Взаимодействие психолога и логопеда в образовательном учреждении по развитию мотивации учащихся начальных классов

Разделы: Школьная психологическая служба, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Мотивация – есть специфический вид психической регуляции поведения и деятельности. Таким образом, в наиболее широком смысле мотивация определяет поведение и обучение.

Мотивация – это процесс выбора между различными возможными действиями, регулирующий, направляющей действия на достижения специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность.

Если сказать еще короче, мотивация объясняет целенаправленность действия.

Учебная мотивация определяется , как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения.

Из чего состоит учебная мотивация:

  • Социальные мотивы.
  • Мотивы престижа.
  • Мотивы благополучия.
  • Мотивы избегания.
  • Мотивация содержанием деятельности.
  • Мотивация процессом деятельности.

Основными факторами, определяющие учебную мотивацию являются:

Субъективные

  • Интересы, установки ученика;
  • Внешний вид учителя;
  • Личностные качества учителя.

Объективные

  • Стратегии педагогического взаимодействия;
  • Технологии обучения;
  • Совместимость учителя и учащегося;
  • Соответствие методики обучения индивидуальным особенностям;
  • Содержание учебного материала;
  • Организация учебной деятельности, включающей три основных этапа: мотивационный, операционально – познавательный, рефлексивно – оценочный;
  • Коллективные формы учебной деятельности;
  • Оценка учебной деятельности;
  • Стиль педагогической деятельности.

В структуре учебной мотивации уже традиционно выделяют внутренние (познавательные мотивы) и внешние (социальные).

Уже не вызывает сомнений тот факт, что учебная деятельность развивается по разному в зависимости от доминирования внутренней или внешней мотивации. Конечно, для развития личности ученика наиболее благоприятным является преобладание именно внутренней мотивации учебной деятельности.

Методы стимулирования и мотивация – это группа методов, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых.

Методы стимулирования можно разделить на две подгруппы:

1 подгруппа

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению

Воздействие осуществляется на эмоциональную сферу, направлено на формирование необходимых навыков в управлении своими чувствами, понимание своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.

  • Создание ситуаций новизны, неожиданности, актуальности
  • Познавательные игры, драматизации и театрализации
  • Дискуссии
  • Анализ жизненных ситуаций успеха в обучении
  • Пробуждение эмоциональных нравственных переживаний

2 подгруппа

Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности

Воздействие осуществляется на волевую сферу, направлено на развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, формирование умений владеть собой, совершенствование навыков самостоятельного поведения.

  • Разъяснение личной и общественной значимости учения
  • Требование
  • Упражнение
  • Поощрения
  • Наказания

Сегодня мы хотели бы остановиться на том, что побуждает человека (ученика) к деятельности.

Мотивировать – это означает затронуть важные интересы, создать ребенку условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого как минимум ребенок должен :

  • Быть знаком с успехом (успех – это реализация цели) необходимо вместе сформулировать цели, в достижении которых он лично заинтересован;
  • Иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде;
  • Ощущать свою значимость.

У детей , которые поступают в школу, имеются широкие социальные мотивы, связанные с потребностью приобрести новый статус у окружающих, а именно положение школьника, и стремление выполнять связанную с этой позиции серьезную, общественную значимость деятельность.

Но кроме того, у детей есть не менее развитые познавательные интересы.

Первое время и те и другие мотивы обеспечивают, ответственное отношение ребенка к учению. В первом и втором классах такое отношение не только продолжает сохраняться, но даже усиливается и развивается.

К третьему и четвертому классам потребность в позиции школьника оказывается уже удовлетворенной и положительное отношение детей к учению снижается.

Переломным этапом, как правило , является третий класс.

Низко мотивированные дети входят в группу риска, которые занимаются с логопедом и психологом на индивидуальных и групповых занятиях.

Мотивационная сфера зависит от возраста, состояния, типа ведущей деятельности и от потребностей.

Немаловажное значение для мотивационной сферы имеют индивидуальные особенности человека.

Психолог и логопед учитывают стратегии мыслительных процессов мальчиков и девочек.

