Урок-презентация в "Путешествие в страну Прилагательное". Обобщающий урок. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель: повторить в игровой форме тему: “Имя прилагательное”.

Задачи:

  1. Уметь ориентироваться в учебном материале;
  2. Знать, как при помощи правил можно “поиграть” на уроке русского языка.
  3. Воспитывать навыки работы индивидуально и в группах.

Ход урока.

Сообщение цели и задач урока, инструктаж работы по маршрутному листу.

Слово учителя: “Ребята, наше занятие пройдет сегодня в необычной форме – игровой. И я надеюсь, что это сказочное путешествие вам понравится. А путешествовать нам поможет книга, которую написала Татьяна Геннадьевна Рик. Она сама когда-то работала в школе и старалась делать обучение интересным и познавательным. Вот, что пишет она в предисловии к своей замечательной книге “Доброе утро, Имя Прилагательное!”: “На уроке иногда, если это уместно, можно и поиграть! Ведь так гораздо интереснее учиться!”

Итак, в путь! Мы переселяемся в страну “Морфология” и посетим только один город, который, как вы уже догадались, называется (“Имя Прилагательное”). Да это удивительный и интересный город. Достаточно сказать, что по количеству жителей (употребляемых слов) он занимает третье место среди других частей речи. А после каких частей речи он занимает третье место? (Существительное, Глагол) верно! Существительное – 47,8%, Глагол – 30,4%, Прилагательное – 20,3% по частоте употребления в языке.

Ребята, а какой вы представляете себе страну “Морфологию”? (С многочисленными городами – “Существительное”, “Прилагательное”, “Глагол”, “Числительное”, со служебными городами “Предлог”, “Союз”, “Частица”.)

А я представляю ее вот такой сказочной, как на рисунке. (См. Приложение.)

(Беседа по картинке.)

Ребята, как вы думаете, кто живет в этом красивом ярком домике за высоким забором? (Ответы детей.)

Но для того, чтобы пройти через калитку нам необходимо пройти первое испытание.

Блиц-опрос:

  1. На какие вопросы отвечает прилагательное?
  2. Что обозначает имя прилагательное?
  3. Чем является в предложении имя прилагательное?

А теперь следующее задание. Девочка “Прилагательное” хочет проверить умеете ли вы отгадывать, в которых основой является прилагательное.

  1. Черное тихонько лежало на полу, серое тихонько пряталось в углу, черное легонько лапой шевельнуло, серое проворно хвостиком вильнуло. (Кот, мышь.)
  2. Золотое решето черных домиков полно, сколько черненьких домов, столько беленьких жильцов. (Подсолнух.)
  3. Папа важный, краснолапый, мама беленькая вся, детки желтые у папы, – чья гуляет тут семья? (Гусиная.)
  4. Этот дом не деревянный, он прозрачный и стеклянный, нету номера на нем, а жильцы в нем не простые, не простые, золотые. Эти самые жильцы знаменитые пловцы! (Аквариум.)
  5. Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)
  6. Что за чудо, желтый дом, ребятишек много в нем, носит обувь из резины и питается бензином? Знает и любой дошкольник, что зовут автобус – (“Школьник”).
  7. Это старый наш знакомый, он живет на крыше дома, длинноносый, длинноногий, длинношеий, безголосый, он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист.)
  8. У песочных ям, у горы крутой, стоит великан с железной рукой. (Экскаватор.)
  9. Я шариком пушистым белею в поле чистом. А дунул ветерок-остался стебелек. (Одуванчик.)

Хорошо, вы отгадали все загадки. А смогли бы вы их отгадать, если бы в них не было имен прилагательных? (Нет.)

Работа с портретом девочки “Прилагательное” (См. Приложение).

Вопросы для беседы:

  1. Почему девочка “Прилагательное” имеет папу “Существительное”?
  2. Какие отношения у дочери и отца?
  3. Чем дочь похожа на папу?
  4. В чем папа помогает дочери?

Давайте теперь переведем эти отношения на язык науки. Перед вами “Маршрутный лист” нашего путешествия, в нем вы найдете первое задание. Заполните пропуски. Молодцы. Путешествуем дальше. Нам не обойтись без умных книг. И такая книга – ваш первый помощник на уроке. Это учебник русского языка. В нем вы найдете все об имени прилагательном. Но есть еще и другие умные и полезные книги. Посмотрите на нашу выставку. Какие книги еще помогают нам учиться и много знать? (Обзор книжной выставки, словари всех видов, журнал “Веселый Грамотей”.)

