Сценарий спортивного развлечения для детей средней группы с мячами для фитбола

Разделы: Работа с дошкольниками


В соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ №665 от 23 ноября 2009 года) непосредственная образовательная деятельность построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие. И опирается она на комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей.

Одна из ведущих целей – это создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Для достижения этой цели педагогам необходимо максимально расширять спектр видов детской деятельности, ведь чем разнообразнее движения ребенка, тем большая информация поступает в мозг, активизируя тем самым интеллектуальное развитие дошкольников, к чему так стремятся современные родители.

Один из современных видов двигательной деятельности – это фитболгимнастика, в последнее время это направление получает все более широкое применение при работе с детьми дошкольного возраста. Актуальность данной темы подтверждается тем, что мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он притягивает к себе, стимулирует фантазию и творчество. Мяч развивает руки ребенка, а развитие руки напрямую связано с развитием интеллекта. Фитбол – это уникальный оздоровительный тренажер, и в то же время, его можно использовать как обычный мяч в играх и эстафетах. Использование мячей-фитболов при непосредственной образовательной деятельности способствует совершенствованию физических качеств ребенка дошкольного возраста и укреплению его здоровья.

Мяч – универсален, его можно использовать как предмет, как утяжелитель, как тренажер; нужно использовать такие его свойства, как форма, цвет, запах, размер, особая упругость, комплексно влияющих на организм ребенка. Вибрационные возможности мяча по своему физическому воздействию сходны с ипотерапией; широка возможность выполнения упражнений из различных исходных положений. Мяч-фитбол обеспечивает оздоровительный и лечебный эффект, обусловленный биомеханическими факторами – воздействием колебаний мяча на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие их ткани.

О чем нужно помнить при планировании непосредственной образовательной деятельности с фитболом в дошкольных группах? Необходимо подбирать мяч по размеру в зависимости от веса и роста ребенка. Для детей старшей группы это диаметр от45 до 55см. Накачанность мяча должна быть средней, он не должен быть очень жестким и упругим. Оптимальное взаиморасположение всех частей тела обеспечивает правильная посадка на мяче, на это нужно обратить внимание дошкольника. Своевременно применять страховку и помощь для профилактики травматизма. Движение от простого к сложному, сочетание циклических упражнений с упражнениями на развитие гибкости, силы, а также с упражнениями на расслабление, строгое дозирование нагрузки в зависимости от возраста, физической подготовленности и физического состояния каждого ребенка – вот основные аспекты применения фитболгимнастики при непосредственной образовательной деятельности.

Упражнения на фитболе не должны причинять боль или дискомфорт, необходимо избегать быстрых и резких движений, скручиваний, интенсивного напряжения мышц. Дыхание ребенка должно быть равномерным, без задержек. Создание положительного эмоционального фона и бодрого радостного настроения во время детского общения с таким мячом будет способствовать формированию настроя на здоровый образ жизни.

Последовательность в применении фитболгимнастики:

дать детям представление о форме и физических качествах мяча с помощью таких игровых упражнений как прокатывание, поглаживание, похлопывание, отбивание, передачи, броски мяча;

учить правильной посадке на мяче;

учить основным движениям с мячом;

учить основным исходным положениям фитболгимнастики (стоя с мячом, в приседе с мячом, сидя на мяче, сидя на полу, стоя на коленях, лежа на полу, лежа на животе, лежа на мяче);

учить играм с мячом, постепенно вводя коллективные игры.

Таким образом, использование фитбол-мячей благотворно сказывается на физическом развитии и уровне физической подготовленности ребенка, на совершенствовании координации движений, функции равновесия, на развитии гибкости  и силы мышечных волокон, на устойчивости вестибулярного аппарата; приводит к повышению защитных свойств и сопротивляемости организма в целом. В процессе всей деятельности отмечается положительный эмоциональный фон, что способствует совершенствованию процессов возбуждения и торможения головного мозга ребенка.

Оборудование:

мячи красный, синий, зеленый диаметром 20см;

мяч с нарисованным личиком – колобок-круглобок;

абсолютно новые мячи диаметром 20см по количеству детей;

обручи диаметром 80см, один на пару детей;

коврики и гимнастические мячи с рожками по количеству детей;

сюрпризы для детей.

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня я расскажу вам спортивную сказку.

Жили-были на свете разноцветные мячики – красный, синий и зеленый. Они были очень мудрые, все-все на свете знали и все умели. И был у них младший братишка, и звали его Колобок-круглобок. Он очень любил рассказывать сказки. Но обо всем по-порядку.

Однажды появились в спортивном зале новые мячики. Они были очень красивые и очень хотели всему-всему научиться.

И тогда вышел вперед красный мяч и говорит: «Я научу мячики здороваться. Ребята, помогите мне, пожалуйста!»

Игра «Здравствуйте!»

Давайте возьмем в руки новый мяч и покажем, как нужно здороваться. Выходите на середину, найдите себе пару, поднимите мячи вверх и соедините их: «Здравствуйте!». Только здороваться нужно будет каждый раз с другим мячиком!

Все дети передвигаются по залу врассыпную, а когда музыка останавливается, мячики «здороваются».

Варианты движений:

  1. Лошадка – ходьба, задевая мяч коленом
  2. Бег на носочках, высоко поднимая колени, мяч у груди – лошадка гарцует
    • Лошадка лягается – ходьба «захлест»
    • Подскоки – лошадка скачет (или прямой галоп)
  1. Ходьба на носках, мяч вверху – чтобы милый наш дружок все вокруг увидеть смог!
  2. Бег быстрый

Мячики: «Спасибо вам, ребята, вы научили нас здороваться!». И превратились мячи в стульчики – сесть на мяч на горошинку (это разметка на полу в зале).

