Действующая система дошкольного образования существенно отстает от школьной системы. Применение ИКТ в ДОУ может стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, управления и т.д., необходимое для совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.
Я голосую за применение ИКТ в дошкольных учреждениях. Это огромная помощь для старшего воспитателя в подготовке педсоветов, семинаров, семинаров-практикумов, консультаций для педагогов и родителей, родительских собраний; в оформлении необходимой документации; в написании годовых планов, образовательной программы, программы развития и т.д.
Для руководителя ДОУ – это ведение делопроизводства.
Для инструктора физической культуры, музыкального руководителя, учителя-логопеда, воспитателя – это разработка занятий, праздников, развлечений; оформление документации; информации для родителей в уголках; изготовление пособий, раздаточного материала.
Для детей – это, прежде всего, интересные занятия с отличной наглядностью; игровые приемы решения различных заданий; развитие мышления, памяти, логики.
Наше дошкольное учреждение находится на начальном этапе внедрения ИКТ. Мы только начали использовать программу Power Point в своей работе: разработали и апробировали около 10 занятий для детей старшего дошкольного возраста, провели два районных семинара для старших воспитателей и воспитателей подготовительных групп, где применили данную программу, участвовали в областных рождественских чтениях по обмену опытом работы.
Даже этот небольшой опыт показал, что занятия с использованием программы Power Point обладают преимуществом перед традиционными занятиями.
Я хочу привести пример проведения итогового занятия по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы в сюжетно-игровой форме с использованием программы Power Point.
Основное назначение данной программы – создание иллюстративного материала для показа с экрана. Обычно, на занятиях по ФЭМП, педагогам приходится использовать много наглядного материала, который не всегда бывает нужных размеров и хорошего качества. При проверке заданий, выполняемых детьми индивидуально, педагоги часто используют меловую доску или фланелеграф, что тоже вызывает много неудобств, поэтому использование программы Power Point в данном случае – хороший вариант (конечно, наилучшим вариантом является интерактивная доска).
В моём примере презентация используется на протяжении всего занятия, т.к. связана с сюжетом, но презентацию можно использовать и как часть занятия, например: дидактическая игра, подача нового материала, проверка знаний, выполнение отдельных заданий, демонстрация иллюстративного материала.
Занятия с применением программы Power Point позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулировать непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике; их можно проводить по всем разделам программы, но обязательно учитывать:
– возраст детей;
– программное содержание занятия;
– подготовленность детей;
– соотношение фронтальных видов работы и
количества индивидуальных заданий;
– форму проведения занятия.
Данное занятие проводится в конце учебного года (это видно из содержания заданий), построено на закреплении пройденного материала, программное содержание соответствует возрасту детей.
Выбран сюжет – путешествие в страну “Математику”.
Дана мотивация – необходимо помочь жителям этой страны.
Даны условия – побывать на каждом острове, выполнить задания волшебника, получить ключи, которые имеют форму геометрических фигур, и открыть дверь замка.
Детям дается карта страны “Математики” и загадки-подсказки, помогающие ориентироваться по данной карте.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной к школе группы
(в сюжетно-игровой форме)
Цели урока:
- Формирование элементарных математических представлений.
- Повышение интереса детей к изучению математики, подготовка к школе.
Задачи урока:
Образовательные:
– учить детей понимать поставленную
задачу и выполнять её самостоятельно;
– закреплять умение составлять простейшие
арифметические задачи по картинкам, записывать
решение задачи с помощью цифр и знаков, решать
примеры;
– закреплять умение сравнивать числа и
пользоваться знаками “больше” и “меньше”;
– закреплять временные понятия: дни недели,
времена года, месяца.
Развивающие:
– развивать логическое мышление, внимание, память, речь.
Воспитательные:
– воспитывать целеустремленность,
усидчивость, желание выполнить работу аккуратно,
доводить начатое дело до конца;
– умение слушать своих товарищей.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, магнитная доска, магниты.
Демонстрационный и раздаточный материал: набор цифр и знаков; простой карандаш, цветные карандаши, тетрадь, разрезная математика, набор геометрических фигур – на каждого ребенка; конверт с письмом.
Ход занятия
(Дети стоят около воспитателя)
Воспитатель. Ребята, сегодня утром почтальон принес нам письмо. Я предлагаю открыть конверт и узнать, что же там написано.
“Здравствуйте, ребята!
Пишут Вам жители страны “Математики”. У нас случилась беда. Злой колдун похитил наши весёлые цифры и спрятал их в своём замке.
Чтобы освободить цифры необходимо собрать пять ключей, которые откроют дверь замка. Каждый ключ – это геометрическая фигура. Колдун разбросал все ключи по разным островам нашей страны. Чтобы найти их, надо побывать на каждом острове и выполнить задание колдуна.
Мы думаем, что Вы справитесь со всеми заданиями, получите ключи, откроете дверь замка и освободите цифры. В помощь Вам посылаем карту страны “Математики” и загадки-подсказки, которые помогут Вам в пути.
Удачи! Жители страны “Математики”.
Воспитатель. Ребята, а вот и карта страны (Слайд №2).
На чем же мы будем путешествовать? (ответы детей). Садитесь за столы. Сейчас мы узнаем, на чём отправимся в страну “Математику”.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель. Откройте тетрадь и найдите страницу, на которой изображены точки с цифрами. Вам необходимо соединить точки по порядку от 1 до 10, а последнюю точку соединить с первой.
Воспитатель. Ребята, что у вас получилось? (Кораблик).