Учащиеся представляют выставку:

  1. “Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание.” (Изд. М., АСТ, Астрель, Хранитель, 2004 год).
  2. С. И. Ожегов “Словарь русского языка” (Изд. М., “Оникс”, Мир и Образование, 2007 год).
  3. Орфографический словарь русского языка для школьников (Изд. “РИПОЛ классик”, 2007 год).
  4. Толковый словарь русского языка для школьников (Изд. “РИПОЛ классик”, 2007 год).
  5. Словарь трудностей русского языка для школьников (Изд. “РИПОЛ классик”, 2007 год).

Спасибо, ребята за интересный рассказ о словарях! Вы можете использовать в своей учебе эти умные книги. Ну, а теперь настало время показать свои знания в правописании словарных слов. (2-е задание маршрутного листа.) Молодцы! Дальше в путь!

Вы, наверное, устали? Что за путь-дорога без отдыха? Смена видов заданий – это тоже отдых. Выступление учащихся из рубрики “Знаете ли вы что…”

  1. Первый пассажирский самолет с ванной комнатой на борту начал совершать рейсы в 1919 году.
  2. Парк “Сокольники” – один из старейших в городе Москве, он в 4 раза больше лондонского Гайд-парка. Территория “Сокольников” 600 га.
  3. Самая длинная плетеная булка – 9,2 м. была выпечена в городе Акапулько (Мексика) в 1996 году.
  4. Самое большое число имеет название центильон. Это единица с шестьюстами нулями.
  5. В средние века помидор считался ядом. В 1776 году повар Джеймс Бестли пытался отравить Джорджа Вашингтона, подав ему жаркое, обильно украшенное помидорами.
  6. Блюда из домашней говядины появились в Греции 6,5 тыс. лет до н. э.
  7. Российские петухи породы “Юрловская голосистая” – самые голосистые в мире!
  8. Южноамериканская курица породы “Араукача” – несет зеленые яйца.
  9. Из всех богов древних египтян самым умным считался Тот.
  10. Самая большая книга находится в Америке. Ее высота – 3 метра, толщина – 1 метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.
  11. Самый короткий алфавит у финнов и итальянцев – 21 буква.
  12. Самая маленькая русская книга “Сборник басен И. А. Крылова”, была отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга меньше спичечной коробки в несколько раз.
  13. Самая редкая и уникальная книга – “Золотой Коран”. Копия на золотых пластинах высшей пробы была изготовлена на Московском Монетном Дворе в 2006–2007 гг.

Спасибо за интересную и познавательную информацию. Идем дальше.

Ребята, как вы трудились над своими словариками покажет выставка “Лучшие ученические словари” (обзор).

А теперь 3-е задание в маршрутном листе.

Есть в нашем городе “Прилагательном” один малоисследованный уголок. Здесь можно найти все – от цвета, запаха и вкуса, до разнообразных свойств и веществ, от характера человека до явлений окружающей действительности. Именно на этой поляне, в этом уголке мы и найдем три заветных домика. Работа с домиками (см. приложение).

А теперь игра-отдых “Хитрые перебежчики”. Золотые руки, золотой перстень, золотое сердце; серебряный голос, серебряная ложка; медвежья походка, медвежья шуба, медвежья берлога. Распределить данные словосочетания по разрядам прилагательных (качественные, относительные, притяжательные), работа устная.

Работа по картинкам (см. Приложение).

4-е задание в маршрутном листе.

Игра-пауза “Портреты-загадки” (можно сочинить об учениках конкретного класса). Примеры к данному уроку:

  1. Этот мальчик – просто класс! Очень сильный он у нас! Много улыбается, боксом занимается, догадались, верно, да? Этот мальчик – Шахмурза.
  2. Ростом небольшой, мальчишка озорной. Учиться он старается, подолгу занимается, как отрядный командир он со всем справляется (Аслан).
  3. Тихий, скромный и опрятный и на вид всегда приятный. Много он читает, грамоту он знает (Сахил).

Молодцы, вы всех узнали. Если есть желание, дома попробуйте сочинить свои портреты– загадки. Идем дальше. Внимание на доску. Так как мы находимся в сказочном городе, то здесь могут происходить самые невероятные события. Нас с вами хотят запутать. Что это за стрелки и указатели? (Работа с картинками см. Приложение).

Звучит завораживающая восточная музыка. Появляется джин (мальчик в чалме и костюме джина).

Ребята, а мы ведь действительно с вами в настоящей сказке оказались, вот и джин, что же ему от нас нужно? (Джин рассказывает сказочную историю и просит помощи у учеников.) Давайте поможем джину. Соблюдая правила дворцового этикета нужно обратиться к султану с просьбой помочь джину. (Устное составление письма с использованием картинки см. приложение). Завершающая работа по двум оставшимся картинкам (“Продолжение следует”, “Умный мальчик”).

Итог урока. Домашнее задание. Обмен впечатлениями по путешествию, выполнить задание № 5 в маршрутном листе.