"Зверигород". Дикие и домашние животные. Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Закрепить материал по проектам: “Дикие животные”, “Домашние животные” (классификация и дифференциация понятий).
  • Развивать воображение детей в соответствии с поставленной задачей, используя ближайшие ресурсы.
  • Развивать умения решать несложные проблемы.
  • Развивать связную речь детей.
  • Закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласование прилагательных и существительных, усвоение слов – антонимов.
  • Развивать эмоциональную сферу детей: умение сопереживать, заботиться о “братьях наших меньших”.
  • Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.

Материал к занятию:

  • Картина-схема “Город Зверигород” со схематическими домиками, деревьями, озером.
  • Карточки: “животные наших лесов”, “домашние животные и их детёныши”.
  • Карточка “Дом дружбы”.
  • Игрушка – Гном – Волшебник добрых минут.
  • Аудиозапись “Голоса птиц”.

Ход занятия

Дети сидят полукругом. Перед ними на мольберте схема города Зверигорода.

Воспитатель: Ребята, закройте глаза, прислушайтесь к голосам весны.

Релаксация. Включается аудиозапись “Голоса птиц”.

Воспитатель: Наступила весна. Солнышко на небе, яркое, тёплое, лучистое, оно всем светит и всех радует. Встряхнулись все деревья. Скоро на них набухнут и лопнут почки. В лесу на пригорках, среди растаявшего снега, появляются первые весенние цветочки – подснежники.

Птицы весело защебетали. Зверята в лесу начинают линять. Дети радуются и протягивают свои ладошки вверх, а солнышко греет их, согревает своими лучиками. Хорошо, тепло, спокойно. Давайте поздороваемся с Солнышком, Весной – красной. (Здравствуй Солнышко! Здравствуй Весна – красна!)

Воспитатель: Весна – сказочно красивое время года! А вы любите сказки? У меня сегодня такое чудесное настроение, хочется придумать что-нибудь хорошее, интересное. Давайте вместе с вами придумаем сказку! Согласны? Далеко – далеко среди леса появился новый город Зверигород. Справа от озера жили лесные звери. Каких лесных зверей вы знаете? (Ответы детей).

Выставляются карточки-домики названных зверей.

Воспитатель: Что они умеют делать?

Дидактическая игра “Кто что делает”.

Воспитатель: Волк … (охотится, завывает, грызёт, злится…).

Воспитатель: Медведь … (спит, переваливается, сосёт лапу, лакомится …).

Воспитатель: Лиса … (крадётся, петляет, лакомится, Заметает следы …).

Воспитатель: Заяц … (прыгает, прячется, скачет, дрожит …).

Воспитатель: Ёж … (Колется, ползёт, сворачивается в клубок …).

Воспитатель: Белка … (Скачет, прыгает, запасает, грызёт …).

Воспитатель: У одного из этих зверей не было домика. У кого? (У зайца не было домика).

Воспитатель: А у остальных зверей домики имели своё название. Какой у кого домик?

Дидактическая игра “Чьё жилище?”

Воспитатель: У медведя … (берлога).

Воспитатель: У лисы … (нора).

Воспитатель: У белки … (дупло).

Воспитатель: У волка … (логово).

Воспитатель: У ежа … (нора).

Воспитатель: Продолжим сказку. Слева от озера жили детеныши разных домашних животных. Как вы думаете, кто это? (Поросёнок, щенок, котёнок, жеребёнок, телёнок, ягнёнок, козлёнок).

Игра “Хорошо – плохо”.

Воспитатель: Что хорошо в этом городе? (В городе много зелени, значит, там свежий воздух. В центре города можно купаться в озере, чистить зубы, пить воду. В озере можно ловить рыбу. В лесу можно собирать грибы, ягоды. В городе красиво: летают птицы, бабочки, растут деревья, кусты, цветы …).

Воспитатель: Что в городе плохо? (Детёныши животных маленькие, они могут утонуть в озере, их могут съесть лесные звери. Если они заболеют, им некому помочь – нет людей и докторов – ветеринаров).

Динамическая пауза “Покажи, кем бы ты был в этом городе”.

Задание: Пройдись, как животное, которое ты выбрал, а остальные дети угадают, кто это. (Дети по очереди изображают различных животных, используя средства пантомимы).

Воспитатель: Лесные звери были очень недовольны своими соседями. У зайца не было своего домика, а остальные звери были очень голодны. Как вы думаете, что же случилось дальше? ( Лесные звери решили напасть на малышей и т. д.)

