Коммуникативная направленность в обучении грамматике английского языка

Разделы: Иностранные языки


В данной статье излагается подход автора к тесной взаимосвязи создания ситуации общения на занятиях по обучению грамматике английского языка. Выделены и проанализированы этапы обучения грамматике иностранного языка и их соответствие психологическим фазам формирования навыков коммуникации. Определяется успех работы над грамматической стороной различных видов речевой деятельности в зависимости от организации грамматического материала при обучении иностранному языку.

In this article one can observe the author's approach to the close correlation of creating communicative situations at the English grammar classes. Some stages of teaching a foreign language grammar and their conformity to psychological phases of building up skills of communication have been sorted out. The work over grammar aspect of various types of speech depending on organization of grammar material while teaching a foreign language can be distinctly seen.

Ключевые слова: коммуникация, иноязычная среда, ситуации общения, межличностное общение, аутентичная речь, дидактика, грамматический минимум.

Key words: communication, foreign environment, communicative situations, interpersonal communication, authentic speech, didactics, grammar minimum.

При обучении иностранному языку речевая деятельность тесно связана с овладением грамматикой изучаемого языка как составляющей коммуникации. При этом следует выделить несколько целей обучения языку.

Раскрытие коммуникативной цели обучения лучше начать с рассмотрения специфики учебного предмета "иностранный язык". В чем же заключается специфика этого предмета? Во-первых, язык - будь то родной или иностранный - служит средством общения, средством приема и передачи информации об окружающей действительности в естественных условиях социальной жизни. Во-вторых, при обучении этому предмету не предполагается особое прибавление знаний об окружающей действительности, но расширяются представления об иноязычной культуре страны через язык, и расширяется общий кругозор. В-третьих, язык, будучи средством общения, нуждается в том, чтобы его "содержали в рабочем состоянии", то есть всегда готовым к использованию в возникающих ситуациях общения.

Из специфики предмета "иностранный язык" следует, что учащиеся должны овладевать изучаемым языком как средством общения, уметь им пользоваться в устной и письменной формах, т.е. овладеть всеми формами общения и всеми речевыми функциями для того, чтобы владение иноязычной культурой было средством межличностного общения, обогащения духовного мира, отстаивания своих убеждений.

Нельзя не затронуть и воспитательную цель обучения, что является педагогическим ее содержанием. Обучение английскому языку позволяет осуществлять эстетическое воспитание. Наблюдения показывают, что учащиеся с удовольствием слушают английскую речь, они усваивают аутентичные образцы английской речи. Им нравится произносить английские звуки, слова, вступать в беседу, они любят разучивать стишки и петь песенки.

Образовательная функция иностранного языка также имеет огромное значение. Учащиеся овладевают вторым языком, следовательно, новыми средствами для выражения мыслей и уже в этом заложена образовательная роль этого учебного предмета.

Обучение иноязычной культуре используется как средство обогащения духовного мира личности:

1) как средство приобретения знаний о культуре страны изучаемого языка - литературе, музыке, архитектуре и т.п.;

2) как средство приобретения знаний о строе языка, его системе, характере, особенностях, сходстве и различии с родным языком;

3) как средство удовлетворения личных познавательных интересов в любой из сфер своей деятельности.

Говоря о развивающей цели обучения иностранному языку необходимо отметить, что для более эффективного осуществления развития учащихся в ходе обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку, необходимо, как указывают психологи и дидакты, включать учащихся в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы.

Следует отметить, что воспитательные и образовательные задачи решаются в процессе выработки речевых умений и навыков, другими словами, коммуникативное обучение направлено на развитие личности.

Коммуникативное обучение иностранному языку оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций человека. При коммуникативном обучении развитие мышления происходит за счет решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач. Тем самым активно развивается познавательная и коммуникативная функция мышления.

Коммуникативный подход строится таким образом, что деятельность учеников, их опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, их чувства не остаются за порогом школы, а, наоборот, всячески учитываются при организации общения на уроке. Обучение все больше строится не на изучении определенных тем, а на обсуждении проблем из жизни нашего общества.

К сожалению, не все преподаватели иностранного языка опираются на коммуникативное обучение, объясняя это тем, что иностранный язык нужно "штудировать", не отрывая глаз от текста. Результаты таких методик неутешительны. В условиях средней школы нет реальной возможности для усваивания всех грамматических явлений иностранного языка, по причине его обширности и трудности при формировании грамматических навыков. Поэтому необходимо усилить дифференциацию при отборе материала для активного и пассивного грамматического минимума и представить сложные грамматические явления в упрощенном виде. Желательно использовать зрительные и слуховые опоры, дидактический материал и различные схемы при этом. По мере овладения упрощенным вариантом давать более сложные лексико-грамматические конструкции.

