Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как опорную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в младшем школьном возрасте, когда еще формируются интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Немаловажная роль здесь отводится решению задач - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающей образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие интеллектуального развития ученика. И заниматься развитием этого умения нужно не только на уроках математики, но и на уроках литературного чтения и изобразительного искусства: некоторые задачи хорошие темы для рисунков; и любая задача - хорошая тема для пересказа. А если в классе есть уроки театра, то некоторые математические задачи можно инсценировать. Разумеется, все эти приемы: пересказ, рисунок, инсценировка - могут иметь место и на самих уроках математики. Итак, работа над текстами математических задач - важный элемент интеллектуального развития ребенка, элемент развивающего обучения.
Но достаточно ли для этого тех задач, которые имеются в ныне действующих учебниках и решение которых входит в обязательный минимум? Нет, недостаточно.
Поэтому была разработана программа "Развитие интеллектуальных способностей по математике младших школьников", которая реализуется во внеурочное время. Цели программы:
- оказание помощи детям в открытии самих себя, своих сил, способностей; знакомство с путями их самосовершенствования и саморазвития;
- формирование психологической установки к учению как к решающему средству;
- развитие образного и логического мышления, воображения;
- формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач.
В обязательный минимум содержания образования входит умение решать задачи определенных типов:
- о числе элементов некоторого множества;
- о движении, его скорости, пути и времени;
- о цене и стоимости;
- о работе, ее времени, объеме и производительности труда.
Указанные четыре темы являются стандартными. Считается, что умение решать задачи на эти темы может научить решать задачи вообще. К сожалению, это не так. Ученики, умеющие решить практически любую задачу из учебника на перечисленные темы, часто бывают не в состоянии понять условие задачи на другую тему.
Выход заключается в том, чтобы не ограничиваться какой-либо тематикой текстовых задач, а решать и нестандартные задачи, то есть задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Ведь не ограничиваем мы сюжеты рассказов на уроке литературного чтения!
Среди нестандартных задач особое место занимают логические. Отметим их важные особенности.
Во-первых, логические задачи отличаются от большинства математических тем, что для их решения, как правило, не требуется большого запаса математических знаний и можно ограничиться только некоторыми сведениями из арифметики.
Во-вторых, логические задачи почти всегда носят занимательный характер и этим привлекают даже тех, кто не любит математики. И, главное, их решение развивает логическое мышление, что способствует не только лучшему усвоению математики, но и успешному изучению основ любой другой науки.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Внеурочная работа по математике, как и по другим предметам определяется как составная часть учебно-воспитательной работы, как одна из форм организации досуга учащихся.
Под внеурочной работой понимают необязательные, добровольные внеурочные занятия учащихся по предмету, которые способствую углублению знаний, развитию умений, навыков, удовлетворению развитию интересов, способностей. Во внеурочной работе большую актуальность приобретает принцип индивидуального подхода учащимся.
Внеурочную работу можно рассматривать как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, формирования мировозрения, развития творческой самостоятельности, эстетического воспитания школьников. В основном, необходимый набор качеств знаний происходит через содержание заданий. Задания подбираются учителем с учетом умственного развития учащегося, переходят от менее сложного к более сложному.
Внеурочные занятия по математике с учащимися младших классе преследуют несколько целей:
- повысить уровень математического развития детей и расширить их кругозор;
- развивать у школьников интерес к занятиям математикой;
- углубить представления учеников об использовании сведений и математики на практике;
- воспитывать у детей настойчивость, волю и упорство в достижении цели.
При организации внеурочных занятий следует помнить, что:
- время внеурочных занятий не должно превышать 30-45 минут;
- занятия должны быть эмоционально - привлекательными, с большим наглядным материалом и включать элементы этики и эстетики;
- занятия должны строиться на ярком, живом, интересном, доступном материале для детей младшего школьного возраста;
- участие школьников в этих занятиях должно поддерживаться поощряться;
- на занятиях чередовать состояния покоя и движения детей;
- организовать занятия так, чтобы ученик вовлекался в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний;
- занятия должны быть разнообразными, проводиться так, чтобы дети понимали необходимость, важность, целесообразность изучения данного материала;
- материал должен быть посильным, но трудным, ярким, эмоциональным, красочным.
