Задачи:
- упражнять детей в умении различать геометрические фигуры ( квадрат, треугольник, круг), названии основных цветов ( красный, синий, желтый );
- продолжать учить сравнивать предметы по ширине и длине, обозначать результат словами: "равные по ширине", "шире", "уже";
- развивать интерес к занятиям математики.
Материал к занятию: игрушки (заяц и лягушонок), полоски из бумаги (грядки) одной длины, но разной ширины и цвета (по 2 полоски на каждого ребенка); картинки с изображением овощей (морковки и капусты) по кол-ву детей, клей, кисточки, салфетки, воздушные шары, фонограмма песни С.Михалкова "Мы едем, едем, едем в далекие края".
Ход занятия
Игровая мотивация. Педагог сообщает детям, что рано утром, когда их еще не было в детском саду, приходил почтальон и передал письмо из леса. Предлагает прочитать письмо. В письме заяц приглашает детей к себе в гости. Дети соглашаются. Педагог говорит: " Сейчас мы с вами сядем на поезд и поедем в гости к зайцу. "Дети садятся на стульчики. Звучит песня: "Мы едем, едем, едем в далекие края,
Веселые соседи, хорошие, друзья.
Нам весело смеемся и песенку поем:
Педагог обращает внимание детей на лягушонка, сидящего под пеньком. Лягушонок здоровается с детьми и интересуется, куда они идут. Дети говорят, что они идут в гости к зайцу. Лягушонок рассказывает ребятам, что заяц его лучший друг и предлагает детям проводить их до домика зайца. Но сначала просит помочь ему. Перед детьми на пеньке лежит коробка с разноцветными геометрическими фигурами. Лягушок говорит, что у него были бусы и показывает ленту, на которой слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, синий круг, желтый квадрат и т. д. Но он нечаянно рассыпал бусы и не может их собрать. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью. Лягушонок благодарит детей и чтоб идти к зайцу было не скучно, предлагает выполнить ритмическое упражнение "Лягушонок и ребята"
Лягушонок все по лужам
Шлеп-шлеп-шлеп,
Шлеп-шлеп-шлеп!А ребята по дорожке-
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ!Рядом весело идут,
Вместе песенку поют:
Ква-ква-ква,
Ква-ква-ква!
Дети подходят к столу, за которым сидит заяц. Педагог благодарит лягушонка, что проводил ребят до домика зайца. Детей встречает грустный заяц, здоровается с ними и рассказывает: " Решил я на огороде посадить свое лакомство - капусту и морковку. Морковь на узкую грядку, а капусту на широкую. Пришел в огород и не знаю, что где сажать. Помогите мне, пожалуйста".
Педагог предлагает взять на столе полоски (грядки) и рассмотреть их. Затем просит детей показать длину каждой грядки, а затем ширину. Спрашивает: "Какие грядки по длине? (Одинаковые.) Какие грядки по ширине? (Узкие и широкие.) Как узнать, какая грядка шире, какая уже? Что для этого надо сделать? (Дети сравнивают полоски, накладывая их друг на друга и определяют, какие они.)
После этого педагог предлагает детям помочь зайцу: посадить на широкую грядку капусту, а на узкую морковь. Дети соглашаются. После выполнения работы педагог уточняет у детей: "На какой грядке растет морковь? На какой грядке растет капуста?".
Заяц благодарит детей и говорит, что у него для ребят есть сюрприз. Найти дети могут его, пройдя через речку по широкому мосту (предлагаются широкий и узкий мосты.) Пройдя по широкому мосту, дети обнаруживают воздушные разноцветные шары. Поиграв с шариками, садятся на стульчики и под музыку отправляются в группу.