“Встречают по одёжке,
а провожают по манерам”
Цели классного часа:
- Помочь ориентироваться в современном обществе, смотреть в будущее.
- Познакомить с национальными традициями других стран.
- Прививать чувство коллективизма.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, парты расставлены в виде “лодки”.
Раздаточный материал: тест, слова для гидов, пряжа.
Ход занятия
Звучит зарубежная мелодия, идут слайды с изображение архитектуры других стран.
Классный руководитель:
Ребята, вы сейчас видели на экране архитектурные сооружения, слышали музыкальный фрагмент, сможете ли вы определить тему сегодняшнего занятия?
(Учащиеся определяют тему классного часа)
Классный руководитель:
Да, совершенно верно, тема сегодняшнего занятия “Путешествие за границу”.
В последние годы многие получили возможность выезда за границу. Я, считаю, что сегодня вы глядите далеко в будущее. Время работает на вас.
Давайте представим, что нам с вами, как лучшей группе, дали приз – круиз за границу. Мы немного помечтаем и проверим, готовы ли мы к путешествию?
Сейчас я предлагаю ответить вам на тест. Не относитесь к нему очень серьёзно, в тесте много шуточных вопросов.
ТЕСТ
1. Что вы делаете, если вам предстоит отправиться в путь:
а) собираетесь в дорогу,
б) мечтаете о путешествии,
в) испытываете какой-то смутный страх.
2. Что бы вы сделали, если бы вам предстояло отправиться в Японию?
а) узнали бы, есть ли опасность
землетрясения,
б) целый месяц питались бы традиционной японской
пищей,
в) купили бы разговорник и учили слова.
3. Аделаиджа – это…
а) женское имя,
б) город в Австралии,
в) название музыкального произведения.
4. Вы приехали в аэропорт, а вылет отложили до следующего дня. Что вы будете делать?
а) останетесь в здании аэропорта,
б) возвратитесь домой.
5. Когда вы путешествуете, какое обычно у вас бывает выражение лица:
а) спокойное, даже несколько
отрешённое,
б) величественное, торжественное,
в) простодушное, наивно-любопытное.
6. Один ваш приятель рассказывает, что был за рубежом и путешествовал вместе с … катамараном. Вы думаете:
а) это какой-то корабль,
б) как бы вы радовались, если были бы вместе с
приятелем,
в) наверняка он купил какую-то экзотическую
птицу.
7. Если вы полетели через океан и вас предупредили о сложности адаптации к смене часовых поясов, то:
а) вы бы сохранили спокойствие,
б) более подробно расспросили бы, о чём идёт речь,
в) считали бы, что всё будет хорошо.
8. Представьте, что ваша супруга ухаживает за почтовыми голубями на балконе:
а) вы бы постоянно заботились о их
кормлении,
б) купили бы книги по уходу за голубями,
в) отчаялись бы от того, что они никак не улетят
навсегда, а всякий раз возвращаются.
9. Вы попали в незнакомый город, у вас украли сумку. Вы расстроены, потому что:
а) остались без денег,
б) не запомнили адрес своей гостиницы,
в) вместе с сумкой потеряли карту города.
10. Каково ваше рекордное время для сбора чемодана:
а) 20 минут для дальнего путешествия,
б) 3 часа, чтобы провести месяц на побережье,
в) вы неделю собираетесь, чтобы уехать на
выходные дни.
11. Вы предпочитаете путешествовать:
а) самолётом,
б) на машине,
в) на чём угодно, лишь бы добраться до места.
12. По лотерее вы выиграли средиземноморский круиз:
а) решаете использовать путешествие
для работы,
б) покупаете летние костюмы,
в) хотите заменить выигрыш на деньги.
13. Вы считаете, что путешествие на байдарке с друзьями:
а) испортит и самые хорошие дружеские
отношения,
б) только укрепит дружбу,
в) такой проблемы нет, вы путешествуете в
одиночку.
14. Если бы вы решили поехать на Огненную Землю, то потому что:
а) там холодно,
б) там жарко,
в) хотели бы познакомиться с коренными жителями.
Классный руководитель:
Теперь посчитайте результаты, и напоминаю вам, что к результатам теста не стоит относиться всерьёз.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
А |
3 |
1 |
1 |
2 |
0 |
3 |
1 |
0 |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
Б |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
0 |
В |
0 |
0 |
0 |
3 |
1 |
0 |
3 |
3 |
1 |
3 |
0 |
0 |
3 |
3 |
Менее 9 очков – вы домосед, вам неприятна даже мысль о подготовке к поездке, дороге, неустроенности. Так что путешествие едва ли доставит вам удовольствие.
