Урок русского языка в 3-м классе "Сложные слова. Соединительные гласные О, Е"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формирование умения правильно писать и употреблять в речи сложные слова.

Задачи.

1. Создать условия для формирования у учащихся представления о словах, которые имеют два корня, умения правильно писать в таких словах соединительные гласные О или Е, знакомить со способами образования сложных слов, расширять знания о составе слова.

2. Способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления.

3. Воспитывать аккуратность, прилежание, умение работать в парах.

Оборудование: презентация по теме урока, карточки с разноуровневыми заданиями, рисунок паровозика, карточки - корни слов, соединительные гласные О, Е, оценочные листы.

Ход урока. Приложение. Таблица в редакции автора.

Ход урока

Этап урока Содержание УУД
1. Орг. момент

СЛАЙД 1. Презентация

 

 

 

 

 

 

 

2. Минутка чистописания

СЛАЙД 2

3. Словарная работа (эстафета)

СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

4. Объяснение нового материала

 

 

СЛАЙД 5

 

 

СЛАЙД 6

 

 

СЛАЙД 7

 

 

СЛАЙДЫ 8-13

 

 

 

 

 

 

5. Физминутка

СЛАЙД 14

6. Продолжение работы по теме урока

СЛАЙД 15

СЛАЙД 16

 

 

7. Закрепление

 

СЛАЙД 17

 

 

 

 

8. Работа по учебнику

СЛАЙД 18

9. Самостоятельная работа

СЛАЙД 19

 

 

10. Творческая работа

СЛАЙД 20

 

 

11. Домашнее задание

СЛАЙД 21

 

12. Итог урока

СЛАЙД 22

 

 

 

13. Рефлексия

СЛАЙД 23

Настал день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды и беспокойство. Вдохните в себя свежесть и красоту весеннего леса, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Учитель. Напишите каллиграфически правильно

оо ое ее ео со ос ес се то от ет те ко ок

поле село ведро окно сено дорога сосна песок

Выпишите из словарика слова с безударными гласными:

1 вар. -о-, 2 вар. -е-

Можете воспользоваться своими иллюстративными словариками.

Проверка

В течение урока вы будете сами оценивать свою работу в оценочных листах после каждого этапа. Если вы считаете, что справились с заданием “отлично”, нарисуйте зелёную полосочку, “хорошо” - жёлтую, “плохо” - красную.

Тема урока “Сложные слова”. А что это за слова? Вы знаете? А хотите узнать? Вот этим мы и будем заниматься на уроке. Мы будем проводить исследование. А вы все будете исследователями. Ребята, а вы знаете, кто такие исследователи? Давайте посмотрим как об этом говорится в толковом словаре Ожегова:

ИССЛЕДОВАТЬ - подвергнуть научному изучению что-либо. Научиться исследовать - значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду помогать.

(Дети составляют предложение)

Исследователи изучают всё новое и неизведанное.

Запишите это предложение и разберите его по членам.

Слово ИССЛЕДОВАТЕЛИ разбираем по составу.

Исследование 1.

С помощью чего образовано это слово? А есть и другие способы образования новых слов. И это вам придётся сегодня исследовать.

- У вас на столе лежат карточки с корнями слов и буквами О, Е. Попробуйте построить новые слова.

Как же можно построить новые слова? (Если два корня соединить с помощью буквы О, получится слово водопад.

Запишите это слово. Сколько в нём корней? Два корня -вод- и -пад- Выделите корни. Как получили это слово?

Аналогичная работа ведётся с другими корнями.

Как получили новые слова?

Показ паровозика. Эти слова похожи на паровоз. Слово, как и паровоз, состоит из двух частей. А соединительная часть – это гласные е или о. Эти гласные называются соединительными.

Как же называются такие слова?

Слова, у которых два и более корня называются СЛОЖНЫМИ

Давайте сравним ваши исследования с исследованиями автора учебника.

С. 39 (дети читают правило)

Составьте слова на паровозике на доске: паровоз, самовар, землекоп, ледокол, хоровод, книголюб.

