Сценарий урока музыки в 7-м классе по теме "Особенности драматургии камерной и симфонической музыки"

Разделы: Музыка


“Я вижу, как, из чего и почему происходит то, что зовется жизнью природы, но я не знаю, зачем это происходит. Я человек и не могу чувствовать себя спокойно и уверенно, пока не знаю, зачем я родился, зачем я нужен этому миру и почему мне так неистребимо хочется жить”.

Пит Лукреций, философ, поэт (I век до нашей эры).

“Род проходит, и род приходит,
А земля пребывает вовеки.
Восходит солнце, и заходит солнце
И спешит к месту своему, где оно восходит.
Идет ветер к югу и переходит
К северу, – кружится, кружится
На ходу своем, и возвращается
Ветер на круги свои.
Все реки текут в море,
Но море не переполняется:
К тому месту, откуда реки текут,
Они возвращаются, чтобы опять течь”.

Библия. Книга Екклесиаста (1033 г. до н.э.).

На протяжении всего урока акцентировать внимание учащихся на мысли: “Как все взаимосвязано в природе, разумно и неразделимо”!

Литература:

  1. И. Айвазовский, Минск, “Харвест” 2007г.
  2. В. Васнецов. М., “Директ-медиа” 2010г.
  3. И. Левитан, М., “Белый город” 2001г.
  4. Сборник “Музыка и поэзия”.
  5. “Добротолюбие” Горюнова И.В., М., 1994г. Изд. “Жизнь, творчество, детство”.

Ход урока

– Наш урок открывает музыка. Расскажите, какая она?

Звучит “Лунный свет” Дебюсси в фортепианном исполнении.

Беседа о том, какова эта музыка, чья она, какие музыкально-художественные образы она воссоздает, какое настроение вызывает у слушателей, какими средствами выразительности композитор воздействует на человека, о чем эта музыка. После разговора о красоте лунной ночи, изображенной в музыке композитора-импрессиониста, продолжить беседу о красоте окружающего мира, о красоте кубанской природы.

Вопросы учащимся:

– Как вы думаете, все люди видят красоту окружающего мира?

– Можно научить человека любить природу?

– А когда природа красивее всего?

– Наверное, у нас на Кубани прекраснее всего весна. Нигде, наверное, нет столько цветов весной, нигде так быстро не приходит тепло. Давайте окунемся в это весеннее тепло, в это весеннее благоухание.

В исполнении учащихся звучит песня “Апрель”.

Вопросы учащимся:

– Что такое природа?

– А что такое вода?

Слайды 1-8.

Беседа о неповторимости каждой реки, озера, моря, о зеркальной чистоте воды, в которой отражается человек, о том, какой своенравной может быть порой вода.

Повести учащихся к выводу о том, что очень часто человек только вдали от Малой Родины, находясь в океане, в космосе, может испытать подлинную любовь к родному краю.

В исполнении учащихся звучит песня из фильма “Участок”.

Домашнее задание учащимся:

Те чувства, настроения и мысли, которые возникли во время урока, выразите в сочинении или в стихах и назовите их “Что значит для меня природа?”.

– А что такое земля?

Слайды 9-22.

Мы посмотрим разную землю. По-разному её увидели художники. Земля подобна живому существу. Это существо принадлежит людям, и они должны оберегать его. Оберегать добром, оберегать трудом, оберегать искусством.

– Чтение учеником стих. Н. Жоголева “Берегите лес”.

Как все взаимосвязано в природе и неразделимо!
Вот ландыши: они не в поле бродят,
А с тенью лип нерасторжимы
И с колокольчиком лиловым,
И с флейтой иволги,
И со свистом соловьиным,
И с влажным воздухом медовым.
Срубите лес – и, как в безлунной бездне,
Все – все – до муравьиной кучи,
До ежика, до светлячка – исчезнет.
Над пустошью лишь тени бросят тучи…
Храните лес, чтоб эхо в нем гудело,
Чтоб в ручеек Аленушка глядела.

Вывод: искусство – великая сила, способная заставить человека любить, тревожиться, страдать, посмотреть на себя и на дела свои обновленными эстетическими чувствами глазами.

– Музыкальное продолжение этой мысли и разговора – слушание “Детской симфонии” И. Гайдна.

– Музыкально-художественный образ природы, земли, отраженный в симфонии Гайдна, выразить через стихотворение Е. Пяткиной “Лесная увертюра”.

О теплых днях весны, о щедрых днях
Звучит многолосие увертюры,
Звенит вода в ручьях, трещат остатки льда,
Выводит зяблик трель колоратуры.
Гудит гусиный клин, тревожа неба синь,
И будоражат лес синицы, не смолкая.
Курлычут журавли. Один… Еще один…
И сердце дрогнуло, ликуя и страдая,
Мелодия весны… В ней удовольство и грусть.
Поет моя мечта, над рощей пролетая,
Как ты прекрасна, песенная Русь,
В неброский день распахнутого мая!

Беда, если наступит такое время, когда только в произведениях искусства мы сможем услышать голоса природы.

Заключительная беседа о роли искусства в экологическом воспитании: влияет ли искусство на поведение человека в различных ситуациях?

Совместный поиск ответов на вопросы:

– Как пробудить человека к заботливому отношению к природе?

– Как привить ему любовь к Земле-дому человечества?

Музыкальный эпилог урока – исполнение песни “Времена года”.

Мысли к уроку:

– Я сорвал цветок – и он завял. Я поймал жука – и он умер у мен на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к Красоте можно только сердцем. ( П. Гвездослов)

– Природа – это жизненная среда человека, который связан с ней тысячами незримых нитей.

– Природа – это чистый воздух и водоемы прозрачной воды, зеленый лес и щебет птиц, полет шмеля и многое другое.

– Человек – это составная часть природы. Он не может существовать без солнечного света, земли, воды, растений, животных. Попадая в другую среду, например, в космос, человек вынужден создавать себе условия, которые окружают его на земле, а иначе ему грозит гибель. Любовь к Родине немыслима без любви и бережного отношения к природе.

Презентация