От 9 до 14 очков – для вас путешествие – это отдых. Таким образом, вы “убегаете” от стресса, от необходимости расписывать жизнь по минутам. У вас нет страсти, открывать новые миры, просто сменить обстановку. Вы знаете, зачем вы путешествуете, но не знаете, чего хотите на самом деле. Вы “организованный” турист.
Более 15 очков – есть ли у вас страсть к путешествиям? Такой вопрос вообще не стоит, у вас это в крови. Вы стремитесь к трудностям. Вы испытываете удовольствие оттого, что сами планируете свой маршрут. Вы можете стать индейцем с Амазонки или охотиться с племенем масае в Кении – везде вы будете чувствовать себя как дома.
Классный руководитель:
Каждая страна имеет свои национальные традиции. Обычаи и старинная мысль о том, что в “чужой монастырь со своим уставом не лезут” сохраняет некую долю истины и часто помогает правильно сориентироваться в нужной среде. Информацию, которую вы получите сейчас, позволит узнать и понять некоторые национальные и психологические особенности различных стран, поможет вести себя в каждой стране сообразно её правилам.
Поэтому я приглашаю вас в небольшое путешествие. Но для начала определим цель нашего путешествия (учащиеся определяют цель).
Итак, наш самолёт отправляется в Австралию, где нас уже ожидает гид.
Австралия.
(Слайды с архитектурными сооружениями и фотографией гида. Гид читает текст)
Оказавшись в австралийском аэропорту и направляясь к таможенной стойке, обратите внимание на огромные мусорные баки с надписями, призывающими вас расстаться с взятыми с собой на всякий случай консервами, колбасой и т.д. Знайте, что даже огрызок яблока или недоеденный сандвич могут обойтись в 50 тысяч долларов штрафа. В Австралии обилие недорогой, вкусной и экологически чистой воды. Не ходите с непокрытой головой – здесь солнце слишком яркое и радиоактивное.
Австралийцы очень любят спорт и беседы о нём. Вы должны поддерживать разговор о скачках; футболе; другая широко распространённая тема беседы – отдых. Расскажите вашим собеседникам, как вы отдыхаете у себя дома, это вызовет неподдельный интерес к вам.
Австралийцы – винная нация. Во время беседы можно подчеркнуть высокие качества австралийских вин, особенно красных. В Австралии в отличии от других стран, и деловым людям можно одеваться просто, – как и кому удобно. Вот только не приходите в гости с пустыми руками – захватите хотя бы бутылку вина.
Классный руководитель:
Замечательная страна, а мы с вами продолжаем путешествие на корабле, и отправимся не в менее интересные места – Арабские страны.
(Идет показ слайдов, гид читает текст).
Арабские страны.
Немаловажным в этих странах являются соблюдение и уважение местных традиций. Во время переговоров хозяева угощают вас кофе. Он очень крепкий, без сахара, с большим количеством кардамона. Выпив чашку, вы отдаёте её хозяину, и он тут же опять наливает в неё кофе. Так может продолжаться до тех пор, пока вы не перевернёте чашку вверх дном. В традициях арабской беседы – время от времени, вставлять “как здоровье”, “как дела”, но это не означает, что вы должны подробно рассказывать о своём здоровье.
Классный руководитель:
Какой интересный обычай! Я, думаю, что в следующей стране мы тоже узнаем что-нибудь интересное. А сейчас, нас с вами ожидает поезд, и любезно предоставленный для нашего дружного коллектива – вагон. Мы отправляемся в Великобританию.
Великобритания. (Идут слайды, гид читает текст).
В деловых английских кругах очень строго относятся к подаркам. Только очень немногие вещи можно считать подарком, а не взяткой. Это календари, записные книжки, зажигалки, а на Рождество – алкогольные напитки. Другие товары рассматриваются как средства давления на партнёра. В Англии манера держаться за столом так же важна, как и во Франции. Никогда не кладите руки на стол, держите их на коленях. Не перекладывайте приборы из одной руки в другую, нож должен находиться всё время в правой руке, а вилка в левой.
Классный руководитель:
В Германию мы с вами отправимся на автобусе. Славится Германия старинными замками и очень пунктуальными людьми. (Идут слайды, гид читает текст).
Германия. Если на ваших глазах заперли на замок телефон или ксерокс, не воспринимайте это как акцию, против вас, это просто немецкая бережливость – телефон стоит дорого. Наши бизнесмены обычно приезжают с подарками, но ожидать ответных презентов не стоит. Чаевые в ресторане или кафе можно не давать – они уже заложены в стоимость вашего обеда.
