“Тот, кто не знает, куда направляется, очень удивится, узнав, где он оказался”.
Марк ТвенЦели урока:
- Формирование целостного восприятия физико-химических и биологических процессов.
- Развитие умения работать с информацией и применять на практике.
- Развитие исследовательских навыков.
- Развитие логического мышления, мыслительных операций – абстрагирование и конкретизация, поиск причинно-следственных связей и т. д.
- Развитие коммуникативной культуры (умение слушать, высказывать свою мысль, с уважением относиться к чужому мнению, коллективно решать общую задачу).
Задачи:
- Выявить функции мембраны
- Вспомнить строение структурных элементов мембраны – органических веществ.
- Показать взаимосвязь химического состава, строения и функций клетки.
- Учить читать и анализировать схемы, объяснять результаты опытов.
- Учить работать в группе.
- Учить применять полученные в системе знания для объяснения физиологических процессов.
Оборудование и материалы:
Приложение 1 (презентация), Приложение 2 (видеофайл)
Штативы, пробирки с водой, полоски промасленной бумаги, стаканчики с водой.
Основные этапы урока | Основные виды деятельности учителя и учащихся |
I. Организационный момент. | 1 мин. |
II. Постановка проблемы (интеракция). Итак, из
предыдущих уроков мы знаем, что вне клетки нет жизни. |
5 мин. Вводное слово учителя (постановка цели урока).
|
На данном слайде изображена схема внутренней среды организма. Все та же водная среда с растворенными веществами, как и в первичном океане.
– Расскажите, какие вещества нужны для жизни клетки. Сегодня мы постараемся выяснить, какое строение должна иметь
плазматическая мембрана (попробуем смоделировать ее строение из
различных органических веществ) в соответствии с выполняемыми функциями. |
Беседа. Учащиеся вспоминают, как работает транспортная система организма. Какие вещества поступают в клетку и удаляются из нее. (Репродуктивный уровень). Запись темы в тетради. |
III. Исследование проблемы 1. Функции мембраны. Задание: найдите как можно больше функций мембраны. Для этого рассмотрите предложенные рисунки и схемы.
Рис. 1. Схема строения клетки Рис.2. Схема внутренней среды организма.
Предполагаемые ответы.
|
20 мин. Практический, поисковый метод деятельности учащихся. Учащиеся объединяются в группы по 4 (две парты), им выдается набор схем и рисунков (дублируются на доске). Группы обсуждают и фиксируют результаты своих размышлений. Предлагают классу свои варианты (коллективное обсуждение). Учитель инструктирует, направляет, координирует, оценивает работу. Запись в тетради функций плазматической мембраны. |
1. Строение мембраны. – Какое строение должна
иметь мембрана, чтобы обеспечить эти функции? (Учащиеся называют: липиды, белки, углеводы. Учитель добавляет комплексы: липид-белок, белок-углевод, липид-углевод.) а) Начнем со второй функции. Какое вещество способно разъединять водные растворы? (Учащиеся предполагают, что это липиды.) – Почему именно липиды? Учащиеся: Потому что липиды не растворяются в воде. Далее предлагается проделать следующие опыты: Опыт 1. В пробирку с водой прилить несколько капель растительного масла. Что наблюдаем? Почему? Встряхнуть пробирку. Что наблюдаем? Почему? Опыт 2. В стаканчик с водой опустить полоску бумаги , пропитанную маслом. Что наблюдаем? Почему? (Учащиеся говорят о нерастворимости жира в воде, несмачиваемости жирных поверхностей, об эмульгации жира – распределении в виде капелек при встряхивании) делают вывод о том, что жироподобные вещества – идеальный материал для разграничения водных растворов.) |
Поисковая беседа. 2–3 мин.
Практическая работа. Поисковая беседа. 6–7 мин.
|
Рассмотрим с химической точки зрения, как липиды могут
выполнять данную функцию. Напишите формулу фосфолипида. (Учащиеся вспоминают, что это сложный эфир глицерина, жирных кислот и остатка фосфорной кислоты.) Найдите полярные и неполярные части. – От чего зависит распределение заряда в молекуле? Нарисуем фосфолипид стилизовано – полярная голова и неполярные хвосты.
Полярность “головы” могут усиливать связанные с фосфолипидом аминокислоты.
|
17–18 мин Индивидуальная работа у доски (по желанию, при помощи учителя). Беседа. (Уровень репродуктивный, частично-поисковый, поисковый.) Демонстрация слайда.
|
Задание. В воду, молекулы которой, конечно, дипольны, “бросаем” некоторое количество молекул фосфолипидов. Учитель рисует на доске стаканчик с водой и стилизованные молекулы фосфолипидов. – Как расположатся молекулы фосфолипидов относительно воды? Желающие выходят к доске и предлагают свои варианты. Приходят к решению.
