Цели.
Образовательные:
- обобщение и систематизация знаний обучающихся об основных группах животных;
- введение нового понятия “млекопитающие”;
- знакомство с характерными отличительными признаками млекопитающих;
- обогащение знаний обучающихся новыми сведениями о питании зверей.
Развивающие:
- развитие у учащихся способности к самоконтролю и самооценке;
- формирование внутренней мотивации обучения;
- развитие учебной самостоятельности, состоящей из способностей отделять известное знание от неизвестного, опознавать новые проблемы как задачи для следующих шагов.
Воспитательные:
- воспитание любви к животному миру;
- воспитание доверительных отношений в коллективе, чувства взаимопомощи, поддержки.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация Power Point; кошка (мягкая игрушка); учебник, тетрадь на печатной основе, хрестоматия; смайлики, “волшебное дерево” с бабочками (для самооценки каждого ученика при работе в группе); дидактический материал по теме “Звери”.
Ход урока
I. Оргмомент.
Эмоциональный настрой.
Учитель: Думать – коллективно!
Работать – оперативно!
Спорить – доказательно!
Для всех – обязательно!
- У меня сегодня очень хорошее настроение. А у вас? (Cлайд №2). Поднимите тот смайлик, который отражает ваше настроение. Я желаю вам на уроке успешных ответов, и хочу, чтобы ваше хорошее настроение не изменилось к концу урока.
II. Повторение характерных отличительных признаков групп животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы.
- Ой, посмотрите, кто это?
Учитель достает котенка (мягкая игрушка).
Ученики: Это кошка!
Учитель: Смотрите записка.
Ученик читает: “Помогите узнать, к какой группе животных я отношусь”.
Учитель: Я уверена, что мы вместе сможем найти ответ на этот вопрос. Кошка – это часть живой природы?
Ученики: Кошка относится к живой природе, потому что она питается, дышит, растет, размножается.
Учитель: Посмотрите на слайд (№ 3). На нем представлены группы животных, с которыми мы уже знакомы. Давайте определим, к какой группе можно отнести котенка?
Ученик: Ни к одной из этих групп котенка отнести нельзя.
Учитель: Докажите!
Ученики: Кошка – это не насекомое, потому что у него нет трех пар ног.
Кошка не относится к группе рыб, так как у нее нет жабр, и тело не покрыто чешуёй со слизью.
Кошка – это не земноводное, так как не проводит часть жизни на земле, а часть – в воде, как земноводные.
Кошка не относится к группе птиц, потому что у нее нет перьев.
Кошка не является пресмыкающимся, так как ее тело не покрыто сухими чешуйками, не имеет панциря.
Учитель: Какой вывод можно сделать из всего сказанного вами?
Ученик: Ни к одной из этих групп она не относится.
Учитель: Какие мнения будут по этому поводу?
Ученик: Это значит, существует другая группа, в которую, возможно, войдет это животное.
Учитель: Добавим в схему еще одну группу животных (Слайд № 4).
Учитель: Предположите, как может называться эта группа?
Ученики пытаются дать ответы.
Учитель: Вы подтвердите свое предположение или опровергнете его, если разгадаете кроссворд. Обратите внимание на экран (слайды № 5-10).
Ученик 1. Небольшая я лошадка.
Вся в линейку, как тетрадка.
Ученики отвечают: зебра.
На экране появляется ответ.
Ученик 2. Лакомлюсь малиной
И медком пчелиным.
Ученики отвечают: медведь.
На экране появляется ответ.
Ученик 3. Живу в тундре, и в лесу.
На голове ношу красу.
Ученики отвечают: олень.
На экране появляется ответ.
Ученик 4. На льдину вылезаю,
Клыками устрашаю.
Ученики отвечают: морж.
На экране появляется ответ
Ученик 5. Я заглядываю без труда
В окна третьего этажа.
Ученики отвечают: жираф.
На экране появляется ответ.
Учитель: Прочитаем ключевое слово.
Ученики читают: звери.
Учитель: Это и будет названием новой группы животных (слайд № 11).
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и задач урока “Звери”.
Учитель: Как вы уже поняли тема урока “Звери”.
Наши задачи:
1. Познакомиться с отличительными признаками зверей.
2. Узнать, на какие группы делятся звери по способу питания и месту обитания.
Учитель: Посмотрите на слайд (№ 12).
– Что объединяет этих животных?
Ученик: Тело этих животных покрыто шерстью.
- Посмотрите на следующий слайд (№ 13). Назовите первый признак этой группы.
Ученики называют: Тело покрыто шерстью.
Учитель: Что объединяет этих животных? (Cлайд № 14).
Ученик: У всех зверей есть детеныши, они кормят их молоком.
Учитель: Прочитайте второй отличительный признак группы зверей.
Ученики называют признак: Выкармливают детенышей молоком.
Учитель: Кто из вас знает, а как еще можно назвать зверей, выкармливающих своих детенышей молоком?
Ученики пытаются дать ответ.
