Использование мультимедийных средств и информационных технологий в ДОУ – "за" или "против"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Действующая система дошкольного образования существенно отстает от школьной системы. Применение ИКТ в ДОУ может стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, управления и т.д., необходимое для совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.

Я голосую за применение ИКТ в дошкольных учреждениях. Это огромная помощь для старшего воспитателя в подготовке педсоветов, семинаров, семинаров-практикумов, консультаций для педагогов и родителей, родительских собраний; в оформлении необходимой документации; в написании годовых планов, образовательной программы, программы развития и т.д.

Для руководителя ДОУ – это ведение делопроизводства.

Для инструктора физической культуры, музыкального руководителя, учителя-логопеда, воспитателя – это разработка занятий, праздников, развлечений; оформление документации; информации для родителей в уголках; изготовление пособий, раздаточного материала.

Для детей – это, прежде всего, интересные занятия с отличной наглядностью; игровые приемы решения различных заданий; развитие мышления, памяти, логики.

Наше дошкольное учреждение находится на начальном этапе внедрения ИКТ. Мы только начали использовать программу Power Point в своей работе: разработали и апробировали около 10 занятий для детей старшего дошкольного возраста, провели два районных семинара для старших воспитателей и воспитателей подготовительных групп, где применили данную программу, участвовали в областных рождественских чтениях по обмену опытом работы.

Даже этот небольшой опыт показал, что занятия с использованием программы Power Point обладают преимуществом перед традиционными занятиями.

Я хочу привести пример проведения итогового занятия по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы в сюжетно-игровой форме с использованием программы Power Point.

Основное назначение данной программы – создание иллюстративного материала для показа с экрана. Обычно, на занятиях по ФЭМП, педагогам приходится использовать много наглядного материала, который не всегда бывает нужных размеров и хорошего качества. При проверке заданий, выполняемых детьми индивидуально, педагоги часто используют меловую доску или фланелеграф, что тоже вызывает много неудобств, поэтому использование программы Power Point в данном случае – хороший вариант (конечно, наилучшим вариантом является интерактивная доска).

В моём примере презентация используется на протяжении всего занятия, т.к. связана с сюжетом, но презентацию можно использовать и как часть занятия, например: дидактическая игра, подача нового материала, проверка знаний, выполнение отдельных заданий, демонстрация иллюстративного материала.

Занятия с применением программы Power Point позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулировать непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике; их можно проводить по всем разделам программы, но обязательно учитывать:

– возраст детей;
– программное содержание занятия;
– подготовленность детей;
– соотношение фронтальных видов работы и количества индивидуальных заданий;
– форму проведения занятия.

Данное занятие проводится в конце учебного года (это видно из содержания заданий), построено на закреплении пройденного материала, программное содержание соответствует возрасту детей.

Выбран сюжет – путешествие в страну “Математику”.

Дана мотивация – необходимо помочь жителям этой страны.

Даны условия – побывать на каждом острове, выполнить задания волшебника, получить ключи, которые имеют форму геометрических фигур, и открыть дверь замка.

Детям дается карта страны “Математики” и загадки-подсказки, помогающие ориентироваться по данной карте.

Конспект занятия  по формированию элементарных математических представлений  с детьми подготовительной к школе группы

(в сюжетно-игровой форме)

Цели урока:

  • Формирование элементарных математических представлений.
  • Повышение интереса детей к изучению математики, подготовка к школе.

Задачи урока:

Образовательные:

– учить детей понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно;
– закреплять умение составлять простейшие арифметические задачи по картинкам, записывать решение задачи с помощью цифр и знаков, решать примеры;
– закреплять умение сравнивать числа и пользоваться знаками “больше” и “меньше”;
– закреплять временные понятия: дни недели, времена года, месяца.

Развивающие:

– развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

Воспитательные:

– воспитывать целеустремленность, усидчивость, желание выполнить работу аккуратно, доводить начатое дело до конца;
– умение слушать своих товарищей.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, магнитная доска, магниты.

Демонстрационный и раздаточный материал: набор цифр и знаков; простой карандаш, цветные карандаши, тетрадь, разрезная математика, набор геометрических фигур – на каждого ребенка; конверт с письмом.

Ход занятия

(Дети стоят около воспитателя)

Воспитатель. Ребята, сегодня утром почтальон принес нам письмо. Я предлагаю открыть конверт и узнать, что же там написано.

“Здравствуйте, ребята!

Пишут Вам жители страны “Математики”. У нас случилась беда. Злой колдун похитил наши весёлые цифры и спрятал их в своём замке.

Чтобы освободить цифры необходимо собрать пять ключей, которые откроют дверь замка. Каждый ключ – это геометрическая фигура. Колдун разбросал все ключи по разным островам нашей страны. Чтобы найти их, надо побывать на каждом острове и выполнить задание колдуна.

Мы думаем, что Вы справитесь со всеми заданиями, получите ключи, откроете дверь замка и освободите цифры. В помощь Вам посылаем карту страны “Математики” и загадки-подсказки, которые помогут Вам в пути.

Удачи! Жители страны “Математики”.

Воспитатель. Ребята, а вот и карта страны (Слайд №2).

На чем же мы будем путешествовать? (ответы детей). Садитесь за столы. Сейчас мы узнаем, на чём отправимся в страну “Математику”.

(Дети садятся за столы)

Воспитатель. Откройте тетрадь и найдите страницу, на которой изображены точки с цифрами. Вам необходимо соединить точки по порядку от 1 до 10, а последнюю точку соединить с первой.

Воспитатель. Ребята, что у вас получилось? (Кораблик).

