Занятие по обучению грамоте в коррекционной подготовительной группе "Звонкие комарики"

Разделы: Логопедия


Цели:

  1. Познакомить со звуками [З], [З’], буквой З.
  2. Вырабатывать навык четкого произношения звуков «[З], [З’]», формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости.
  3. Определять положение звука в слове.
  4. Развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух.
  5. Развивать связную речь (умение составить простое распространённое предложение).
  6. Воспитывать положительную установку на участие в занятии, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: синий круг, зеленый круг, карточка с буквой «З» (из азбуки), рабочие тетради, касса букв, цветные карандаши, предметные картинки:

  • ЗОНТ, КОРЗИНА, ЗЕБРА, ЗЕМЛЯНИКА, МЕДУЗА, ЗАМОК, ЗАБОР.
  • ДОМИКИ С ЗЕЛЕНОЙ И СИНЕЙ КРЫШЕЙ.
  • ВАЗА – РОЗА, ЗАЯЦ – БЕРЕЗА, ГРУЗОВИК – АРБУЗЫ, ЛИЗА – ЗОНТИК.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед: Раз, два – повернись и в камариков превратись.

Изобразите большого комара, который летит и поет свою песенку.

Дети: З – З – З

Логопед: А теперь превращаемся в маленького комарика, и поем его песенку.

Дети: Зь – Зь – Зь

II. Основная часть

1. Знакомство со звуками

Логопед: Посмотрите на доску и назовите нарисованные на картинках предметы: ЗОНТ, КОРЗИНА, ЗЕБРА, ЗЕМЛЯНИКА, МЕДУЗА, ЗАМОК, ЗАБОР. (Приложение №1)

Какой звук мы слышим в каждом слове?

Логопед: Правильно это звук З. Возьмите зеркала, произнесите звук [З] и посмотрите как вы его произносите. Что происходит с губами, когда вы произносите звук [З]?

Дети: «Улыбаются».

Логопед: А язычок?

Дети: «Лежит у нижних зубов».

Логопед: А теперь давайте посмотрим, какой дует ветерок при произнесении звука.

Дети: Холодный.

Логопед: Молодцы, а сейчас мы с вами поиграем.

2. Д/И «Поймай комара»

Логопед: Я буду произносить, разные звуки, слоги и слова в которых встречается звук [З]. Как только вы его услышите, хлопните в ладоши.

  • М - З - Р – З - К – Т – З ……;
  • МА – ЗА – СО – ЗО – ПО – ЗЫ – СИ – ЗИ ……;
  • ЗЕБРА – МАК – РЫБА – ЗАБОТ – ЗАМОК – НАСОС - ЗЕМЛЯНИКА - …..;

Молодцы вы замечательно справились с заданием. А сейчас давайте сравним звуки [З], [З’] между собой. (Логопед проводит сравнительную характеристику звуков.)

Звук [З] – согласный, звонкий, твердый. Его мы будем обозначать синим цветом.

Звук [З’] – согласный, звонкий, мягкий. Его мы обозначим зеленым цветом.

3. Д/И «Подушка – камень»

Логопед предлагает детям определить какие звуки он будет выделять голосом в слогах и словах в которых встречается звуки [З],[З’].

 Логопед: Сейчас я буду называть слоги и слова в которых есть звуки [З], [З’], а вы должны определить мягкий или твердый звук в слове и показать соответствующий знак. (Приложение №2)

ЗА – ЗИ – ЗУ – ЗО – ЗЕ – ЗЫ – ЗЯ – ЗЮ

ЗАМОК – ЗЕБРА – ЗАБОР – ЗУБР – ЗЕМЛЯ – ЗВЕЗДА – ЗИМА – ВЕЗЕТ – и др.

4. Пальчиковая гимнастика «Замок»

Исходное положение: Ладони прижать друг к другу, пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.

На двери висит замок,
(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять)
Кто его открыть бы смог?
Потянули!
(Пальцы - в замке, потянуть, не расцепляя)
Покрутили!
(Подвигать сцепленными пальцами от себя, к себе)
Постучали!
(Пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга).
И открыли!
(Расцепить пальцы).

5. Д/И «Новоселье»

Логопед: Рассмотрите домики, лежащие у вас на столе. Обратите внимание у одного домика крыша синего цвета, а у другого зеленого цвета. А так же у вас на столах лежат карточки с изображением предметов в названии которых есть звуки [З],[З’], вы должны поселить их в домики. (Приложение №3)

Логопед: Как вы думаете, какие звуки будут жить в домике с синей крышей?

Дети: В названиях которых слышится твердый звук [З].

Логопед: А в домике с зеленой крышей?

Дети: В названиях которых слышится мягкий звук [З’].

Логопед: Молодцы, кроме того, обратите внимание, в каждом домике есть схема, по которой вы узнаете место звука в слове: начало, середина и конец. Расселите все слова – картинки, рассуждая так: в слове КОРЗИНА слышится мягкий звук [З’], значит поселим его в домик с зеленой крышей, а сам звук находится в середине слова, то поселим его в центральную колонку. (Аналогично проводится работа с другими словами).

6. Д/И «Составь предложение»

Логопед предлагает детям составить предложения по паре картинок.

(Приложение № 4)

ВАЗА – РОЗА, ЗАЯЦ – БЕРЕЗА, ГРУЗОВИК – АРБУЗЫ, ЛИЗА – ЗОНТИК и др.

7. Физминутка «Зайки»

Зайки белые сидят
И ушами шевелят.
Вот так, вот так,
И ушами шевелят.
Зайкам холодно сидеть,
Надо лапки им погреть.
Вот так, вот так,
Надо лапки им погреть.
Зайкам холодно стоять
Надо зайкам поплясать.
Вот так, вот так,
Надо зайкам поплясать.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

8. Работа в тетради

Знакомство с буквой «З»

Логопед: Посмотрите, вот буква «З». (Выставляется карточка с изображением буквы «З»).

Логопед: Найдите букву «З» в своей тетради. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее синим карандашом.

Напечатайте букву «З» в своих тетрадях.

9. Работа с кассой букв. Д/И «Составь словечко»

  • Дети составляют слова из звуков: [К], [О], [З], [А], [З], [О], [Н], [Т], [З], [И], [М], [А].
  • Выкладывают из букв и печатают в тетради предложение: У Кати зонт.

III. Итог занятия, оценка детей.

- Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

- Какой это звук?

- Каким цветом обозначаем?

- Что понравилось больше всего?

Список литературы

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман . -СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c.
  2. Косинова Е. Уроки логопеда. Игры для развития речи. ООО Издательство «Эксмо», 2011. – 174 с.
  3. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. – М.: ТЦ. Сфера, 2010. – 128 с. – (Логопед в ДОУ).
  4. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. – М.: ТЦ. Сфера, 2010. – 176 с. – (Логопед в ДОУ).
  5. Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 48 с.