Воспитатель: Кто же им может помочь? (Ответы детей).

Воспитатель: Услышал, как плачут малыши, Гном – Волшебник быстрых минут. (Появляется кукла – Гном – Волшебник добрых минут). Пожалел он их и решил сделать так, чтобы малыши быстро выросли. Только для этого нужно сказать волшебные слова: “Раз, два, три – малыш подрасти!” Давайте все вместе скажем эти волшебные слова. (Повторяют).

Дидактическая игра “Назови, кто кем стал”.

Воспитатель: Вот наши детёныши и выросли. Давайте назовем, кто кем стал.

Поросёнок стал свиньёй.
Телёнок стал коровой.
Жеребёнок стал лошадью.
Котёнок стал кошкой.
Щенок стал собакой.
Ягнёнок стал овцой.
Козлёнок стал козой.

Воспитатель заменяет карточки детёнышей на изображение взрослых животных.

Воспитатель: Решили домашние животные дать зверям отпор. Что они могли придумать? (Выстроить стену из рогов и копыт. Они будут бодаться и брыкаться. Пригласить дрессировщика. Позвать добрых волшебников, чтобы они сделали их невидимыми или превратили домашних животных в хищных, а лесных в трусов. И т. д.).

Воспитатель: Звали, звали домашние животные волшебников, да видно, они были очень заняты, не пришли. Как плохо, когда рядом нет друзей. А у нас с вами кругом друзья!

Пальчиковая гимнастика “У меня кругом друзья”.

В нашей группе все друзья. Дети ритмично стучат кулачками по столу.

Самый младший – это я. Разжимают кулачки, начиная с мизинчика
Это Маша.
Это Саша.
Это Юра.
Это Даша.
Это Ксюша.
Это Таня.
Это Миша.
Это Коля.
Это Оля.

Дидактическая игра “Скажи наоборот”.

Воспитатель: Вы грустные ребята? (Мы весёлые ребята).

Воспитатель: Вы ленивые ребята? (Мы трудолюбивые ребята).

Воспитатель: Вы недружные ребята? (Мы дружные ребята).

Воспитатель: Вы злые ребята? (Мы добрые ребята).

Воспитатель: Услышали эту историю весёлые, трудолюбивые, дружные, добрые ребята, и решили они помочь голодным лесным зверям. Как же они им помогли? ( Они их накормили).

Воспитатель: Чем же они их накормили?

Дидактическая игра “Кто что ест?”

Воспитатель: Медведя накормили … (малиной, рыбой …).

Воспитатель: Волка накормили … (рыбой, косточками …).

Воспитатель: Лису накормили … (рыбой…).

Воспитатель: Зайца накормили … (капустой, морковкой …).

Воспитатель: Ежа накормили … (яблоками, грибами …).

Воспитатель: Белку накормили … (орешками, грибами …).

Воспитатель: Дети позаботились обо всех. Они хотели, чтобы все в городе Зверигороде были довольны и счастливы, сыты и спокойны. Догадайтесь, что они сделали? (Ответы детей).

Вывешивается картинка “Дом дружбы”.

Дети: Надо построить дом дружбы.

Воспитатель: Что должно быть в этом доме? (Кафе, чтобы звери могли поесть. Театр, цирк, чтобы все могли выступать, если захотят, или быть зрителями. Дискотека, они могут там танцевать. Спортивный зал, чтобы все могли играть в футбол, волейбол, теннис … И т. д.)

Воспитатель: Какими стали все звери в нашем городе? (Добрыми, весёлыми, радостными, дружелюбными …).

Воспитатель: Вот какое доброе дело сделали наши дети! Все звери захотели подружиться. Помогите им в этом. Назовите своего любимого зверя или домашнее животное, опишите друга, которого вы ему выбрали. Ведь чтобы подружиться, надо хорошо знать друг друга.

Дидактическая игра “Какой, какая”.

Ответы детей:

  • Собака, я хочу подружить тебя с лисой, она рыжая, пушистая, ловкая, хитрая …
  • Медведь, я хочу подружить тебя с овцой, она серая, пушистая, маленькая, пугливая … И т. д.

Воспитатель: Что надо делать людям, чтобы всем животным хорошо жилось на земле? (Ответы детей).

Воспитатель: Какими словами закончим сказку? (Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!)

Воспитатель: Рассказывать сказки любят бабушки и дедушки. Представьте себя бабушками и дедушками и расскажите придуманную нами сегодня сказку, или то, что в ней запомнилось, понравилось, вашим куклам.