Открытый урок "Времена года"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • систематизировать имеющиеся знания детей о временах года;
  • сформировать представление о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

  • приобщение учеников к природе путем живописи, поэзии и музыки;
  • расширить кругозор учащихся;
  • развивать мышление, наблюдательность, речь;
  • воспитывать любознательность, взаимоуважение, интерес к окружающему миру.

Оборудование и материалы:

  • мультимедийная презентация по теме "Времена года", компьютер,
  • мультимедийный проектор.
  • Репродукция картины И.И.Левитана "Золотая осень".
  • Дети работают в группах, на головах шапочки-полоски, символизирующие
  • "Времена года".
  • В роли времен года, участвуют родители учеников.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь. Садитесь.

2. Определение темы и постановка целей урока.

- Ребята, а любите ли вы путешествовать? (Да)

- Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие.

- Мы поговорим о явлениях природы. Будем слушать музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, рассматривать репродукцию картины художника И.И.Левитана, читать стихи известных русских поэтов.

- Как вы думаете, какая же тема нашего урока? (Времена года) (Приложение 1)

- А, как вы догадались? (По шапочкам)

- А, что на них изображено? (Снежинки, листочки, цветы, солнышко:)

-А на чём мы отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку:

"Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок." (поезд)

- Молодцы, правильно!

- Итак, все готовы? Сели поудобнее. Отправляемся в путь!

(Звучит песенка "Голубой вагон")

3. Работа по теме урока.

1 СТАНЦИЯ

(появляется осень)

Учитель: Мы прибыли на первую станцию. Нас встречает хозяйка этой станции, а как её зовут, вы узнаете, отгадав загадку:

"Яркая, нарядная,
Дождливая, прохладная.
Птиц в стаи собирает,
И на юг провожает." (Осень)

- Молодцы, ребята! Конечно же, это Осень!

Осень: Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть Вас у себя в гостях.

Учитель: Мы тоже очень рады. Приглашаем тебя с нами в увлекательное путешествие. Садись, пожалуйста.

- Ребята, а знаете ли вы, что у осени есть три брата? Кто мне скажет, как их зовут?

(Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Давайте представим, что мы идем по осеннему лесу, а под ногами шуршит разноцветный ковер.

- Как вы думаете, какое природное явление бывает только осенью? (Листопад.)

- А почему оно так называется?

- Правильно, это природное явление называется листопадом, от слов листья падают.

- Какие ещё природные явления бывают осенью?

Учитель: Осень, ребята приготовили тебе в подарок стихи.

- Давайте послушаем, как поэты воспевают красоту осенней природы.

(дети читают стихи, подготовленные дома 2 человека)

1.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.
(А.С.Пушкин)

2.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
(Иван Бунин "Листопад". Отрывок).

Осень: Спасибо! Я вижу, вы много стихов про осень знаете.

- Ребята, я несла вам в подарок такую красивую картину, но ветер проказник вздумал поиграть, дунул, и картина рассыпалась на части. Помогите мне её собрать.

- Поможем, ребята? (Да)

(Дети собирают картину Исаака Ильича Левитана "Золотая осень").

Осень: Посмотрите, получилась эта картина? Молодцы! Спасибо вам за помощь.

Учитель: Эту картину написал замечательный художник Исаак Ильич Левитан.

Как вы думаете, как он её назвал? (Золотая осень)

Почему вы так решили?

Осень: Я хочу подарить Вам эту картину на память.

Учитель: Большое спасибо. Оставайся Осень с нами.

- Какое же природное явление бывает только осенью?

- Продолжаем наше путешествие и отправляемся дальше.

(Звучит песенка "Голубой вагон").

2 СТАНЦИЯ

(появляется Зима)

Учитель: И попали мы во владения другой хозяйки. Давайте отгадаем её имя.

"Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрылось серебром." (Зима)

- Молодцы, ребята! Конечно же, это Зима!

Зима: Правильно, ребятки! Я, Зима. Я очень рада видеть Вас у себя в гостях.

Учитель: Мы тоже очень рады. Приглашаем тебя с нами в увлекательное путешествие. Садись, пожалуйста.

Учитель: - У Зимы тоже есть три брата. Кто самый смелый и назовёт мне, как их зовут? (Декабрь, январь, февраль)

Учитель: Молодцы! Правильно.

- Кто из вас знает, какой брат год кончает, а какой начинает?

- Какое самое яркое явление зимней природы вы знаете? (Снегопад)

- Что особенно красиво при снегопаде?

- Какие ещё природные явления бывают зимой?

Учитель: Зима, ребята приготовили тебе в подарок стихи.

- Давайте послушаем, как поэты воспевают красоту зимней природы.

(дети читают стихи)

1.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(А.С.Пушкин "Мороз и солнце". Отрывок).

2.

Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит.
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
(Федор Иванович Тютчев)

Зима: Спасибо! Вы меня очень порадовали.

Зима: - Скажите а, какой праздник мы будем скоро отмечать? (Новый год)

- А, что вы наряжаете под Новый год? (Ёлку)

- Помогите, пожалуйста, и мне нарядить ёлочку, чтобы в моём лесу было красиво.

