Использование информационных технологий на уроках географии

Разделы: География


Не секрет, что роль компьютера в современной жизни постоянно возрастает. Сегодня детям не нужно объяснять достоинства компьютера как инструмента работы с информацией. Современный педагог должен стараться быть на одной ступеньке с учеником, а лучше - выше его, а для этого надо всё время стараться идти в ногу со временем, в котором мы живём, то есть учиться самим постоянно, овладевать новыми педагогическими технологиями.

Школьная география - это тот учебный предмет, который может и должен вступить в контакт с информационными технологиями. Преподавание географии всегда сопровождалось демонстрацией карт, картин, моделей географических процессов, объектов и многими другими пособиями, без которых нельзя было составить у учащихся ясное представление об изучаемом предмете. Сегодня на помощь учителю пришёл компьютер, он заменил основную часть наглядных пособий.

Компьютерные технологии позволяют экономить время учителя на уроке, так как не надо рисовать на доске сложные схемы и модели, писать вопросы и задания. Проверка заданий при компьютерном обучении проводится автоматически, потому что все мультимедийные пособия содержат проверочные и тестовые задания для школьников и правильные ответы на них, ученик сразу видит свои ошибки и сам себе может поставить оценку.

При изучении некоторых тем у учителя появляется необходимость самостоятельной подготовки иллюстрационного материала для урока, то есть создание презентаций. Я сама выбираю нужные и интересные, с моей точки зрения, слайды, информацию. Создав первую в своей жизни презентацию, получила огромное удовольствие от этой работы. Сколько картин природы раньше мы выставляли при изучении природных зон, а сейчас я использую презентацию по этой теме. На первом уроке в 8 классе - " География России" показываю презентацию " 7 чудес России"

А как углубляется, погружается ученик в изучаемую тему при создании собственной презентации. Повышается интерес к предмету, развивается самостоятельность мышления при отборе материала и эстетичность при оформлении работы. Готовя презентацию, ученик в тоже время решает и исследовательскую задачу, открывая для себя новые, ранее неизвестные стороны предмета. Процесс обучения, при подготовке презентации, носит не созерцательный характер, а активный целенаправленный.

На уроках географии я часто применяю и интерактивные наглядные пособия, выпущенные ООО "Дрофа". Эти пособия предназначены для того, чтобы сопровождать рассказ учителя, они представляют собой анимационный видеоролик, демонстрирующий тот или иной раздел школьного курса. Я могу остановить в любой момент демонстрацию для более подробного объяснения происходящего процесса. Например, при изучении темы "Состав гидросферы" на первом фрагменте показано, как заполняются сосуды, разные по объёму, водой, представлена вода пресная и солёная, затем появляется текст, где эта вода находится и в каком процентном соотношении. На этом останавливаю демонстрацию и перехожу к обсуждению увиденного, задаю вопросы, связанные с составом воды на Земле, с ролью пресной и солёной воды и так далее. Фрагментов к одному уроку немного, но они очень хорошо и иллюстрируют материал и дают возможность глубоко его понять.

ООО "Дрофа" выпустила большое количество интерактивных карт. Это очень содержательное пособие, оно расширяет демонстрационные возможности карты, использование различных форм работы с картой, экономит время на уроке.

Какие же возможности она имеет?

Во-первых, работать со слоями карты, которые содержат разную картографическую информацию (список слоёв находится на панели управления).

Во-вторых, наносить названия объектов или цифры, которые ученик должен совместить с картой. На необходимые формы рельефа, например, нанести цифры, а затем предложить учащимся назвать эти формы.

В-третьих, приблизить выбранные участки земной поверхности для более детального изучения.

В-четвёртых, некоторые карты можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности, например, при изучении в 7 классе темы: "Формирование рельефа Земли", совмещая карту физическую мира и карту "Строение Земной коры", ученики легко выявляют закономерности размещения крупных форм рельефа на поверхности Земли.

