Цель: познакомить с приемами распознавания рода имен существительных.
Задачи:
- Обучающая - учить распознавать род имен существительных и продолжать работу над формированием навыка грамотного письма; орфографической зоркости;
- Развивающая - развивать речь детей; словарный запас, мышление;
- Воспитывающая - воспитывать любовь к Родине; литературе; воспитывать эстетический вкус; патриотизм.
Ход урока
I. Организационный момент.
П. Основная часть
1) Чистописание Р//р рм//
2) Проверка домашнего задания
- Ребята, дома вы должны были составить несколько предложений и объединить их одной темой "Родина"; постараться нарисовать иллюстрацию.
- Вот ваши рисунки. (На доске выставка рисунков).
- Давайте послушаем ваши рассказы (рассказы детей).
- Все вы молодцы, у каждого рассказ интересен по своему.
3) Словарь.
- Как называется место, где родился человек? (Родина).
- Какая в слове корневая орфограмма? (безударная гласная "и", непроверяемая ударением)
- Какие корневые орфограммы вы еще знаете? (безударные гласные, проверяемые ударением, парные согласные, непроизносимые согласные)
- Запишите слово в тетрадях (я на доске Родина)
- Подберите синонимы к слову Родина (отечество, отчизна)
- Какую орфограмму надо выделить? (безударная "о")
- Запишите эти слова в словарь.
4) Звуко-буквенный анализ
- В словах отчизна [т], отечество [т']
- Охарактеризуйте звуки: что общего (согласный, парный, глухой,)
Чем отличаются ([т] - твердый, [т'] - мягкий)
5) Письмо по памяти
- Накануне какого праздника наша страна? (День защитника Отечества)
- В честь кого эта дата? (воина - защитника, солдата-освободителя)
- Стихотворение Ф Тютчева, написанное в 1836 году актуально и сейчас. (на доске) "Умом Россию не понять,........"
- Как вы понимаете смысл этого стихотворения?
- Вы должны были дома поработать с толковым словарем. Что означают слова "аршин", "стать"? (ответы детей)
- Прочитайте стихотворение детей еще раз про себя, постарайтесь запомнить.
- Повторите.
- Написание каких слов надо запомнить? (орфографическая работа: Россия, особенная, аршином, не_измерить, не_понять)
- Напишите по памяти.
6) Взаимопроверка
7) Повторение правила
- Что объединяет слова: умом, Россию, аршином, стать? (это имена существительные)
- Что такое имя существительное? (правило)
- Как изменяются имена существительные?
8) Сообщение темы урока
- Сегодня вы познакомитесь еще с одной грамматической категорией имен существительных, узнаете, что такое род имен существительных.
- Запишите в тетрадь тему урока (на доске тема)
- Чтобы определить род имен существительных на помощь придут слова :он - мой, она - моя, оно - мое (на доске)
- В зависимости от того, какие слова подходят к тому или иному имени существительному, того рода и будет данное слово.
9) Работа с учебником
- Прочитайте правило на стр. 152
- Посмотрите на стенд "На уроке русского языка, найдите правило.
- Коллективная работа (упр. 404)
10) Физминутка
Под рисунками текст стихотворения В.Орлова:
"Родное"
"Я узнал, что у меня
Есть огромная с..мья:
И тр..пинка и л..сок,
В поле каждый к...л..сок...
Речка, небо голубое -
Это все мое, родное,
Это - Родина моя!
Всех люблю на свете я!"
(на доске)
(дети выполняют движения)
11) Работа над стихотворением
А)
Орфографическая минутка
- Какие орфограммы встретились в словах стихотворения? (в корнях)
- Подберите проверочные слова.
Б)
- Назовите имена существительные.
- Определите род имен существительных.
12) Самостоятельная работа
Запишите имена существительные по столбикам, самостоятельно выделяя орфограммы.
13) Лексическая работа
- Найдите в стихотворении слово, которое соответствует схеме (тропинка)
- Какое слово получится, если убрать суффиксы? (тропа)
- Какая разница в лексическом значении этих слов?
14) Итог урока, выставление оценок
С какой новой грамматической категорией имени существительного вы познакомились? (род имен существительных)
- Какого рода могут быть имена существительные?
- Как определить род имени существительного?
- Какую смысловую нагрузку урока вы усвоили (тема Родины, любовь к Родине).
14) Сегодня мы услышали ваши рассказы о Родине, стихотворения Тютчева, Орлова.
- А с какими стихотворениями вы познакомились на уроках литературного чтения а разделе "Поэтическая тетрадь. Тихая моя Родина"? (дети называют автора и стихотворение)
- Кто может прочитать наизусть? (выступления детей).
15) Домашнее задание: упр. 405, правило наизусть.