Цель урока: научиться быть вежливыми, правильно употреблять вежливые слова.
Оборудование к уроку: информационная схема “Речевая ситуация”, таблица “Этикетные слова”, видеомагнитофон или компьютер, фрагменты из мультфильма “День рождения ослика Иа”.
Предварительная подготовка к уроку: опережающие групповые задания, индивидуальное задание.
Ход урока.
1. Речевая разминка.
- Дыхательная гимнастика.
Учитель. Как обычно, урок риторики мы с вами начнем с дыхательных упражнений. Представим, что мы идем по цветущему лугу. Вокруг столько запахов! Делаем глубокий вдох… и выдох. Еще раз! Молодцы! А теперь представьте, что у вас день рождения! Порадуйтесь подаркам, которые вам подарили! Ах! Задержим дыхание. Еще раз. Молодцы!
- Артикуляционная гимнастика
“Проколи щеку”.
“Хоботок”.
“Язычок змеи”.
- Звуковая гимнастика.
Хвалю халву.
- Дикционная гимнастика.
Мы отправились в путешествие на поезде. Поезд мчится скрежища, жа-ча-ша-ща.
Разминка окончена. Мы готовы к уроку риторики.
2. Беседа.
Учитель.
– Здороваетесь ли вы друг с другом? Как?
– Как вы приветствуете учителей?
– Если к нам на урок пришли гости, но они нам незнакомы. Должны ли мы
приветствовать их? Почему?
– О чем пойдет речь на уроке?
– Тема урока ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ВЕЖЛИВОСТИ? Запишите.
3. Работа с эпиграфом (читает ученик).
Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
Сервантес.
Учитель.
– Что имеет в виду автор?
– Почему вежливость обходится так дешево, а ценится дорого?
– Эпиграф громкий? Почему?
– Определите цель нашего урока
4. Работа по теме урока.
Учитель. Вежливые слова произносятся в определенной речевой ситуации. Информационная схема поможет вам вспомнить коммуникативную задачу. (Вывешивается схема – таблица № 1.)
– Определим задачи записанных речевых ситуаций.
– Скажите, какие вежливые слова мы употребляем в каждой речевой ситуации?
– Запишем все, о чем мы говорили, в тетрадь в виде таблицы. (Вывешивается схема
№ 2.)
Речевая ситуация | Этикетные слова |
Просьба. | Пожалуйста. Если Вас не затруднит. |
Приветствие. | Здравствуйте. Добрый день. |
Благодарность. | Очень признателен. Благодарю. Спасибо. |
Извинение. | Извините. Простите. |
Прощание. | До свидания. Всего доброго. До скорой встречи. |
Учитель. Даю минуту, чтобы составить предложение с любым вежливым словом.
Учитель. Оцените речевое поведение.
Инсценирование диалога (подготовлено заранее).
– Здравствуй, Сергей.
– Привет, Ольга Ивановна!
– Проходи, пожалуйста, сюда, я сделаю тебе прививку.
– Спасибо.
Учитель. Какую неучтивость допустил Сергей? Кому можно сказать привет?
Вывод: В ситуации речевого общения необходимо учитывать возраст, пол, степень знакомства.
Работа с учебником.
Учитель. Давайте рассмотрим речевые ситуации, которые предлагает нам
учебник. №117, 119.
Наша цель: оценить речевое поведение.
Учитель. Вашему вниманию предлагается еще один диалог. Посмотрите и скажите, нравится ли вам такая речь?
Инсценирование (подготовлено заранее).
– Ты сегодня собирался в кино?
– Ага.
– А билет еще не купил?
– Ага.
– Будешь покупать – купи мне.
– Ага.
– Зайти за тобой?
– Ага.
Учитель. Нравится ли вам такая речь?
Разыграйте правильный диалог, употребив слова вежливости и не нарушив
естественности общения.
Учитель. Общаясь по телефону, мы тоже должны соблюдать нормы речевого общения. Но чаще всего бывает так.
