“Я вижу, как, из чего и почему происходит то, что зовется жизнью природы, но я не знаю, зачем это происходит. Я человек и не могу чувствовать себя спокойно и уверенно, пока не знаю, зачем я родился, зачем я нужен этому миру и почему мне так неистребимо хочется жить”.
Пит Лукреций, философ, поэт (I век до нашей эры).
“Род проходит, и род приходит,
А земля пребывает вовеки.
Восходит солнце, и заходит солнце
И спешит к месту своему, где оно восходит.
Идет ветер к югу и переходит
К северу, – кружится, кружится
На ходу своем, и возвращается
Ветер на круги свои.
Все реки текут в море,
Но море не переполняется:
К тому месту, откуда реки текут,
Они возвращаются, чтобы опять течь”.
Библия. Книга Екклесиаста (1033 г. до н.э.).
На протяжении всего урока акцентировать внимание учащихся на мысли: “Как все взаимосвязано в природе, разумно и неразделимо”!
Литература:
- И. Айвазовский, Минск, “Харвест” 2007г.
- В. Васнецов. М., “Директ-медиа” 2010г.
- И. Левитан, М., “Белый город” 2001г.
- Сборник “Музыка и поэзия”.
- “Добротолюбие” Горюнова И.В., М., 1994г. Изд. “Жизнь, творчество, детство”.
Ход урока
– Наш урок открывает музыка. Расскажите, какая она?
Звучит “Лунный свет” Дебюсси в фортепианном исполнении.
Беседа о том, какова эта музыка, чья она, какие музыкально-художественные образы она воссоздает, какое настроение вызывает у слушателей, какими средствами выразительности композитор воздействует на человека, о чем эта музыка. После разговора о красоте лунной ночи, изображенной в музыке композитора-импрессиониста, продолжить беседу о красоте окружающего мира, о красоте кубанской природы.
Вопросы учащимся:
– Как вы думаете, все люди видят красоту окружающего мира?
– Можно научить человека любить природу?
– А когда природа красивее всего?
– Наверное, у нас на Кубани прекраснее всего весна. Нигде, наверное, нет столько цветов весной, нигде так быстро не приходит тепло. Давайте окунемся в это весеннее тепло, в это весеннее благоухание.
В исполнении учащихся звучит песня “Апрель”.
Вопросы учащимся:
– Что такое природа?
– А что такое вода?
Слайды 1-8.
Беседа о неповторимости каждой реки, озера, моря, о зеркальной чистоте воды, в которой отражается человек, о том, какой своенравной может быть порой вода.
Повести учащихся к выводу о том, что очень часто человек только вдали от Малой Родины, находясь в океане, в космосе, может испытать подлинную любовь к родному краю.
В исполнении учащихся звучит песня из фильма “Участок”.
Домашнее задание учащимся:
Те чувства, настроения и мысли, которые возникли во время урока, выразите в сочинении или в стихах и назовите их “Что значит для меня природа?”.
– А что такое земля?
Слайды 9-22.
Мы посмотрим разную землю. По-разному её увидели художники. Земля подобна живому существу. Это существо принадлежит людям, и они должны оберегать его. Оберегать добром, оберегать трудом, оберегать искусством.
– Чтение учеником стих. Н. Жоголева “Берегите лес”.
Как все взаимосвязано в природе и неразделимо!
Вот ландыши: они не в поле бродят,
А с тенью лип нерасторжимы
И с колокольчиком лиловым,
И с флейтой иволги,
И со свистом соловьиным,
И с влажным воздухом медовым.
Срубите лес – и, как в безлунной бездне,
Все – все – до муравьиной кучи,
До ежика, до светлячка – исчезнет.
Над пустошью лишь тени бросят тучи…
Храните лес, чтоб эхо в нем гудело,
Чтоб в ручеек Аленушка глядела.
Вывод: искусство – великая сила, способная заставить человека любить, тревожиться, страдать, посмотреть на себя и на дела свои обновленными эстетическими чувствами глазами.
– Музыкальное продолжение этой мысли и разговора – слушание “Детской симфонии” И. Гайдна.
– Музыкально-художественный образ природы, земли, отраженный в симфонии Гайдна, выразить через стихотворение Е. Пяткиной “Лесная увертюра”.
О теплых днях весны, о щедрых днях
Звучит многолосие увертюры,
Звенит вода в ручьях, трещат остатки льда,
Выводит зяблик трель колоратуры.
Гудит гусиный клин, тревожа неба синь,
И будоражат лес синицы, не смолкая.
Курлычут журавли. Один… Еще один…
И сердце дрогнуло, ликуя и страдая,
Мелодия весны… В ней удовольство и грусть.
Поет моя мечта, над рощей пролетая,
Как ты прекрасна, песенная Русь,
В неброский день распахнутого мая!
Беда, если наступит такое время, когда только в произведениях искусства мы сможем услышать голоса природы.
Заключительная беседа о роли искусства в экологическом воспитании: влияет ли искусство на поведение человека в различных ситуациях?
Совместный поиск ответов на вопросы:
– Как пробудить человека к заботливому отношению к природе?
– Как привить ему любовь к Земле-дому человечества?
Музыкальный эпилог урока – исполнение песни “Времена года”.
Мысли к уроку:
– Я сорвал цветок – и он завял. Я поймал жука – и он умер у мен на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к Красоте можно только сердцем. ( П. Гвездослов)
– Природа – это жизненная среда человека, который связан с ней тысячами незримых нитей.
– Природа – это чистый воздух и водоемы прозрачной воды, зеленый лес и щебет птиц, полет шмеля и многое другое.
– Человек – это составная часть природы. Он не может существовать без солнечного света, земли, воды, растений, животных. Попадая в другую среду, например, в космос, человек вынужден создавать себе условия, которые окружают его на земле, а иначе ему грозит гибель. Любовь к Родине немыслима без любви и бережного отношения к природе.