Задание. А теперь представьте, что внутри клетки водный раствор и за пределами клетки тоже водный раствор. Как их разграничить? Учитель на доске рисует линию – воображаемую границу между клеткой и окружающей средой. – Предложите способ разграничения водных растворов при помощи фосфолипидов.
Итак, бимолекулярный слой липидов можно считвть простейшей моделью клеточной мембраны. Учитель: Хвосты липидов могут быть предельными и непредельными. Вспомните , как это отражается на свойствах. (Учащиеся вспоминают, что жиры с непредельными жирными кислотами имеют более низкую температуру плавления, то есть жидкие в обычных условиях.) Учитель: Какие жирные кислоты предпочтительны для построения мембраны и почему? (Учащиеся говорят, что непредельные. Это делает мембрану жидкой, клетку более пластичной и лучше обеспечивает взаимосвязь между клетками.)
|
Творческое задание (моделирование мембраны). Работают все желающие выдвинуть свою версию, рисуют возможные варианты, дают объяснения, обсуждают, приходят к билипидному слою. Поисковая беседа
|
б) Следующая функция мембраны – избирательная
проницаемость. – Предположите, какие органические вещества и почему смогут выполнить эту функцию. (Учащиеся предполагают, что с этим могут справиться только сложноорганизованные белки.) – Расскажите о строении белка по предложенным рисункам.
Итак, в толще билипидного слоя должны быть поры, через которые избирательно проходят вещества. – Как их распознать? (Учащиеся говорят о геометрии молекул,
соответствии геометрического строения участков белка и транспортируемых
веществ.)
|
12 мин. Беседа. Демонстрация слайда.. Индивидуальный ответ (репродуктивный уровень). Поисковая беседа – дальнейшее моделирование мембраны. |
в) – Подумайте, какую функцию могут выполнять белки, расположенные в поверхностных слоях мембраны. (Учащиеся: могут обеспечивать специфичность клеток, рецепторную функцию, связь с другими клетками.) | 2 мин. Поисковая беседа. Моделирование мембраны |
г) – Какие вещества придадут клетке механическую
прочность, свяжут ее с другими клетками? (Учащиеся предполагают, что
это углеводные молекулы.)
|
1 мин. Поисковая беседа. Моделирование мембраны. |
IV. Осмысление результата моделирования мембраны. 1. Итак, наступает самое главное , мы смоделировали мембрану клетки. А как же она работает? Поможет “вдохнуть” в нее жизнь фильм “Внутренняя жизнь клетки”. Это короткий фильм 3D-анимации, рассказывающий о различных биологических процессах в лейкоците. Фильм был создан для факультета Молекулярной и клеточной биологии Гарвардского университета. 8,5 минут анимации заняли 14 месяцев работы. Перед просмотром фильма задание: сопоставить нашу модель мембраны с мембраной, продемонстрированной в фильме. Найти все структурные элементы мембраны и ответить на вопрос: какие функции они выполняют? Комментарии учителя к фильму: В самом начале показан кровеносный сосуд, по которому, как ракеты проносятся эритроциты. Лейкоцит замедляет свое движение у стенки кровеносного сосуда. Здесь мы видим лейкоцит, который “катится” по эндотелию сосуда, он “цепляется” своими рецепторными белками за рецепторные белки эндотелия. Так эндотелий узнает о количестве лейкоцитов и информация передается вовнутрь клетки. Мембранные белки, задействованные в контакте клеток, сосредоточены на липидных рафтах (островках). |
10 мин. Демонстрация фильма. Учитель комментирует кадры из фильма. Фильм демонстрируется дважды. Сначала с остановками, комментариями, поисками структур. (Поисковая беседа.) А затем полностью. |
V. Закрепление, применение. – Мембрана
способна быстро “затягиваться” после острых проколов. Благодаря чему это
происходит? Пояснение учителя: при заболевании сахарным диабетом 2-го типа жир перекрывает доступ инсулина к клеткам (хотя его организм производит достаточно). Это нарушает сахарный обмен. – Существует генетическое заболевание, при котором межклеточное пространство клеток кожи заполняется тканевой жидкостью (“водянка кожи”). Каковы, по– вашему, причины этого заболевания? |
6 мин. Проблемные вопросы практического характера.
|
VI. Подведение итогов. Сегодня мы только прикоснулись к очень красивой проблеме – как сложно устроена клетка, как все в ней гармонично и разумно. Что вам запомнилось, что поразило? Какие возникли вопросы? Какие выводы мы можем сделать? |
5 мин. Рефлексия. Подведение итогов.
|
VII. Домашнее задание: подумайте, почему очень многие органоиды клетки имеют мембранное строение. Какие функции выполняют эти органоиды? | 1 мин. Вопрос на перспективу. |
Использованная литература, источников информации.
|