"Образован не тот, кто много знает,
а тот, кто хочет много знать,
и кто умеет добывать эти знания"
В.П.Вахтеров
Ценность исследовательского отношения к окружающему миру трудно переоценить. Готовность ребёнка к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения - это то, что больше всего поможет ученику открыть и реализовать свои способности, возможности и просто выжить в современном мире. Создание условий для формирования у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. Следовательно, актуальным становится вопрос о том, как создать для детей с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у младшего школьника исследовательского отношения к окружающему миру, самому себе, становлению у него исследовательской позиции.
Для развития столь важного направления необходимо, чтобы у ребёнка была развита собственная мотивация к выполнению исследовательской работы. Очень важно, чтобы ребёнок на самом первом этапе своего обучения в школе мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться её тайнам и в процессе их познания испытать радость творчества, восторг открытия. В этом смысле значение такого предмета, как "Окружающий мир" трудно переоценить. Удивиться тайнам окружающего мира может помочь применение проблемно-диалогического метода в обучении, а испытать радость творчества и восторг открытия можно только в индивидуальной или совместной со сверстниками деятельности.
Таким образом, обогащённая развивающая среда, которая способствует развитию у ребёнка исследовательского отношения к миру и важнейших исследовательских умений, предполагает не только предметное содержание, но и проблемно-исследовательский метод обучения, моделирующий процесс открытия ребёнком новых знаний об окружающем мире; субъектно-субъектные отношения, обеспечивающие возможность сотрудничества, диалога и творчества в процессе познания.
Применение проблемно-исследовательского метода позволяет поставить ребёнка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями, противоречиями и загадками. Этот метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности у ребёнка в процессе учения, предполагает не только индивидуальный, но и групповой совместный поиск необходимой информации обучающимися. Индивидуальное творчество ребёнка, самостоятельные эксперименты и совместные формы группового исследования становятся необходимыми составляющими обучения.
При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Младшие школьники приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно самостоятельное выполнение исследовательской или проектной деятельности.
Результат такой работы - развитие коммуникативных и исследовательских умений у младших школьников, высокая познавательная и учебная мотивация обучающихся - обеспечивает учителю поддержку его творческих усилий и подлинное удовлетворение от педагогической деятельности.
Тема. Растительноядные и хищные животные
Цель:
- Создать условия для развития умения сравнивать и различать растительноядных и хищных животных по способу питания, внешним признакам, указывающим на способы питания;
- развивать творческое мышление, речь, память, воображение, умение сравнивать, анализировать, работать с учебником, схемами;
- воспитывать интерес к миру животных, бережное отношение к ним.
Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер, экран, фигурки животных, книги о животных, картинки с изображением животных, подготовленные сообщения детей, учебник Н. Я. Дмитриева, А.Н. Казаков "Окружающий мир", энциклопедии, таблички: растительноядные, хищники, всеядные (на доске), рисунки детей.
Ход урока
I. Организационный момент. Игровой момент. Ученик приносит загадочный конверт.
В воскресенье мы с мамой и папой катались на лыжах в лесу. Я был поражён красотой зимнего леса. В свежем морозном воздухе как будто звенят колокольчики. Белые ели стоят в сонном и тихом лесу. На деревьях, похожих на кораллы, сидят малиновые снегири. Белый пух ложится на серебряную дорожку. Непрерывная пуховая цепь покрывает замерзшую реку. Тополя, как белые привидения, населяют лес. Ветер тихо посвистывает между ветками деревьев. Чародейка-зима осыпает лес белой пряжей. Лес, заколдован невидимкой, стоит и молчит. Белое полотно расписано следами птиц и зверей, а под старой сосной я нашёл вот этот конверт.
У. - Ребята, здесь написано: средняя школа №1 ребятам 1 "Д" класса. Значит это нам. Давайте посмотрим, что там.
II. Актуализация знаний.
Это пакет от старичка -лесовичка. Он прислал нам загадки, которые не смог разгадать. Давайте поможем ему. Работа в группах (по рядам).
1). Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке летом. (Белка)
2). Лесом катится клубок, у него колючий бок.