В-пятых, на некоторых картах добавлен "привязанный" дополнительный иллюстрационный и текстовый материал, ученик не только видит, где на карте расположен тот или иной объект, но и видит его фотографию с дополнительными сведениями о нём.

В-шестых, работа с интерактивной картой позволяет делать рисунки, например, показать стрелками направление господствующих ветров для объяснения схемы океанических течений или выделить, обвести нужную территорию.

Использование таких карт разнообразит учебный процесс, повышает его эффективность и развивает интеллектуальные способности учеников.

Особым интересом у учащихся пользуется интерактивная смарт-доска. Желающих выйти к доске и поработать с ней всегда бывает много, так как ученик взаимодействует с имеющимся материалом, передвигая объекты, находя их правильное место. Программное обеспечение SMART Notebook включает виртуальную клавиатуру, панель инструментов для рисования, огромную галерею картинок, объектов, анимационных роликов, которые позволяют учителю создать яркие, незабываемые уроки, эффективность которых, несомненно, выше традиционных.

Виртуальная школа "Кирилла и Мефодия" создала разработки уроков почти по всем предметам, в том числе и по географии. Эти уроки я тоже использую в своей работе. Они содержат и цифровой, и иллюстрационный материал, и интерактивную карту для каждого урока. А в конце уроков есть вопросы для повторения, так же предложены тестовые задания.

Информационные технологии обеспечивают решение главной задачи курса - дать учащимся целостное представление о нашей планете и процессах происходящих на ней. Они стимулируют развитие интереса к предмету, и умение пользоваться современными источниками информации и способствуют развитию способностей личности к самообразованию в течение всей жизни.

Интерактивная карта - один из видов новых, современных наглядных пособий. Она имеет, по сравнению с печатными, большие демонстрационные возможности. При работе с электронными картами можно: приближать выбранные участки карты, снимать часть обозначений, упрощая карту, делая её более наглядной, наносить новые надписи, некоторые карты можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи, на некоторых картах добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовый материал, делать рисунки.

На электронной карте можно выполнять в основном три вида работ: работа со слоями. Работа с дополнительным материалом, выполнение дополнительных надписей или рисунков.

Работа со слоями карты

Наиболее полезной функцией электронных карт является возможность комбинирования их слоёв. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Например, на карту строения земной коры можно наложить слой с рельефом и сделать вывод о соответствии крупных форм рельефа определённым структурам земной коры.

Комбинируя слои карты можно снимать с неё информацию, которая неактуальна на данном уроке или её надо получить от учеников.

Работа с дополнительным материалом

Важной особенностью электронной карты является наличие информационного блока. Этот блок отражает особенности наиболее значимых объектов, например, на климатической карте России в нем есть информация о самых жарких и холодным точках нашей страны, о влажных и сухих местах.

Большинство дополнительного материала информационного блока интерактивной карты также снабжено иллюстрациями, что увеличивает наглядность её и разнообразить формы работы с картой, можно попросить учащихся сравнить внешний вид каких то объектов.

Использование дополнительных возможностей

Для организации контроля знаний географических объектов заранее можно нанести числа на выбранные объекты, а затем предложить учащимся назвать их. Можно сделать надписи отсутствующие на карте или заранее сделать надписи и предложить ученикам разместить их , или разместить неправильно и попросить найти ошибки. Возможность наносить на карту подписи облегчает организацию географических диктантов, позволяет ставить перед учениками задания на классификацию или сортировку объектов, например, по мере уменьшения высоты. К дополнительным возможностям относится и функция рисования. Благодаря чему можно выделить объект, добавить какую то новую информацию. Для организации контроля знаний за географическими объектами можно заранее нанести цифры на выбранные объекты и на уроке предложить учащимся назвать эти объекты.

Широкие функциональные возможности электронных карт позволяют учителю реализовать практико-ориентированный подход к обучению, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, применять разные формы и методы приёма работы с картой, формируя важнейшее картографическое умение.