Тип урока: урок закрепления знаний
Цели урока:
- закреплять умение решать задачи разных видов;
- закреплять и совершенствовать навыки устного счета;
- закреплять умение применять удобные способы вычисления;
- расширить знания детей о зимних видах спорта;
- воспитывать чувство единой команды, взаимовыручки, ответственности за другого
Оформление урока:
1) презентация "Зимние виды спорта"
2) карточки с заданиями;
3) карточки с названиями видов спорта (фигурное катание, лыжи, биатлон, хоккей);
4) "шайбы" с примерами;
5) карточки с формулами площади и периметра прямоугольника
Ход урока
- Ребята, сегодня на уроке математики нам предстоит хорошо потрудиться: выполнить разные задания, решить задачи и примеры. А начнем мы с устного счета.
Ну-ка, в сторону карандаши.
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться.
И кругом - только умные лица,
Потому что считаем в уме!
На доске: (без ответов)
17*4-18= 50 Н 91:7*8=104 Р 96:16*15=90 У 99:33*8=24 А 72:8*6=54 К 100:50*47= 94 В 5*9:15=3В 38*2+16=92 Е
Дети друг за другом решают примеры, ответы записывают на доске цветным мелом.
- Расставьте ответы в порядке возрастания, подставьте буквы и прочитайте слово
3 24 50 54 90 92 94 104 В А Н К У В Е Р
- Знакомо ли вам это слово? О чем оно напомнило? (О зимней олимпиаде 2010 года в городе Ванкувере в Канаде) 1-й кадр
А знаете ли вы, откуда пошло название "олимпиада"?
(Заранее подготовленный ученик рассказывает)
- А знаете, ребята, какой символ у всех олимпиад? 2-й кадр
(пять олимпийских колец)
- А кто знает, что символизируют эти кольца?
(Заранее подготовленный ученик рассказывает)
А знаете ли вы девиз олимпийских игр?
На доске открывается запись:
Citus - altius - forties
Быстрее - выше - сильнее
- Как вы думаете, можно ли этот девиз взять на вооружение применительно к учебе?
(Стараться быстро решать примеры и задачи, показать высокие знания)
- Какие качества развиваются у человека, который стремиться добиться хороших успехов и в спорте, и в учебе?
(Настойчивость, терпение, выдержка, мужество)
Недавно прошли Зимние олимпийские игры в Ванкувере. (Рассказывает заранее подготовленный ученик)
- А какие зимние виды спорта вы знаете?
Сегодня мы вспомним некоторые из них и выполним задания, которые они для нас приготовили.
На доске переворачивается первая надпись: ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ. 3-й кадр
(Заранее подготовленные дети рассказывают о фигурном катании)
- Какое же задание приготовил нам этот вид спорта?
Задача.
Длина ледового поля , имеющего прямоугольную форму, 60м, а ширина в 2 раза меньше. Найдите площадь и периметр ледового поля.
На доске:
P a*b S a*b*c V (a+b)*2
Соотнесите буквы с формулами и выберите те, которые понадобятся для решения задачи
(Вызванный ученик у доски решает задачу)
- О каком еще виде спорта мы поговорим сегодня?
(Открывается вторая карточка на доске - ХОККЕЙ, заранее подготовленные дети рассказывают о хоккее ) 4 кадр
- Какое же задание приготовил для нас этот вид спорта?
(На доске - нарисованные шайбы с примерами, карточка с примером прикрепляется к шайбе)
- Забей шайбу в ворота, сделав правильную передачу (найти удобный способ решения):
(Ученики по очереди решают примеры у доски, остальные - в тетради.)
- Следующий вид спорта - биатлон кадр 5
(Заранее подготовленные дети рассказывают о биатлоне)
Задание:
Решить задачу: Спортсменке-биатлонистке нужно пробежать на лыжах 3 круга и после каждого стрелять по мишеням. Первый круг она пробежала за 12 мин.16 с и потратила на стрельбу 37 с. Второй круг она пробежала за 13 мин. 12 с и стреляла 35 с. Третий круг она преодолела за 14 мин. 52 с. Сколько всего времени спортсменка выполняла поставленную задачу?
- Следующий вид спорта - ЛЫЖИ кадр 6
(Ученик рассказывает о лыжном спорте)
Задание: ЭСТАФЕТА
Каждый ряд (5 человек ) получает карточку с цепочкой примеров. Начинает, сидящий за последней партой, и передает карточку впереди сидящему. Тот выполняет свою операцию и передает вперед. И так до тех пор, пока карточка не окажется у сидящего за первой партой. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее справится с заданием.
Далее проверяются окончательные ответы. Примеры составлены так, чтобы получились ответы: 2 0 1 4 0 2 (делается запись на доске )
- О чем говорит эта дата? (Об Олимпийских играх в Сочи в феврале 2014 года )
- Через сколько лет произойдет это событие?
- В каком классе вы будете учиться в 2014 году?
Спасибо. Урок окончен.