Он охотится ночами за жуками и мышами. (Ёж)
3). В серой шубке перовой и в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится, не орёл, а всё же птица. (Воробей)
4). По дорожке важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь)
5). Не хожу и не летаю, а попробуй догони!
Я бываю золотая, ну-ка, в сказку загляни! (Рыба)
6). Чёрен, да не ворон, рогат, а не бык, летает, а не птица, жужжит, а не пчела. (Жук)
1. Актуализация знаний.
- На какие группы можно разделить всех животных по внешнему виду? (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие).
- Разделите животных на группы по месту обитания. (дикие и домашние)
- Разделите животных на группы по способу питания. (Растительноядные и хищные)
- Сформулируйте тему урока.
2. Постановка цели.
- Тогда чему мы должны научиться? (сравнивать и различать растительноядных и хищных животных)
3. Работа над новым материалом.
- Как вы думаете, чем могут питаться растительноядные животные? (растениями)
- Какие части растений животные могут употреблять в пищу? (листья, стебли, плоды, семена, корни)
- А чем могут питаться хищные животные? (мясом, то есть другими животными)
4. Работа по учебнику с. 12-13
- Прочитайте тему урока. Кого вы видите на картинке?
- Прочитайте вопрос в рамке. (Презентация - 2 картинки: древний человек и горилла) (ответы детей)
- Прочитайте второй вопрос. (Они растительноядные) (Презентация - 2 картинки: коза и обезьяна)
- Посмотрите на строение губ и зубов этих животных. Что общего? (широкие губы, зубы для перетирания травы, длинный язык для захвата стеблей и листьев растений)
- Какие ещё животные относятся к растительноядным? (выступления детей)
- Сделайте вывод: с. 12
- Посмотрите на картинку и скажите, какое животное лишнее? (волк)
-Почему? (все растительноядные, а волк - хищник)
- Докажите, что волк - хищник. (Рассказ про волка)
- Прочитайте вопрос в рамке на с.13 (клыки и когти)
- Для чего хищникам нужны острые клыки и острые когти?
- Каких ещё животных можно отнести к хищникам? (выступления детей)
- Сделайте вывод: с. 13
5. Физминутка. Изобразите растительноядных животных: заяц, лев, обезьяна, кенгуру, орёл, воробей.
6. Коллизии.
- Ребята, а теперь поиграем в игру "Узнай по описанию".
Это очень крупное млекопитающее. Живёт в лесу. Хорошо лазает по деревьям, плавает, быстро бегает, может стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах, поэтому часто выступает в цирке. Имеет короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличные обоняние и слух. Охотится вечером или на рассвете. Обычно боится человека, но может быть опасными в тех местах, где они привыкли к людям. Невосприимчивы к пчелиным укусам. В природе естественных врагов, кроме человека, почти не имеют. Очень любит мёд и малину, а зимой спит в берлоге.
- К какой группе отнесём медведя: растительноядным или хищникам?
- Такие животные называются всеядными. (Открывается табличка на доске)
- Каких ещё всеядных животных вы знаете? (дикий кабан)
- Сделайте вывод: животные, которые питаются и растениями, и другими животными называют всеядными.
6. Работа по учебнику.
- Прочитайте вопрос на с. 12 внизу (Все растительноядные)
- Прочитайте задание на с. 13 внизу. Составьте цепи питания. (2 объекта)
7. Работа по карточкам. Составьте цепи питания. (Работа в парах).
8. - А теперь как юные исследователи объясните, почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются зимовать? (Хищные улетают на юг, потому что зимой все насекомые спят, им нет корма, а остаются зимовать растительноядные и всеядные птицы).
- Что зимой для птиц важнее: тепло или корм?
- А как мы с вами можем помочь зимующим птицам?
- Как вы думаете, зависит ли масса животного от того, хищное это животное, всеядное или травоядное?
- Нужно ли уничтожать хищников, ведь они поедают мелких или даже крупных животных? (Нет. Они являются санитарами леса : волк поедает умерших животных, лиса, еж поедают грызунов, которые наносят вред урожаям.)
9. Рефлексия.
- Поставьте себя на место животных, населяющих нашу планету. Представьте, что все животные стали говорящими, что бы вы сказали людям?
Говорите от имени конкретного животного.