По согласованию родителей, два раза в месяц, я веду внеурочную работу по математике с учениками своего класса. Занятия провожу в среду и четверг.
Я разработала 54 занятия во 2 - 4 классах. Тема моей программы: "Интеллектуальное развитие младших школьников во внеурочное время на основе курса "Математика" (2-4 классы)".
Занятия начинаются с разминки, на которой предлагаем несложные задания в виде загадок, задач в стихах. Все эти задания должны обязательно содержать элемент математики.
На каждом занятии я работаю над развитием воображения, логического мышления и памяти.
При организации внеурочной работы по математике для учащихся младших классов мы стремимся к тому, чтобы каждое внеурочное занятие содержало элементы игры или соревнования. Это оживляет учебную деятельность, повышает интерес детей к занятиям, способствует лучшему пониманию материала. При этом, чем меньше по возрасту дети, тем больше элемент игры вводится в занятие.
Предложенная игра на занятиях, не может быть самоцелью. Она обязательно должна нести смысловую нагрузку, т. е. всякая игра должна развивать мышление ученика, развивать его кругозор.
Внеурочные занятия приносят большую пользу и радость и самому учителю. Они заставляют учителя "рыться" в литературе и таким образом расширять и пополнять свои познания в области математики, ее истории, в результате чего повышается качество его классной работы. Такие занятия вызывают интерес у детей, их творческую активность, желание выполнять задания, требующие напряженной мыслительной деятельности.
Все эти проводимые работы способствуют развитию математических способностей, выявить одаренных детей и привитию интереса к математике.
Итогом работы является достижения моих учеников на районных и республиканских олимпиадах и в нтеллектуальных марафонах:
- 2006 г. Районная олимпиада по математике - Хасаншин И. 1 место.
- 2009 год. Районный интеллектуальный марафон-игра учеников- занковцев: Сахибзянов Б. I место, Тазиев Р. II место.
- 2010 год. Сахибзянов Б.- II призовое место, Тазиев Р.- Гран при в номинации "Математика" на Республиканском туре VIII Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев.
- Мой ученик Сахибзянов Булат стал лауреатом федерального тура VIII Всероссийского интеллектуального марафона учеников- занковцев.
Я считаю, моя работа над развитием интеллектуальных способностей по математике во внеурочное время повышает уровень знаний учащихся, вызывает интерес и радость от возникшей догадки. А нас, учителей, радует успех наших учеников.
Литература
- Аргинская И.И., Ивановская И.Е. Учебник по математике. 2 класс. Самара: Корпорация "Федоров", Издательство "Учебная литература", 2003г.
- Аргинская И.И.,. Бененсон Е., Итина Л. Тетрадь по математике в 3 частях для 2 кл. Самара: Корпорация "Федоров", Издательство "Учебная литература", 2003г.
- Аргинская И.И.,. Бененсон Е., Итина Л. Тетрадь по математике в 3 частях для 3 кл. Самара: Корпорация "Федоров", Издательство "Учебная литература", 2003г.
- Аргинская И.И.,. Бененсон Е., Итина Л. Тетрадь по математике в 3 частях для 4 кл. Самара: Корпорация "Федоров", Издательство "Учебная литература", 2003г.
- Аргинская И.И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе. Самара: Корпорация "Федоров", Издательство "Учебная литература", 2004г.
- Нагибин Ф.А., Канин Е.А.. Математическая шкатулка. М. "Просвещение", 1983г.
- Русинов В.Н.. Математические олимпиады младших школьников. М. "Просвещение", 1990г.
- Сафонова В.Ю. Задачи по математике для внеклассной работы. М. "Мирос", 1993г.
- С. А. Шмаков. Игры - шутки, игры - минутки. М. "Новая школа", 1993г.