Учитель: У зверей есть другое название - млекопитающие. Раньше молоко называли млеко, слово млекопитающие состоит из двух корней - млек- и -пит-, что означает “питаться молоком”. Только звери выкармливают своих детенышей молоком.
Учитель: Давайте еще раз произнесем характерные отличительные признаки млекопитающих.
Ученики называют два характерных отличительных признака.
Учитель: Теперь вы можете ответить на вопрос: “К какой группе относится котенок?”
Ученики: Да, можем. Котенок относится к группе млекопитающих, так как он обладает признаками зверей: тело покрыто шерстью, выкармливает детенышей молоком (слайд №16).
Учитель: Я предлагаю отдохнуть, затем продолжить работу.
IV. Физминутка.
Учитель: Как живешь? Как идешь? Как даешь? Как берешь? Как шалишь? Как грозишь? Как бежишь? А как спишь? Как сидишь? Как на учителя глядишь?
Ученики произносят хором слова: “Вот так!”, сопровождая их движениями и мимикой лица.
V. Закрепление. Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе.
Учитель: Продолжаем работу, откройте тетрадь на с.20 № 27. Прочитайте задание про себя.
Ученики находят задание, читают.
Учитель: Оцените свои возможности по выполнению задания. Если вы уверены, что справитесь с этим заданием, поставьте “!”, если сомневаетесь – поставьте “?”.
Ученики оценивают, записывают соответствующий знак.
Учитель: Приступаем к работе.
Ученики выполняют задание.
Учитель: Проверьте выполнение работы по образцу (слайд № 17). Если выполнили правильно – поставьте “!”, если есть ошибки – поставьте “?”.
Учитель: Для выполнения следующего задания вам необходимо объединиться в группы. Пожалуйста, займите ваши места.
Ученики садятся по заранее созданным группам.
VI. Работа в группах с консультацией учителя.
Учитель: Мы выяснили основные признаки группы зверей, узнали, что их еще называют млекопитающими. Вам необходимо уточнить на какие группы делятся звери по способу питания, а также узнать все ли млекопитающие одинаковые по внешнему виду или есть исключения.
У каждой группы есть конверт с заданиями. Необходимо выполнить задание, выбрать ребят, которые будут давать ответ от группы на вопрос. Раскройте конверты, прочитайте задание и приступайте к работе.
Задание группы №1.
- Найти и прочитать в хрестоматии текст “Кто такие звери?”.
- Дать ответ на вопрос: “Все ли млекопитающие одинаковые по своему виду?”. Привести примеры.
Задание группы №2.
- Найти и прочитать в учебнике текст “Звери”.
- Ответить на вопрос: “На какие группы делятся звери по способу питания?”. Привести примеры, оформить ответ.
Задание группы №3.
- Найти и прочитать в учебнике текст: “Какой зверь самый хищный?”.
- Выяснить какой зверь самый хищный и составить для него меню.
- Оформить свой ответ.
Задание группы №4.
Выбрать и изобразить трех млекопитающих с помощью мимики и жестов.
Ученики работают по группам, выполняют задания.
Отчет представителей групп о проделанной работе. Самооценка учащихся своей работы в группе (слайды №№18-20).
Учитель: Если вы смогли оказать помощь в выборе ответа – прикрепите бабочку красного цвета, если вы сомневались и были не уверены в своем ответе – прикрепите бабочку синего цвета, если вам сегодня не удалось помочь группе, и у вас возникли вопросы – прикрепите бабочку жёлтого цвета.
Ученики оценивают свою помощь.
Учитель дает характеристику работы каждой группы, отмечая положительные моменты учебной деятельности учеников при работе с текстом.
VII. Подведение итогов урока.
Учитель: С какой группой животных мы сегодня познакомились?
Ученики: Мы познакомились с группой животных “Звери”.
Учитель: Что нового вы узнали об этой группе?
Ученик: Я узнал, что к зверям относятся животные, которые имеют шерсть и выкармливают своих детенышей молоком.
Ученик: Я узнал, что взрослые животные питаются по-разному и поэтому делятся на группы: растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные.
Ученик: Я узнал, что не все животные имеют шерсть, например кит, дельфин, но все равно относятся к зверям, так как кормят детенышей молоком.
Ученик: Я узнал, что зверей еще называют млекопитающими.
Учитель: Молодцы, мне понравилось, как вы сегодня работали.
VIII. Рефлексия.
Учитель: оцените свое настроение (слайд №20).
Ученики показывают смайлик, отражающий настроение на конец урока.
Учитель: Я очень рада, что к концу урока мы подошли с отличным настроением.
Домашнее задание (дифференцированное, слайд № 21).
Учитель: выберите любое задание на выбор, оценив свои возможности.
1 уровень: Нарисовать животное, которое относится к млекопитающим.
2 уровень: Подобрать не менее трех загадок о зверях.
3 уровень: Подобрать интересные факты из жизни млекопитающих.
Ученики: выбирают задание, записывают в дневник.
Учитель: Спасибо за урок, мне было очень приятно сегодня с вами работать.