Правильно путешествовать мы будем на кораблике (на слайд №2, появляется анимационный кораблик).

Воспитатель. Что же, можно отправляться в путь. Посмотрите на карту. Сколько островов, куда же нам плыть? Давайте воспользуемся первой подсказкой:

Два квадрата – близнеца –
Половинки их отца.
Сторонами приложи,
Имя их отца скажи.

(Прямоугольник)

Молодцы! Значит, нам надо плыть к прямоугольному острову (на слайде №2 появляется стрелка к прямоугольнику). Тогда полный вперед!

Воспитатель. Пока мы плывем, ответьте на вопросы:

  1. Сколько дней в недели?
  2. Какой день недели стоит за вторником?
  3. Какой день недели стоит перед пятницей?
  4. Сколько выходных дней?
  5. Назовите выходные дни недели?

Воспитатель. Вот мы и на острове (на слайде №2 кораблик подплывает к прямоугольнику). Это остров задач (Слайд №3). Посмотрите на экран, что здесь изображено (цветы, на них сидят бабочки и две бабочки летят).

Воспитатель. Правильно. А теперь, пожалуйста, составьте задачу по этой картинке и выложите решение у себя на столе, используя цифры и знаки.

(Дети составляют задачу и выкладывают решение, один ребенок делает это около магнитной доски; далее идет проверка: на слайде №3 появляется запись решения задачи)

Воспитатель. Молодцы! Вы справились с первым заданием, и получаете первый ключ. Какой он по форме? (прямоугольный). Дети получают синий прямоугольник.

Воспитатель. Что же, пора плыть дальше (возвращаемся на слайд №2).

Слушаем следующую подсказку:
Треугольник сунул нос
В реактивный пылесос.
А без носа он, – о боже!
Стал на юбочку похожим.
Интереснее всего,
Как теперь зовут его? (трапеция)

Воспитатель. Правильно, мы поплывем на остров-трапецию (на слайде №2 появляется стрелка к трапеции). А чтобы вы не скучали, пока мы плывем, решите задачу-шутку:

“У бабушки два левых тапочка и два – правых. Сколько тапочек она обует на правую ногу? Почему?”

Воспитатель. Вот и остров (на слайде №2 кораблик подплывает к трапеции). Это остров логических таблиц (Слайд №4). Откройте тетради, найдите страницу с такой же логической таблицей, какая изображена на экране. Вам необходимо в пустые клеточки вставить недостающие кораблики. Если вы выполните задание правильно, кораблики появятся на экране в пустых клетках.

(Дети выполняют задание и делают проверку, получают еще один ключ – голубая трапеция, возвращаемся на слайд №2).

Воспитатель. Куда же нам плыть дальше? Послушаем следующую подсказку:

Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны – одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его … (квадрат)

Воспитатель. Правильно, нам нужен остров в виде квадрата (на слайде №2 появляется стрелка к квадрату). Пока наш кораблик плывет, я предлагаю выйти на ковер и поиграть (проводится физкультминутка, затем дети проходят на места), (на слайде №2 кораблик подплывает к квадрату).

Воспитатель. Вот и остров примеров (Слайд №5). Вам необходимо, решить примеры и найти правильный ответ.

(Дети выполняют задание и получают еще один ключ – зелёный квадрат, возвращаемся на слайд №2)

Воспитатель. Давайте послушаем еще одну подсказку и узнаем, куда плыть дальше:

Посчитай и посмотри:
У меня три стороны,
Три вершины, три угла.
Как зовут меня, друзья?  (треугольник)

Воспитатель. Молодцы! (на слайде №2 появляется стрелка к треугольнику). Пока мы плывем, решим задачку-шутку:

“У девочки живет две кошки и одна собака. Сколько лап у двух кошек?”

(На слайде №2 кораблик подплывает к треугольнику)

Воспитатель. Вот и остров веселых знаков (Слайд №6)

Найдите в тетрадях страницу, где изображены данные пары цифр. Вам необходимо в каждой паре сравнить цифры, узнать какая больше и поставить знаки “ > ” или “ < ”, если вы правильно выполните задание, знаки появятся на экране.

(Дети выполняют задание и получают еще один ключ – красный треугольник, возвращаемся на слайд №2)

Воспитатель.

Вот еще одна подсказка:
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте, дети дружно –
Получился бы… (овал)

Воспитатель. Правильно, и мы плывем к овальному острову (на слайде №2 появляется стрелка к овалу). Чтобы нам не было скучно ответьте на следующие вопросы:

  1. Сколько месяцев в году?
  2. Какие вы знаете весенние месяцы?
  3. Какие вы знаете летние месяцы?

(На слайде №2 кораблик подплывает к овалу)

Воспитатель. Мы подплыли к острову чисел (Слайд №7). Посмотрите внимательно на экран и найдите “соседей” данных чисел.

(Дети выполняют задание и получают последний ключ – желтый треугольник, возвращаемся на слайд №2)

Воспитатель. Осталась последняя подсказка и последний остров:

Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины? (круг)

(На слайде №2 появляется стрелка к кругу и подплывает кораблик)

Воспитатель. Вот и остров (Слайд №8), на котором находится замок колдуна. Мы собрали все ключи, теперь надо открыть дверь замка, а для этого необходимо все ключи – геометрические фигуры сложить так, чтобы получился прямоугольник. У вас на столах лежат эти фигуры, соберите прямоугольник.

(Дети выполняют задание, затем проверяем на слайде №9)

Воспитатель. Молодцы! Вы справились с этим заданием и открыли дверь замка (Слайд №10).

Весёлые цифры и жители страны “Математика” благодарят вас.