Классный руководитель:
Продолжим наше путешествие дальше, и я прошу занять ваши места в автобусе. Мы направляемся во Францию.
(Идут слайды, гид читает текст)
Франция.
Если вы приглашены на ужин, следует прийти на четверть часа позже назначенного времени. Принесите с собой подарки. Во Франции к официанту обращаются “гарсон”, к официантке – “мадемуазель”. Не заставляйте официанта долго ждать, выбирая меню. Призывая официанта, не хлопайте в ладоши, тем более не стучите ножом по стакану.
Классный руководитель:
А вот в следующую экзотическую страну, мы с вами отправимся на необычном виде транспорта – воздушном шаре. И хотя корзина не очень большая, мы с вами потеснимся, правда?
(Идут слайды, гид читает текст)
Япония.
Непременное условие знакомства – визитная карточка. В знак уважения внимательно прочитайте её и держите двумя руками. Всегда внимательно выслушайте точку зрения собеседника до конца, не перебивайте и не делайте замечаний. Если японец во время беседы кивает головой, то это совсем не означает, что он согласен с вами, а только то, что он понял вас. При встрече не протягивайте японцу руку для рукопожатия. Лучше всего – вежливый поклон. Если вас пригласили в ресторан – обратите внимание на вашу обувь и носки, – вам предстоит разуваться. Будьте осторожно в выборе цветов: не зная цветочной символики, вы легко можете попасть впросак. В Японии, получив подарки, не следует их распаковывать в присутствии дарителя.
Классный руководитель:
Действительно, необычная страна! А вот в Италию, мы с вами отправимся на экстремальном виде транспорта – ракете.
(Слайды, гид читает текст)
Италия.
Итальянцы очень гордятся своей историей и искусством, поэтому проявите уважение и знания в этой области – это позволит быстро создать тёплую атмосферу. В случае возникновения спорных вопросов – итальянцы идут на компромисс. Не скупитесь на чаевые и не вздумайте сами нести ваш чемодан. Спагетти ешьте, навёртывая их на зубцы вилки. Мужчины будьте щедры на поцелуи рук.
Классный руководитель:
Жаль, что мы не успеваем попробовать итальянских спагетти, ведь нас уже ожидает воздушный шар и пляжи Турции. (Слайды, гид читает текст)
Турция.
Турки любят дарить и получать подарки. Любой приём завершается вручением небольших сувениров. Никогда не приходите на встречу с турками, не располагая запасом времени. Деловому разговору будет предшествовать “сохбет” – разговор о том, о сём, чай или кофе.
Классный руководитель:
Не хочется прощаться с солнечной Турцией, но впереди у нас с вами ещё одна страна – Китай. Я прошу вас пройти к трапу самолёта, и занять свои места.
(Слайды, гид читает текст)
Китай.
В китайском обществе одеваются очень просто, костюм с галстуком обязателен лишь на официальных приёмах. В случае, если к столу подаётся рисовое вино (шаосинь), пить его нужно после тоста. Бокал держать в правой руке, левой поддерживают, ответный тост – “чанбей” (осушите бокал) и “свати” является обычной практикой. Почётный гость должен первым попробовать новое блюдо и вставать из-за стола. Не подрывайте авторитет старшего по положению китайца, обращаясь с вопросом к его подчинённому, отвечайте как можно быстрее на все вопросы.
Классный руководитель:
Вот и закончилось наше путешествие. За короткий период времени мы побывали с вами в девяти странах. Где бы вы, не были, в какую страну не поехали, вы должны быть достойным представителем своей страны и предельно внимательным к обычаям и традициям той страны, где вы находитесь. Мы с вами вернулись в родной колледж.
Скажите, понравилось ли вам наше путешествие? Узнали вы что-то новое? Достигли мы с вами поставленной цели? (учащиеся дают ответы)
Вы обратили внимание на то, как сегодня подготовлен кабинет? Существует поговорка: “Плыть в одной лодке”. Вот сегодня мы и оказались в одной лодке. И наше путешествие будет длиться ещё 3 года. Необходимо, чтобы эта лодка была очень крепкой и надёжной. А это значит, что мы должны верить и доверять друг другу, чтобы ни один член нашего экипажа не оказался за бортом. Я предлагаю скрепить нашу лодку символическим “канатом” (натягивается нить по всему периметру парт, за которыми сидят обучающиеся), который будет нам всегда напоминать, что мы плывём в одной лодке. Большое спасибо за работу!