Инсценирование (подготовлено заранее).
– Алло. Это кто?
– Маша.
– Какая Маша? А Ирина где?
Учитель. А теперь послушайте другой диалог.
– Алло.
– Здравствуйте. Я могу поговорить с Машей?
– Здравствуйте. Маши нет дома. Ей что-нибудь передать?
– Меня зовут Костя, мы учимся с Машей в одном классе. Если Вас не затруднит,
передайте, пожалуйста, Маше, что я звонил.
– Хорошо.
– До свидания.
– Всего доброго, Костя.
Учитель. Какой диалог вам понравился больше? Почему?
Вспомним правила общения по телефону.
(Индивидуальное сообщение ученика)
- Любой разговор начинайте с приветствия: “Добрый день!”, “Здравствуйте!”.
- Выясните, туда ли вы попали, куда нужно.
- Не забудьте представиться.
- Вежливо обращайтесь с просьбой. Не забывайте слова пожалуйста, будьте добры.
- Ясно излагайте цель своего звонка.
- Не занимайте телефон надолго.
Учитель. Составьте свой диалог по телефону.
1-й ряд. Вы позвонили другу, но ошиблись номером.
2-й ряд. Вы позвонили другу, а ответила мама.
3-й ряд. Вы позвонили, к телефону подошел друг.
5. Физкультминутка.
Учитель. Вы, конечно, помните Вини-Пуха, забавного медвежонка. Он всегда что-нибудь сочиняет: смешные считалки, “сопелки”, “шумелки”. Но Вини знает и много вежливых слов. Каких? Сейчас услышите.
6. Просмотр фрагментов из мультфильма “День рождения ослика Иа-Иа”.
Беседа.
Понравился ли Винни-Пух? Чем? (Веселый, забавный, добрый, заботливый,
вежливый.)
Вежливый ли Винни-Пух?
Какие вежливые слова он произносит?
Хочу обратить внимание на Сову. Какая Сова?
Давайте представим, что мы герои мультфильма.
А какие кадры мы можем еще ввести в кинофильм, чтобы пояснить, что Винни-Пух
вежливый? Что он скажет? Какие реплики произнесут другие персонажи?
Разыграйте диалог. Не забудьте, что медвежонок вежливый.
1-й ряд. Вини-Пух и Сова.
2-й ряд. Вини-Пух и Ослик.
3-й ряд. Вини-Пух и Пятачок.
Учитель. Сова собиралась дарить безвозмездно. Но подарить бесплатно – это бессмыслица, поэтому мы и улыбаемся. Тем более Сова подарила Иа его собственный хвост.
Значит, важны не столько слова, сколько дела. Доброе сердце Винни-Пуха подсказывает ему и добрые слова. И пусть его поздравление коротенькое, но оно идет от сердца.
7. Домашнее задание.
Учитель. Герои мультфильма поздравляют ослика. А как вы поздравите? Что пожелаете? Давайте найдем нестандартные пожелания, чтобы поздравить Ослика с днем рождения.
8. Рефлексия.
Учитель. Чему мы учились сегодня?
Посмотрите еще раз на нашу информационную схему. Она изображена в виде солнышка.
Солнышко улыбается. Как вы думаете, почему?
Что значит настоящая вежливость? (Доброжелательность и благородные поступки.)
Закончите предложение (письменно).
Настоящая вежливость – это…
Нарисуйте свое отношение к уроку (смайлик)
Использованная литература:
- Ладыженская Т.А. Школьная риторика. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. – М.: ООО “Баласс”, ООО “С-инфо”; 2008.
- Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
- Успенский Л. Культура речи. – М.: 1980.
- Формановская Н.И. Вы сказали: “Здравствуйте”: Речевой этикет в нашем общении. – М.: 1982.
- Школьная риторика. 5 класс. Методические рекомендации// Под ред. Т.А.Ладыженской. М.: ООО “С-инфо”; ООО “Баласс”, 2006.