Использование приема ТРИЗ "Системный оператор"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цель урока: развивать системное мышление.

Задачи:

  • Формировать познавательный интерес к окружающему миру.
  • Закрепить знания детей о домашних птицах.
  • Учить называть домашних птиц и их птенцов.
  • Дать представление об отличительных особенностях яиц разных представителей домашних птиц.
  • Учить образовывать слова с помощью суффиксов -о(ё)нок.
  • Продолжать учить ориентироваться на плоскости: вверх, вниз, вправо, влево.

Оборудование и материалы:

  • компьютер, проектор, экран;
  • презентация слайдов “Цыплёнок”;
  • мягкая игрушка Цыплёнок, диадемы с изображением курицы, утки, гусыни, индюшки, страуса.

Организация деятельности:

Воспитатель: В нашем волшебном домике кто-то поселился. Отгадайте загадку и узнаете кто это.

Явился в жёлтой шубке,

– Прощайте, две скорлупки! Слайд 4

4 5

Воспитатель показывает игрушечного цыплёнка. Цыплёнок “подбегает” к каждому ребёнку и здоровается. Дети рассматривают и гладят его.

Воспитатель: Цыплёнок хочет посмотреть свой новый домик. Проведём его по комнатам. Слайд 5

Двигаясь последовательно влево, вправо, дети уточняют, кем цыплёнок был раньше (слайд 6) и кем станет, когда вырастет (слайд 7). Во время показа слайда 7 звучат голоса курицы и петуха.

6 7

Воспитатель: Цыплёнок недавно родился и совсем ничего о себе не знает. Давайте поможем ему узнать о себе.

Дети рассматривают цыпленка, перечисляют части тела. Игра на словообразование (клюв – клювик и т.д.). Слайд 8

8 9

Воспитатель: Цыплёнок хочет узнать, кто его друзья. Слайд 9

На слайде, под музыку, последовательно появляются изображения утёнка, гусёнка, индюшонка, страусёнка. Дети называют птенцов, уточняют, что общего у цыплёнка с ними, сравнивают их между собой: у цыплёнка клювик острый, а утёнка – тупой, у утёнка и гусёнка лапки с перепонками, индюшонок и страусёнок больше, чем цыплёнок, утёнок и гусёнок умеют плавать, цыплёнок и утёнок – жёлтые и т.д.

Слайд 10: Дети рассматривают домик и определяют, как цыплёнку попасть в верхнюю правую комнату: вверх и вправо или вправо и вверх.

10 11

Воспитатель: Чтобы узнать, кто находится в этой комнате, надо отгадать четыре загадки. Слайд 11

Дети последовательно отгадывают загадки.

Пёстрая крякуша,
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку –
Спотыкалочку. Слайд 12

Изображения утки и селезня появляются со звуками их голосов после правильных ответов детей.

Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. Слайд 13

Изображения гусыни и гуся появляются со звуками их голосов.

12 13

Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином.
По земле ногами – стук,
А зовут его …? Слайд 14

Изображения индюшки и индюка появляются со звуком их голоса.

Хоть птица, а летать не может.
Никто ей в этом не поможет.
Ему сочувствовать напрасно,
Он бегает всегда прекрасно. Слайд 15

Со звуком голоса страуса появляется изображение страуса.

14 15

Воспитатель: Как назвать одним словом тех, про кого мы отгадали загадки? Слайд 16

16 17

Слайд 17: Детям предлагается найти маму птенцам. На слайде по щелчку, после правильного ответа, птенец движется к своей маме.

Физкультминутка: подвижная игра “Найди маму”.

Среди детей выбираются “мамы”: курица, гусыня, утка, индюшка, страусиха. Им надевают на головы соответствующие диадемы. Остальные дети делятся на группы и встают вокруг своих “мам”. Под музыку дети бегают по группе. Когда музыка останавливается, надо быстро отыскать свою “маму”. Воспитатель подходит к каждой группе и спрашивает, как зовут их “маму”, а у “мамы” спрашивает, как зовут её птенцов.

Слайд 18: Дети рассматривают домик, определяют, как попасть в верхнюю левую комнату. Воспитатель говорит, что попав в эту комнату, цыплёнок узнает, кем были раньше его друзья.

18 19

Слайд19: Около птенцов домашних птиц последовательно появляются яйца, из которых они вылупились. Воспитатель обращает внимание детей на размеры птенцов и яиц.

Слайд 20: Дети обсуждают, как попасть в нижнюю левую комнату, в которой можно узнать из чего же состоят все яйца. Слайд 21

20 21

Слайд 22: В нижней правой комнате можно узнать, как изменятся части тела цыплёнка, когда он вырастет. Слайд 23

22 23

Слайд 24: Итоговая таблица “Что мы знаем о цыплёнке”. Дети с помощью воспитателя рассказывают о цыплёнке.

24

Слайд 25: Творческая деятельность детей.

25

Приложения