Материалы к уроку:
1. Установлено с очевидной бесспорностью одно: первая известная нам Олимпиада с древности проходила в 776 году до нашей эры в Греции. Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в Олимпии. В этом прекрасном городке Эллады почти 300 раз устраивались общегреческие состязания в честь бога Зевса.
2. Пять скрепленных колец символизируют пять частей света, ведь на Олимпийские игры съезжаются спортсмены со всего мира, со всех пяти континентов:
Голубой - Европа
Черный - Африка
Красный - Америка
Желтый - Азия
Зеленый - Австралия
3. С 1924 года стали проводиться зимние Олимпийские игры. Советские спортсмены впервые приняли участие в зимних Олимпийских играх в 1956 году, где завоевали 16 медалей, из них 7 золотых.
До 1998 года сборные команды Советского Союза, а затем России по количеству
4. Фигурное катание - это зимний вид спорта, в котором фигуристы скользят на коньках по льду с выполнением художественных или спортивных элементов под музыку.
Родиной этого прекрасного вида спорта является Голландия. Именно в Голландии в 13-14 веках появились первые железные коньки, что дало мощный толчок к развитию всех видов спорта, связанных с коньками.
Фигурное катание в России стало популярным давно, еще со времен великого Петра 1. Царь привез их Европы первые образцы коньков. Именно Петр 1 придумал новый способ крепления коньков прямо к сапогам, создав таким образом праобраз сегодняшнего снаряжения фигуристов. Считается, что название "коньки" возникло потому, что передняя часть обычно украшалась лошадиной головой.
Сегодня фигурное катание - это любимейший и популярный вид спорта.
5. Хоккей - спортивная игра, которая проходит на специальной, залитой льдом площадке двумя командами из 6 игроков. Цель игры- забить шайбу в ворота соперника.
Хоккей часто называют спортом космических скоростей. Шайба летит над площадкой на огромной скорости, мчатся хоккеисты, атака сменяет атаку, то один, то другой вратарь парирует сильнейшие броски. И все постоянно повторяется. Игра очень утомительна, через каждые 40-50 секунд производится замена. За шайбой трудно уследить, а скорости все возрастают.
Огромны скорости передвижения хоккеистов, и все-таки, самое непостижимое в этой игре - быстрота тактического мышления хоккеистов, умение мгновенно разобраться в непрерывно меняющихся ситуациях, принять самое неожиданное для соперника решение и поразить его ворота.
Многие считают, что хоккей - ЭТО ОЧЕНЬ ГРУБАЯ, ЖЕСТОКАЯ, СВЕРХЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИГРА, НО ЕСЛИ БЫ ОНА НЕ БЫЛА ТАКОЙ, ТО РАЗВЕ БЫ ОНА НЕ ПОКАЗАЛАСЬ "ПРЕСНОВАТОЙ", РАЗВЕ ОНА НЕ УТРАТИЛА БЫ ОГРОМНУЮ ЧАСТЬ СВОИХ ПОКЛОННИКОВ? НО ВСЕ ЭТИ СТЫЧКИ НА ПОЛЕ - НЕ СВЕДЕНИЕ СЧЕТОВ. ХОККЕИСТЫ СОПЕРНИКИ, А НЕ ВРАГИ. УВАЖЕНИЕ К ПРОТИВНИКУ НИКОГДА НЕ ПОЗВОЛИТ ХОККЕИСТУ ВЕСТИ НЕЧЕСТНУЮ БОРЬБУ ЗА ПОБЕДУ.
6. ЛЫЖИ.
МНОГИЕ ВИДЫ СПОРТА СВЯЗАНЫ С ЛЫЖАМИ. ЭТО И БИАТЛОН, И ГОРНЫЕ ЛЫЖИ, И ПРЫЖКИ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА, И ЛЫЖНОЕ ДВОЕБОРЬЕ.
В 1912 ГОДУ 19 ФЕВРАЛЯ СОСТОЯЛИСЬ ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО СПОРТА СОРЕВНОВАНИЯ ПО ОДНОВРЕМЕННЫМ ПРЫЖКАМ С ТРАМПЛИНА И ЛЫЖНОЙ ГОНКЕ НА ДИСТАНЦИЮ В 4,2 КМ - ЛЫЖНОЕ ДВОЕБОРЬЕ. ПОБЕДИТЕЛЕМ В ЭТИХ СОРЕВНОВАНИЯХ СТАЛ БОРИС СМИРНОВ.
7. Биатлон. Происхождением своего названия этот популярный вид спорта обязан греческим словам "bis" и "attlon", означающим "двоеборье". Биатлон включает в себя лыжные гонки и стрельбу по мишеням. Передвижение на лыжах осуществляется коньковым стилем. Поражение мишеней, размер которых 45 мм и 115 мм, происходит из двух позиций - стоя и лежа, посредством малокалиберной винтовки. Россия славится своими традициями зимних видов спорта, а союз биатлонистов России вырастил уже не одного чемпиона, как среди мужчин, так и среди женщин.