Авторская программа "Ознакомление детей с родным краем"

Разделы: Работа с дошкольниками


Информационная карта программы «Под северным сиянием»

Тип программы: образовательная.

Образовательная область: познавательная.

Форма реализации программы: подгрупповая, фронтальная.

Возрастная направленность: II младшая группа, средняя группа, старший дошкольный возраст.

Продолжительность реализации программы: три года.

Пояснительная записка

Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Данный аспект недостаточно исследован и описан в научно-методической литературе, поэтому возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс. Анализ программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что в них практически не затрагиваются проблемы нравственно-патриотического воспитания: существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем, не уделено должного внимание национально-региональному компоненту.

Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. С этой целью была разработана авторская программа «Под северным сиянием» с введением отдельных и интегрированных занятий с учетом национально-регионального компонента. Таким образом, данная программа позволит учитывать потребности многонационального населения нашей страны, построить педагогический процесс с учетом социально-экономических, климатических и иных условий.

Направленность программы: приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент они проживают, знакомство с бытом, традициями коренных народов Крайнего Севера.

Новизна и актуальность: система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей дошкольного возраста с северным краем, отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.

Данная программа имеет не только большое значение в области развития дошкольного учреждения города, округа, но и исключительно важна для воспитания нового (молодого, современного) поколения северян, для которых Ноябрьск – Ямал – малая родина, это – уникальная часть севера России.

Цель: формирование целостной картины мира посредством ознакомления с родным краем

Задачи:

  • Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Ямала;
  • Формировать знания о коренном населении (ненцы, ханты, манси), их образе жизни; о традициях и фольклоре северных народностей;
  • Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории

В программе также заложены возможности формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям:

  • Познание. Проводятся занятия, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры.
  • Социализация, где используютсядидактические, сюжетно-ролевые игры;проводятся экскурсии, посещение музеев
  • Художественное творчество, где используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия в соответствии с тематикой занятий. Проводятся выставки детского творчества, мастер - классы.
  • Художественная литература, где используются произведения познавательной направленности (сказки, стихи, сказания, легенды); рассматривание иллюстраций, картинок.
  • Музыка, где используются музыкальные произведения в соответствии с тематикой занятия; проводятся праздники (в том числе и фольклорные), фестивали, музыкальные игры.
  • Физическая культура, где проводятся подвижные игры, развлечения, спортивные праздники, досуги.

Отличительные особенности: содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ. Он позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о регионе, климатических условиях, коренном населении и окружающем нас мире природы (Приложение 1).

Формы работы: проводятся в специально оборудованном помещении, в мини-музее ДОУ, в помещении МУК Музейный Ресурсный Центр в форме непосредственно образовательной деятельности и организованных экскурсий.

К данной программе прилагается содержательный материал:

  • цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста, состоящий из 15 конспектов, направленных на расширение знаний об окружающем мире, истории родного города, о быте и традициях малочисленных народов Севера (Приложение 3);
  • методический материал по работе с педагогами;
  • методический материал по работе с родителями;
  • калейдоскоп подвижных игр народов Севера;
  • календарь праздников малочисленных народов Севера;
  • сборник фольклорных произведений «Северные напевы»

Приложение 2

Приложение 4

Основные направления программы «Под северным сиянием»

Блоки

II младшая группа

Cредняя группа

Cтаршая группа

Мир природы

I

Царство растений

Дать первоначальные представления о природе Севера. Познакомить с некоторыми растениями Севера. Учить определять по листьям и плодам названия деревьев (рябина, береза, сосна, ель).

Дать первоначальные представления о природе, особенностях растительного мира Севера. Познакомить с некоторыми растениями. Учить сравнивать ель и сосну, выделять главные различия, делать простейшие умозаключения; учить отличать хвойные деревья от лиственных.

Расширять и уточнять представления о растительном мире Севера (деревья, кустарники, травянистые растения, растения леса, лесные ягоды, грибы, мох).

II

Царство животных

Познакомить с птицами (воробей, снегирь, голубь), некоторыми животными, живущими на Севере. Расширять и уточнять представления детей об особенностях жизни птиц зимой.

Познакомить с некоторыми животными, живущими на Севере; с их приспособленностью к климатическим условиям, зависящим от особенностей северной природы. Учить устанавливать зависимости и закономерности в природе

Познакомить с «Красной книгой». Расширять знания о животном мире Севера, уточнять особенности их приспособления к суровым климатическим условиям. Формировать представление о зимующих и перелётных птицах. Закреплять умение находить и узнавать зимующих птиц: воробья, синицу, снегиря и др.

III

Неживая природа

Познакомить с понятием «Север», дать элементарные представления о его холодном климате. Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях природы родного края.

Дать представление об особенностях и многообразии природных явлений Севера; о сезонных изменениях природы. Учить различать и называть состояние погоды. Учить создавать и осмысливать целостности: болото, лес, улица.

Познакомить с природным богатством – нефть, откуда она берётся, как ее добывают.

Расширять представления об особенностях климата, природных условий Крайнего Севера. Наблюдать с детьми явления природы. Расширять представления о целостности (лес, болото, озеро и др.),

Мир человека

IV

Человек

 Познакомить с названием родного города, воспитывать к нему любовь.

Продолжать воспитывать любовь к родному краю; знакомить с некоторыми названиями улиц, рассказать о самых красивых местах родного города, других его достопримечательностях. Познакомить детей с народностью – ханты, с их жилищем; с жизнью и бытом северных детей, национальными куклами «Акань», «Нухуко».

 Продолжать формировать интерес к «малой Родине», к родному городу, к его достопримечательностям.

Расширять представления о людях разных профессий. Познакомить с людьми таких профессий как нефтяник, газовик. Продолжать знакомить с жизнью и бытом коренного населения.