- Поможем, ребята? (Да)

(ребята наряжают ёлку игрушками, выполняют аппликацию)

Зима: Молодцы! Очень красивые получились ёлочки. Обязательно отнесу их Деду морозу. Спасибо вам, ребята, я была рада с вами познакомиться.

Учитель: Оставайся Зима с ребятами.

- Какое же природное явление бывает только зимой?

- Молодцы! Правильно!

- Наш поезд отправляется дальше. Поехали!

(Звучит песенка "Голубой вагон").

3 СТАНЦИЯ

Учитель: Мы прибыли на следующую станцию, где нас ждут удивительные открытия.

Давайте послушаем музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского и пофантазируем.

(Звучит пьеса П.И.Чайковского из цикла " Времена года" (подснежник)).

- Какие картины представились в вашем воображении?

(журчанье ручья, раскаты грома, веселые капли дождя, сияние солнца)

- Кто же хозяйка этой станции? (Весна)

(появляется Весна)

Весна: Здравствуйте, ребятки! Меня зовут Весна. Я очень рада видеть Вас у себя в гостях.

Учитель: Мы тоже очень рады. Приглашаем тебя с нами в увлекательное путешествие. Садись, пожалуйста.

- Ребята, а кто из Вас знает, как зовут братьев Весны?

(Март, апрель, май)

- Ребята, какая птица весну открывает? (Грач)

(Грачи самые первые прилетают к нам с юга и начинают расхаживать по полям,

собирать червячков и личинок, которые могут уничтожить будущий урожай.)

- Какой цветок распускается весной первым?

- Что ещё происходит в природе с приходом весны?

(Снег тает, день становится длинней, набухают почки, прилетают птицы с юга.)

Учитель: Красавица Весна, ребята приготовили для тебя стихи.

- Давайте послушаем, как в стихах отражается красота весенней природы.

(дети читают стихи)

Самуил Яковлевич Маршак

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
Вот уж снег последний в поле тает...

Алексей Константинович Толстой

Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет;

Весна: Большое спасибо! Мне очень понравилось.

Весна: Я, очень торопилась на встречу с вами и рассыпала мои любимые пословицы.

Помогите, пожалуйста, мне их собрать.

- Поможем, ребята? (Да)

(дети собирают пословицы, каждая команда по одной)

Май весну кончает, лето начинает.
Потрудись весной - сытым будешь зимой.
Вода потекла, весну принесла.
Весенний день - что ласковое слово.

Учитель: - Как вы их понимаете?

Весна: Вы меня очень порадовали.

Молодцы, большое спасибо! Я была рада с вами познакомиться.

Учитель: - Оставайся Весна с ребятами.

- Какие же природные явления бывают весной?

- Молодцы! Правильно!

- Наш поезд отправляется дальше. Поехали!

(Звучит песенка "Голубой вагон").

4 СТАНЦИЯ

(появляется Лето)

Учитель: Мы прибыли на следующую станцию. Угадайте, чьи это владения.

"Она соткана из зноя
Несёт тепло с собою
Реки согревает,
"Купайтесь!" - приглашает." (Лето)

- Молодцы, ребята! Конечно же, это Лето!

Лето: Вы славные, ребятки, отгадали вы загадку. Да, я Лето Красное!

Я очень рада видеть Вас у себя в гостях.

Учитель: Мы тоже очень рады. Приглашаем тебя с нами в увлекательное путешествие. Садись, пожалуйста.

- Ребята, у Лета тоже есть три брата.

- Кто знает, как их зовут?

(Июнь, июль, август)

- А как меняется природа с приходом лета?

(ответы ребят)

Учитель: Лето Красное, ребята приготовили в подарок тебе свои рисунки.

Посмотри, пожалуйста.

Лето: Какие красивые! Большое спасибо!

Лето: Ребята, а вы любите разгадывать кроссворды?

Давайте все вместе разгадаем кроссворд и узнаем, что же я больше всего люблю?

Кроссворд:

1.

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём.
Ответ (Роса)

2.

Гаркнул гусь
На всю Русь.
Ответ (гром)

3.

Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
Ответ (Облако)

4.

Раскалённая стрела
Дуб свалила у села.
Ответ (Молния)

5.

Рогатый, а не бодается.
Ответ (Месяц)

6.

Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.
Ответ (Река)

Лето: Что же мне больше всего нравится, прочитайте?

Молодцы! Да, я, Лето Красное, люблю очень солнышко. Я была рада с вами познакомиться.

Учитель: Оставайся Лето с ребятами.

- Какой же самый яркий признак лета?

- Молодцы! Правильно!

4. Рефлексия.

- Наше путешествие подошло к концу.

- У кого же мы сегодня побывали в гостях? (У Времен года)

- Как их зовут?

- Какие самые характерные явления природы бывают осенью, зимой, весной, летом?

- Молодцы!

- Возвращаемся в школу.

(Звучит песенка "Голубой вагон").

- У вас есть два солнышка одно жёлтое, а другое красное.

- Если вам понравилось наше путешествие поднимите жёлтое солнышко, если нет - красное.

- Вы славно потрудились. Много знаете о временах года. И на память Времена года хотят подарить Вам раскраски.

Урок окончен. Всем большое спасибо.