При обучении грамматике, как и других его аспектов, активизируется работа слухового и зрительного аппарата. Грамматика имеет огромное значение речедвигательного, моторного анализаторов и вносит весомый вклад в развитие памяти, воображения, представлений. Действительно, овладение языком предполагает запоминание большого количества языковых и речевых единиц, что достигается активной работой памяти.

Овладение языком в искусственных условиях, то есть вне среды, где на нем говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке и связано с развитием воображения.

При формировании практических навыков и обучению иностранному языку грамматика имеет огромное значение. Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий. Она играла и продолжает играть неодинаковую роль при обучении родным или иностранным языкам, но также и в системе образования отдельных стран мира.

Процесс обучения активным грамматическим навыкам характеризуется тем, что он проходит ряд этапов, из которых каждый имеет свою частную задачу. Этапы обучения грамматике иностранного языка соответствуют психологическим фазам формирования навыков.

Выделим их:

Подготовительный этап. Ознакомление с грамматическим явлением. На этом этапе учащиеся психологически подготовлены к усвоению нового явления. Для этого перед ними с самого начала ставится цель. Учитель старается заинтересовать учащихся, возбудить их внимание и активность. Предпосылкой к использованию грамматических средств речи является знание лексики, наполняющей соответствующие модели. Кроме того, учащиеся должны повторить и тот грамматический материал, с которым новое грамматическое явление будет сочетаться или сопоставляться. Чем сложнее синтаксическая структура, тем более необходима зрительная опора (написание примеров на доске), наглядные средства и т.д. Здесь учащиеся сознательно конструируют образцы с новым грамматическим явлением. На этом этапе происходит формирование первичного умения. Показателем усвоения является безошибочность сознательно сконструированного образца, с применением усваиваемой грамматической формы.

Элементарный этап. В него входит усвоение отдельных действий по использованию грамматической конструкции или формы слова. В содержание элементарного этапа входят упражнения в употреблении готовых словоформ в данной структуре и в образовании формы по одному образцу. На элементарном этапе происходит дальнейшее осмысление и запоминание образцов с выделенными грамматическими формами и их значениями. Упражнения элементарного этапа ориентированы на использование аналогии, т.е. черты знакомого переносятся на новое явление. Здесь проводятся механические упражнения, в которых многократное повторение действия производится в облегченных условиях.

Показателем успешности овладения этим этапом усвоения можно считать уменьшение осознаваемости частных грамматических операций и увеличение самостоятельности в выборе содержания речи при выполнении грамматических действий.

На совмещающем этапе продолжается закрепление серии действий в условиях координации его с другими действиями. Новое грамматическое средство на этом этапе сочетается или перемежается с другими средствами. В упражнениях больше элементов творчества, механические упражнения на задний план.

Показателем достижения результата на этом этапе можно считать самостоятельное творческое использование отрабатываемой грамматической формы наряду с другими.

Этап систематизирующего обобщения необходим при усвоении обобщений второй ступени и систематизации усвоенного при помощи упражнений в анализе, сравнений и классификаций. Данный этап служит в равной мере как упрочению активных грамматических навыков, так и обучению навыкам понимания грамматических средств активного минимума при чтении. Наглядными пособиями служили схемы и таблицы.

Последний этап - включение грамматических навыков в речевую деятельность, использование и повторение их в речевых упражнениях.

В активный грамматический минимум включаются те явления, которые являются совершенно необходимыми для продуктивных видов речевой деятельности. Основными общепринятыми принципами отбора в активный грамматический минимум считаются: 1) принцип распространенности в устной речи; 2) принцип образцовости; 3) принцип исключения синонимических грамматических явлений.

К пассивному грамматическому минимуму относятся грамматические явление, наиболее употребительные в письменной речи и которые ученики должны понять на слух и при чтении. Совершенно очевидно, что объем пассивного минимума может быть больше объема активного минимума. К главным принципам отбора грамматических явлений в пассивный минимум относятся: 1) принцип распространенности в книжно-письменном стиле речи; 2) принцип многозначности.

Организация грамматического материала имеет при обучении иностранному языку существенное значение. Она определяет в значительной степени успех работы над грамматической стороной различных видов речевой деятельности и, следовательно, конечные результаты преподавания иностранного языка в средней школе. Чем больше лексико-грамматические речевые единицы отражают социальную жизнь и все ее сферы, тем успешнее будет овладение учащимися коммуникативными средствами изучаемого языка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Витлин Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков //Иностранные языки в школе, 2000. - №5
  2. Зимняя И.А, Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке.- М.: Просвещение, 1985
  3. Куприянова Г.А. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики //Иностранные языки в школе, 2001.-№6
  4. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка.- Минск: Высшая школа.
  5. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам.-М.: "Рус.яз.", 1977
  6. Шатилов С.Ф. Некоторые проблемы обучения грамматической стороне устной иностранной речи//Иностранные языки в школе , 1971.- №6.