Урок "Род имен существительных". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: познакомить с приемами распознавания рода имен существительных.

Задачи:

  • Обучающая - учить распознавать род имен существительных и продолжать работу над формированием навыка грамотного письма; орфографической зоркости;
  • Развивающая - развивать речь детей; словарный запас, мышление;
  • Воспитывающая - воспитывать любовь к Родине; литературе; воспитывать эстетический вкус; патриотизм.

Ход урока

I. Организационный момент.

П. Основная часть

1) Чистописание Р//р рм//

2) Проверка домашнего задания

- Ребята, дома вы должны были составить несколько предложений и объединить их одной темой "Родина"; постараться нарисовать иллюстрацию.

- Вот ваши рисунки. (На доске выставка рисунков).

- Давайте послушаем ваши рассказы (рассказы детей).

- Все вы молодцы, у каждого рассказ интересен по своему.

3) Словарь.

- Как называется место, где родился человек? (Родина).

- Какая в слове корневая орфограмма? (безударная гласная "и", непроверяемая ударением)

- Какие корневые орфограммы вы еще знаете? (безударные гласные, проверяемые ударением, парные согласные, непроизносимые согласные)

- Запишите слово в тетрадях (я на доске Родина)

- Подберите синонимы к слову Родина (отечество, отчизна)

- Какую орфограмму надо выделить? (безударная "о")

- Запишите эти слова в словарь.

4) Звуко-буквенный анализ

- В словах отчизна [т], отечество [т']

- Охарактеризуйте звуки: что общего (согласный, парный, глухой,)

Чем отличаются ([т] - твердый, [т'] - мягкий)

5) Письмо по памяти

- Накануне какого праздника наша страна? (День защитника Отечества)

- В честь кого эта дата? (воина - защитника, солдата-освободителя)

- Стихотворение Ф Тютчева, написанное в 1836 году актуально и сейчас. (на доске) "Умом Россию не понять,........"

- Как вы понимаете смысл этого стихотворения?

- Вы должны были дома поработать с толковым словарем. Что означают слова "аршин", "стать"? (ответы детей)

- Прочитайте стихотворение детей еще раз про себя, постарайтесь запомнить.

- Повторите.

- Написание каких слов надо запомнить? (орфографическая работа: Россия, особенная, аршином, не_измерить, не_понять)

- Напишите по памяти.

6) Взаимопроверка

7) Повторение правила

- Что объединяет слова: умом, Россию, аршином, стать? (это имена существительные)

- Что такое имя существительное? (правило)

- Как изменяются имена существительные?

8) Сообщение темы урока

- Сегодня вы познакомитесь еще с одной грамматической категорией имен существительных, узнаете, что такое род имен существительных.

- Запишите в тетрадь тему урока (на доске тема)

- Чтобы определить род имен существительных на помощь придут слова :он - мой, она - моя, оно - мое (на доске)

- В зависимости от того, какие слова подходят к тому или иному имени существительному, того рода и будет данное слово.

9) Работа с учебником

- Прочитайте правило на стр. 152

- Посмотрите на стенд "На уроке русского языка, найдите правило.

- Коллективная работа (упр. 404)

10) Физминутка

Под рисунками текст стихотворения В.Орлова:

"Родное"

"Я узнал, что у меня
Есть огромная с..мья:
И тр..пинка и л..сок,
В поле каждый к...л..сок...
Речка, небо голубое -
Это все мое, родное,
Это - Родина моя!
Всех люблю на свете я!"

(на доске)

(дети выполняют движения)

11) Работа над стихотворением

А)

Орфографическая минутка

- Какие орфограммы встретились в словах стихотворения? (в корнях)

- Подберите проверочные слова.

Б)

- Назовите имена существительные.

- Определите род имен существительных.

12) Самостоятельная работа

Запишите имена существительные по столбикам, самостоятельно выделяя орфограммы.

13) Лексическая работа

- Найдите в стихотворении слово, которое соответствует схеме (тропинка)

- Какое слово получится, если убрать суффиксы? (тропа)

- Какая разница в лексическом значении этих слов?

14) Итог урока, выставление оценок

С какой новой грамматической категорией имени существительного вы познакомились? (род имен существительных)

- Какого рода могут быть имена существительные?

- Как определить род имени существительного?

- Какую смысловую нагрузку урока вы усвоили (тема Родины, любовь к Родине).

14) Сегодня мы услышали ваши рассказы о Родине, стихотворения Тютчева, Орлова.

- А с какими стихотворениями вы познакомились на уроках литературного чтения а разделе "Поэтическая тетрадь. Тихая моя Родина"? (дети называют автора и стихотворение)

- Кто может прочитать наизусть? (выступления детей).

15) Домашнее задание: упр. 405, правило наизусть.