Учитель:

1. Он сам варит

2. Этот человек копает землю.

3. Это корабль, который колет лёд.

4. Русский народный танец, сопровождающийся пением.

5. Человек, который любит читать книги. 6. Человек, который варит сталь.

(Физминутка для глаз)

 

Исследование 2.

Наблюдение над соединительной гласной в сложных словах

- Почему в одних случаях в сложных словах пишется соединительная гласная о, а в других е?

Обсуждение в парах.

Произнесите эти слова. На какой согласный оканчивается первый корень?

Вывод: гласная о пишется после твёрдого согласного; гласная е – после мягкого согласного, ж, ш и ц.

По рядам и в парах

Жизнерадостный, любознательный, трудолюбивый.

- О ком говорят, употребляя в речи эти слова? (О человеке с такими чертами характера)

- Какими чертами характера обладаете вы? (высказывания детей)

Напишите, как вы назовёте человека, у которого:

1-й ряд

мягкое сердце -

добрая душа -

острый ум -

голубые глаза -

тёмные волосы -

любит узнавать новое –

2-й ряд

сталь варит -

пчёл разводит -

лес рубит -

ходит в цирке по канату - рыбу ловит -

пасёт свиней -

3-й ряд

сам варит -

лёд колет -

выжимает сок -

пыль сосёт -

мясо рубит -

режет овощи -

Комментированное письмо (упражнение 98 с.42)

Работа по разноуровневым карточкам. Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.

I уровень

Списать, вставив соединительную гласную. Выделить корни.

Скал . лаз, камн . пад, вод . лаз, сонц . пек, мор . ход.

II уровень

Составьте и запишите сложные слова с корнем: хлеб, снег, ход, воз.

III уровень

Подбери антонимы:

Враждебное отношение - … (дружелюбное)

Ленивый ученик - … (трудолюбивый)

Серьезный юноша - …(легкомысленный)

- Оцените свою работу.

Выполнение упр. 92 с.40 Составь предложения из групп слов. Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился текст

сильный, вдруг, начался. Снегопад

фильм, о спасении, кинолюбитель, рыбаков,

на, сидели, рыболовы, реке

два, не, дня, прекращалась, метель

пришли, на, вертолёты, рыболовам, помощь

Составить 5 предложений со сложными словами

- Давайте посмотрим в ваши оценочные листы. Полосочек какого цвета больше?

Вспомните, какую задачу ставили?

- Как вы считаете, мы справились с задачей урока?

Тест “Верные и неверные высказывания”.

Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – ставьте в клеточку “+”, не согласны - “-”

1. Сложные слова – это все длинные слова. 2. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную -О-

3. После букв -Ж- и -Ш – пишется -О-. 4. Слова, у которых 2 корня, называются сложными.

5. В словах садовод, водолаз – соединительная гласная -О-.

6. Если 1 корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную -Е-.

Закончи фразу:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне понравилось…

Было сложно…

Было интересно…

Регулятивные:

реакция на звонок,

волевая саморегуляция,

самопроверка порядка на рабочем месте

 

 

 

 

Познавательные:

преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (знаково-символические)

Регулятивные:

управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность

 

 

Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

 

 

Познавательные (общеучебные): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

 

Познавательные:

умение структурировать знания,

контролировать и оценивать знания,

формирование умения в постановке и формулировке проблемы

Познавательные:

работа с информацией

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества

Личностные:

осознание значимости отобранного материала

 

 

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач

 

 

 

Регулятивные:

личностные,

здоровьесберегающие

Познавательные:

структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов задач в зависимости от конкретных условий

 

 

 

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; согласованность при работе в парах;

 

 

Личностные: формирование алгоритма своего действия, перевод внешней речи на внутренний план, осознание значимости умения решать учебную задачу

 

 

Познавательные (общеучебные): осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме и самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные:

контроль и коррекция ответов

Личностные:

формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее

 

 

Коммуникативные:

умение выражать свои чувства