1. Представление о результатах:
личностные |
метапредметные |
предметные |
|||
|
регулятивные |
познавательные |
Коммуникативные |
|
|
Эстетические потребности, ценности и чувства; Осознание своей этнической принадлежности; |
Формулировать и удерживать учебную задачу Соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретной задачи. |
Выбирать вид чтения в зависимости от цели Передача информации устным, письменным, цифровым способами; |
Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Формирование понятия «небылица» посредством привлечения антонима (быль-небылица) Сравнительный анализ текста и художественной иллюстрации к тексту с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров Работа с маркированными строчками Работа с дидактическими иллюстрациями Обнаружение сюжетных признаков небылицы |
2. Цель урока: Познакомить детей с жанрами прибаутки и небылицы. Обратить внимание на общую закономерность фольклорных жанров, как наличие повторов. Составление живописных и литературных образов, для лучшего представления специфики фольклорных жанров.
ЭТАП |
ЦЕЛЬ |
ВОЗМОЖНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ |
|
Организационный момент |
организация направленного внимания на начало урока |
|
- Успокоились, настроились на работу. Улыбнулись друг другу. |
Выполнение упражнений. |
|
Актуализация знаний, мотивация (подготовка к восприятию) |
создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей. |
|
- Откройте оглавление. Над какой главой работали вчера? В чем главный секрет особого зрения? - Прочитайте название следующей главы. (глава 7. На выставке рисунков Юрия Васнецова) - Что такое выставка?
- Какие бывают выставки? На каких бывали? |
Учебник «Литературное чтение» Н.А.Чуракова 1 класс, страница 2
- Высказывание своих предположений. - Зачитывание значения слова из словаря Ожегова одним учеником (словарь на столе учителя) - Личные впечатления по посещению выставок. |
|
Постановка цели урока |
сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся пробудить интерес к перечитыванию текста, потребность в аналитической работе |
|
- Какая выставка проходит в музее волшебного леса? Что такое иллюстрация? Выставка какого художника проходит в музее Волшебного леса? К чему рисовал иллюстрации Ю. Васнецов? - Какие секреты будем открывать на уроке? - Прочитайте первую часть авторского текста -Почему Кот предложил именно такой порядок работы на уроке? |
- чтение названия выставки (Юрий Васнецов «Иллюстрации к прибауткам и небылицам») - Ответы, чтение значения слова из словаря. - К прибауткам, небылицам. - Что такое прибаутка, небылица, их главные секреты и происхождение этих слов. Стр.65 После прочтения текста легче понять замысел художника. -рассматривают происхождение слова «прибаутка» и выясняют, что это маленькая история, шуточный рассказик, сказочка-шутка. - Дают определение небылице (то, чего не бывает на самом деле, выдумка, нелепица) |
|
Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала |
Освоить особенность небылицы, ее интонационный строй, требующий особой напевности, вызывающий определенные жесты и мимику. |
анализ жанровых особенностей (ориентация на жанровую специфику текста) – открытие «секретов» жанра, сочинение своих произведений в этом жанре
|
- Прочитайте небылицу «По поднебесью, братцы, медведь летит…» и вопросы к ней - Поясните разницу между шуткой-прибауткой и небылицей Подумайте над вопросами на стр.66 учебника - Обратите внимание на наличие повторов в тексте небылицы. Как они обозначены? - Мы уже встречались с повторами? |
Стр.66 В прибаутке все происходящее в целом возможно, но какая-то подробность указывает на то, что это шутка. В небылице все невероятно, невозможно. .Рассказчик должен сам немного удивляться тому, что рассказывает, делает большие глаза, прикладывает руку к сердцу. Немного тянет некоторые слова. - Цветными фонами. Указывают на самые фантастические моменты в небылице. - В докучной сказке и сказке-цепочке. Каждая строка начинается теми же словами, что заканчивают предыдущую. |
|
Динамическая пауза |
Снять напряжение с определенной группы мышц Сменить вид деятельности Эмоциональная разгрузка |
Физ.минутка, имитация действий |
Сейчас мы прогуляемся по выставке иллюстраций Юрия Васнецова к детским книжкам (Приложение фильм «Прогулка по выставке Васнецова») |
Встают, имитируют прогулочный шаг, движения русских народных плясок, пританцовывая просматривают фильм с иллюстрациями Юрия Васнецова к детским книгам. |
|
Обобщение изученного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов |
Сформулировать идею произведения, скорректировать собственное понимание (интерпретацию) . Учить рассматривать иллюстрацию, исследуя каждую подробность, высказывать свое мнение и делать выводы |
Соотнесение текста небылицы с иллюстрацией. Нахождение нужной иллюстрации. Рассматривание иллюстрации при помощи инструментов « рамка» и «зоркое око» Вопросы на установление ассоциативных связей с жизненным опытом учащихся. |
-Рассмотрите учебник, на каких страницах расположена выставка работ Юрия Васнецова? - Найдите иллюстрацию к небылице - Вопросы на стр.67 - Возьмите «инструмент рамка»- найдите фрагмент к первой строке -к третьей - к пятой-шестой -Возьмите инструмент «Зоркое око» - найдите деталь ко второй строке - К четвертой строке - к шестой строке - Отыщите другие фантастические детали |
С 73 по 80 Стр.73
- солнце и луна одновременно сияют на небе - по дорожке среди людей идет поросенок на задних ножках - везде лежит снег, а дорожка- песчаная, летняя Нет ветра, дым идет прямо, а из одного домика дым уходит в сторону - поросята похожи на новогодние игрушки (подарки), развешанные на елке - поросята перевязаны лентами, как подарки - изобразил рождественскую елку, т.к. в это время происходят чудеса |
|
Самостоятельное использование сформулированных умений и навыков |
Дать возможность каждому ученику обнаружить в тексте черты небылицы (перечисление невозможных, небывалых явлений) и сказки-цепочки (наличие повторов) |
В тетради для самостоятельной работы выполнить задание 2 стр. 37-38 |
- прочитайте стихотворение самостоятельно. -Прочитайте стихотворение по ролям в парах |
Обводят синим карандашом те фрагменты текста, на которые обратил внимание Миша. Красным карандашом отмечают те слова, которые выделила Маша Взаимопроверка в парах. |
|
Рефлексия деятельности |
осознать путь, который помог учащимся осмыслить идею произведения |
вопросы на осознание способов работы с текстом (перечитывание, маркирование, анализ иллюстраций, соотнесение литературного произведение с произведениями других видов искусств и т.п.) |
- Что вас удивило и заинтересовало на уроке? |
|
|
Объяснение домашнего задания |
закрепить умения, полученные на уроке |
творческое задание: оформить детскую книжку с картинками, поиграть в актеров-чтецов, готовящихся к выступлению, или актеров, репетирующих роли и читающих текст по ролям и т.п. |
Попробуйте придумать небылицу или прибаутку (проинсценировать ее) или выучите другие небылицы, прибаутки, которые найдете в детских книжках и принести их в класс. Можно проиллюстрировать небылицу или прибаутку. |
Подготовить выставку книг с иллюстрациями Ю.Васнецова к небылицам и прибауткам |