он работал)
- Что хотел отразить Ломоносов в большом атласе Российской империи (природные богатства, народонаселение, пути сообщения, промышленность.)
- В каком году имя Ломоносова впервые появилось на карте .(1849 год. Мыс на западном берегу реки Амур.)
- Где в 1913 году Г.Я. Седов дал название горному хребту имени Ломоносова (Арктика. Северный Ледовитиый океан)
- На этом острове дважды встречается имя Ломоносова (Шпицберген)
- В 1911 году, в честь двухсотлетия Ломоносова село Денисовка было переименовано. (с. Ломоносово, около Холмогор)
- Как раньше назывался г. Ломоносов в Ленинградской области, где были сделаны важнейшие открытия Ломоносова (Ораниенбаум)
- На каком небесном теле можно встретить имя Ломоносова. (Луна. Кратер Ломоносова)
- На каком острове гора носит имя Ломоносова. (Новая Земля)
- Вензель, какой российской императрицы, выгравирован на памятнике Ломоносову в Архангельске (Елизавета Петровна)
- Где находится мост Ломоносова (Санкт-Петербург)
- По замыслу автора какой момент изображает памятник Ломоносову в Архангельске (Любование северным сиянием)
- Деньги, на какой памятник Ломоносову были собраны по “всенародной переписи” (в Архангельске)
- Где находится этот памятник Ломоносову (С-Петербург)
- Автор памятника Ломоносову в Архангельске (И.П.Мартос)
- Где находится этот памятник Ломоносову .(Москва.Воробьевы горы)
- По легенде именно здесь держал свой путь Ломоносов из Холмогор в столичным знаниям. Где установлен этот памятник. (Ярославское шоссе)
- Как называлась родная деревня Ломоносова (Мишанинская)
- К какой народности принадлежал Ломоносов (Поморы)
- Кем по роду занятий был отец Ломоносова (Рыбаком)
- Кто был первым учителем Ломоносова (Иван Шубный)
- Две книги, которые Ломоносов называл вратами учености. (Грамматика -Смотрицкий ,Арифметика –Магницкий.)
- Зачем Ломоносов изучал в детстве старообрядческие религиозные книги (Его тянуло к знаниям, а других книг не было.)
По окончании викторины жюри подводит итог, награждаются победители.