И тогда вышел вперед синий мяч и говорит: « А я научу мячики быть ловкими и послушными. Тогда с ними можно будет весело играть! А вы, ребята, мне помогите. Возьмите мяч в руки, начинаем упражнения!

Упражнения

  1. Положение мяча (внизу, у груди, вверху, за головой)
  2. Ладошки, пальчики, вращение, пирожок (мяч у груди, упражнения на мелкую моторику)
  3. Птенчик, ко мне! (в гнездышко) – подбрось, поймай мяч. Жил-был на свете мячик. Он очень хотел превратиться в маленького птенчика и научиться летать. Мама птичка учила его летать и возвращаться домой в гнездышко (в руки к ребенку). А если вдруг мячик нечаянно начинал прыгать по дорожке, мама птичка быстро возвращала его домой, чтобы кошка не съела!
  4. Юла – вращение мяча на полу кистью руки, сидя на корточках
  5. Пианино – отбивание мяча двумя руками вместе
  6. Горка – упражнение на силу пресса
  7. Салют – подбрось-поймай с отскоком от пола
  8. Прогулка – ведение мяча по прямой
  9. Клоун – упражнение на равновесие сидя на мяче

Спасибо вам, ребята, теперь мячики стали очень ловкими. Уберем их на место, им нужно немного отдохнуть. Посадить детей на лавочку.

И наступила очередь зеленого мяча: «А я научу мячики плавать! А вы, ребята, мне поможете». Упражнение: передача мяча в паре из-за головы с отскоком от пола.

Обруч – это озеро, мячик в воде не тонет. Одна шеренга детей берет мячики. Бросок мяча из-за головы в обруч с последующей ловлей другим игроком и со стихами: «Наша Таня…».

Устали мячики, сказали спасибо ребятам и цветным мячикам и забрались в корзинку отдыхать. И мы с вами отдохнем, посидим на лавочке.

Но тут появился маленький мячик – Колобок-круглобок: «Я тоже хочу рассказать вам свою сказку, а вы ее покажете!». (Использовать мячики с рожками – хопы, подбирать их по размеру в зависимости от веса и роста ребенка.)

Сказка

Жил на свете колобок, был он очень круглобок,

У него ни рук, ни ног!

На окошке он лежал.

Мимо мышка бежала, хвостиком махнула,

Он покатился и убежал!

Ребята, давайте возьмем мячики с рожками и покажем, как колобок катится по дорожке – катим мячи по кругу, перебирая руками, как гномики, рожки на бочок со словами:

Он от бабушки ушел, и от дедушки ушел,

И от жучки, и от внучки, и от кошки, и от мышки.

Упражнение «Гномики»

Катится колобок по дорожке, а навстречу ему великан ходьба на носках, мяч вверху. Остановился Колобок – сесть на мяч, а великан просит: «Колобок, Колобок, пожалуйста, покажи мне дорогу в страну Здоровья!». А Колобок отвечает: «Беги на носочках вокруг меня, и будут у тебя сильные ноги» - бег вокруг мяча, держась за мяч одной рукой в ту и другую стороны.

 «Спасибо тебе, Колобок», - сказал великан, а Колобок покатился дальше.

Катится, на кочках подпрыгивает, радуется – прыжки на мяче по кругу.

А навстречу ему бабочка летит: «Колобок-Колобок, покажи мне дорогу в страну Здоровья!». А Колобок отвечает: «А ты садись на меня сверху и маши крылышками. И будешь самой быстрой бабочкой!» Упражнения «бабочка» и «хлоп-хлоп». Бабочка: «Спасибо тебе, Колобок!»

Запрыгал Колобок дальше, но потерял дорожку. Прыгает он вперед и вокруг себя поворачивается (по сигналу «поворот»).

Смотрит, впереди болото. Остановился Колобок, а из болота лягушка зовет его: «Колобок-Колобок, покажи мне дорогу в страну Здоровья!». А Колобок отвечает: «Тебе, лягушка, нужно хорошо кушать, и тогда ты сможешь покататься на своем животике, и будут у тебя крепкие лапки!» - упражнение «лягушка». Лягушка: «Спасибо тебе, Колобок!»

Отправился Колобок дальше, прыгает по дорожке, радуется солнышку – ходьба, отбивание мяча в пол с ловлей. Но вот навстречу ему комарики. Комарики испугались и спрятались – упор присев за мячиком. А Колобок говорит: «Не бойтесь, комарики, давайте лучше поиграем! Нужно бегать и летать, чтоб здоровенькими стать! Песенка играет – комарики летают и звенят. Песенка заканчивается, все принимают упор присев за мячиком, а ведущий хлопает в ладоши и ловит тех, кто не успел присесть.

Игра «Комарики»

Вот мы с вами и поиграли. Спасибо тебе, Колобок-круглобок за спортивную сказку! Дети усаживаются на хопы, не прыгают, а покачиваются вверх-вниз со словами:

Всем известно, всем понятно, что здоровым быть приятно.

Только нужно знать, как здоровым стать!

В мире нет совета лучше: будь со спортом неразлучен –

Проживешь сто лет, вот и весь секрет!

А теперь вас ждет сюрприз от наших мячиков, они привели с собой своих младших сестренок и братишек, и очень хотят подарить их вам! Принимайте подарки!

В сценарии спортивного развлечения использованы упражнения нижеуказанных авторов.

Список используемой литературы

  1. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., ВЛАДОС, 2000.
  2. Бауэр О.П. и др. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. Санкт-петербург, издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
  3. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. Санкт-Петербург, издательство «Речь», 2007.
  4. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. Санкт-Петербург, издательство «Речь», 2009.
  5. Утробина К.К. занимательная физкультура для дошкольников. Москва, издательство ГНОМ и Д, 2003