Правильно путешествовать мы будем на кораблике (на слайд №2, появляется анимационный кораблик).
Воспитатель. Что же, можно отправляться в путь. Посмотрите на карту. Сколько островов, куда же нам плыть? Давайте воспользуемся первой подсказкой:
Два квадрата – близнеца –
Половинки их отца.
Сторонами приложи,
Имя их отца скажи.
(Прямоугольник)
Молодцы! Значит, нам надо плыть к прямоугольному острову (на слайде №2 появляется стрелка к прямоугольнику). Тогда полный вперед!
Воспитатель. Пока мы плывем, ответьте на вопросы:
- Сколько дней в недели?
- Какой день недели стоит за вторником?
- Какой день недели стоит перед пятницей?
- Сколько выходных дней?
- Назовите выходные дни недели?
Воспитатель. Вот мы и на острове (на слайде №2 кораблик подплывает к прямоугольнику). Это остров задач (Слайд №3). Посмотрите на экран, что здесь изображено (цветы, на них сидят бабочки и две бабочки летят).
Воспитатель. Правильно. А теперь, пожалуйста, составьте задачу по этой картинке и выложите решение у себя на столе, используя цифры и знаки.
(Дети составляют задачу и выкладывают решение, один ребенок делает это около магнитной доски; далее идет проверка: на слайде №3 появляется запись решения задачи)
Воспитатель. Молодцы! Вы справились с первым заданием, и получаете первый ключ. Какой он по форме? (прямоугольный). Дети получают синий прямоугольник.
Воспитатель. Что же, пора плыть дальше (возвращаемся на слайд №2).
Слушаем следующую подсказку:
Треугольник сунул нос
В реактивный пылесос.
А без носа он, – о боже!
Стал на юбочку похожим.
Интереснее всего,
Как теперь зовут его? (трапеция)
Воспитатель. Правильно, мы поплывем на остров-трапецию (на слайде №2 появляется стрелка к трапеции). А чтобы вы не скучали, пока мы плывем, решите задачу-шутку:
“У бабушки два левых тапочка и два – правых. Сколько тапочек она обует на правую ногу? Почему?”
Воспитатель. Вот и остров (на слайде №2 кораблик подплывает к трапеции). Это остров логических таблиц (Слайд №4). Откройте тетради, найдите страницу с такой же логической таблицей, какая изображена на экране. Вам необходимо в пустые клеточки вставить недостающие кораблики. Если вы выполните задание правильно, кораблики появятся на экране в пустых клетках.
(Дети выполняют задание и делают проверку, получают еще один ключ – голубая трапеция, возвращаемся на слайд №2).
Воспитатель. Куда же нам плыть дальше? Послушаем следующую подсказку:
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны – одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его … (квадрат)
Воспитатель. Правильно, нам нужен остров в виде квадрата (на слайде №2 появляется стрелка к квадрату). Пока наш кораблик плывет, я предлагаю выйти на ковер и поиграть (проводится физкультминутка, затем дети проходят на места), (на слайде №2 кораблик подплывает к квадрату).
Воспитатель. Вот и остров примеров (Слайд №5). Вам необходимо, решить примеры и найти правильный ответ.
(Дети выполняют задание и получают еще один ключ – зелёный квадрат, возвращаемся на слайд №2)
Воспитатель. Давайте послушаем еще одну подсказку и узнаем, куда плыть дальше:
Посчитай и посмотри:
У меня три стороны,
Три вершины, три угла.
Как зовут меня, друзья? (треугольник)
Воспитатель. Молодцы! (на слайде №2 появляется стрелка к треугольнику). Пока мы плывем, решим задачку-шутку:
“У девочки живет две кошки и одна собака. Сколько лап у двух кошек?”
(На слайде №2 кораблик подплывает к треугольнику)
Воспитатель. Вот и остров веселых знаков (Слайд №6)
Найдите в тетрадях страницу, где изображены данные пары цифр. Вам необходимо в каждой паре сравнить цифры, узнать какая больше и поставить знаки “ > ” или “ < ”, если вы правильно выполните задание, знаки появятся на экране.
(Дети выполняют задание и получают еще один ключ – красный треугольник, возвращаемся на слайд №2)
Воспитатель.
Вот еще одна подсказка:
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте, дети дружно –
Получился бы… (овал)
Воспитатель. Правильно, и мы плывем к овальному острову (на слайде №2 появляется стрелка к овалу). Чтобы нам не было скучно ответьте на следующие вопросы:
- Сколько месяцев в году?
- Какие вы знаете весенние месяцы?
- Какие вы знаете летние месяцы?
(На слайде №2 кораблик подплывает к овалу)
Воспитатель. Мы подплыли к острову чисел (Слайд №7). Посмотрите внимательно на экран и найдите “соседей” данных чисел.
(Дети выполняют задание и получают последний ключ – желтый треугольник, возвращаемся на слайд №2)
Воспитатель. Осталась последняя подсказка и последний остров:
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины? (круг)
(На слайде №2 появляется стрелка к кругу и подплывает кораблик)
Воспитатель. Вот и остров (Слайд №8), на котором находится замок колдуна. Мы собрали все ключи, теперь надо открыть дверь замка, а для этого необходимо все ключи – геометрические фигуры сложить так, чтобы получился прямоугольник. У вас на столах лежат эти фигуры, соберите прямоугольник.
(Дети выполняют задание, затем проверяем на слайде №9)
Воспитатель. Молодцы! Вы справились с этим заданием и открыли дверь замка (Слайд №10).
Весёлые цифры и жители страны “Математика” благодарят вас.