Одна из групп детей с низкой мотивацией – это дети перенесшие заболевания и травмы матери во время беременности, травмы полученные во время родов, любые заболевания младенцев с высокой температурой и приемом сильно действующих лекарств.

В начальной школе ЦО №1329 создана спокойная, доброжелательная атмосфера, для работы с детьми над развитием устной и письменной речи и всеми психологическими процессами (памяти, внимания, восприятия, мышления и пространственных представлений).

На занятиях психологом и логопедом применяется побудительно – оценочный метод, который реализуется в практически – действенном варианте, сопровождаемым, доступным для ребенка словесным поощрением (хорошо, верно, молодец) и материальным (игрушки, фишки, флажки, звездочки, знак плюс, наклейки и др.)

В начальных классах с возрастными изменениями с появлением реальных результатов, все большее место занимает информационные и стимулирующие методы развития и воспитания, опирающиеся на интеллектуальные и речевые возможности воспитанников (беседы, встречи, консультирование, поощрение, доверие привлечение средств искусства и литературы).

Составлена база данных по детям группы риска начальной школы. С этими детьми проводятся групповые и индивидуальные занятия. Учащиеся с большим удовольствием работают и в парах – это позволяет развивать самостоятельность, инициативность, ответственность, чувства товарищества, партнерства, готовность к взаимопомощи.

Одним из методов работы с детьми по повышению уровня мотивации, снижению тревожности и развитию речи является релаксация. На занятиях используется:

  • Массаж (совместная работа с массажистом дает возможность расслабление мышц у учащихся);
  • Самовнушение;
  • Аутогенная тренировка;
  • Мышечная релаксация;
  • Статические упражнения;
  • Дыхательная техника.

Использование в работе волшебной, прекрасной, завораживающей сказки об успешных героях, помогают нам и нашим детям стать успешнее в учебе и в жизни. А разве – это не мотивация?

Через сказки мы учимся преодолевать барьеры, находить выход из трудной ситуации, учимся верить в себя, в силу добра и справедливости.

Сознательно или бессознательно, но мы всегда стремимся осуществить задуманное нашей душой.

Все начинается с мечты, желания и намерения.

Все формы направленности личности являются мотивами ее деятельности. Школьник проходит все эти этапы начиная от простого к сложному. Психолог и логопед на своих занятиях использует схему развития учащихся.

В нашей работе важно УВЛЕЧЬ ребенка. Для этого мы применяем различные упражнения по развитию дыхания. Например: бабочки, свечи, кружки с горячим чаем, “Кот в сапогах” и т. д.

Для стимулирования мотивации и развитие речевых процессов проводится пальчиковая гимнастика, для развития мелкой моторики с использованием Лего – технологий. Это связано с тем, что речевая зона находится рядом с зоной мелкой моторики.

Чтобы вызвать ЖЕЛАНИЕ у ребят работать над звуками рассказывается сказка “Веселый язычок”.

При постановке звуков применяются : логопедические зонды, соски, игрушки, индивидуальные зеркала.

Разновидностью практического метода обучения являются схемы, муляжи, разрезная азбука, использование дидактических, развивающих, коррекционных упражнений и занимательных игр: “Цветные слова”, “Улитка”, “Филлворд”, “Кирпичная стенка”, “Загадки времен года” и др.

Эти же методы выступают, как стимуляция и активизация познавательной деятельности детей.

На занятиях, для мотивации учащихся, мы используем наглядность и даем возможность ребенку быть в роли учителя – логопеда.

Работа у доски дает ребенку уверенность, смелость и позитивную мотивацию на учебную деятельность, приносящую удовлетворение и повышающую самооценку

При СТРЕМЛЕНИИ, одного из компонента направленности личности, мы используем правильный показ, к чему ребенок должен стремиться. При совместной работе логопеда, психолога, учителя, воспитателя, медиков и родителей, обязательно будет положительный результат.

При этом ребенок переходит на следующую ступень, у него появляется ИНТЕРЕС подкрепленный выработанными и закрепленными навыками.

Ребенку ставятся уже более сложные задачи – идти к речевому ИДЕАЛУ.

Участие в конкурсах чтецов, в концертах , в спектаклях и других мероприятиях.

В результате положительных достижений в устной речи детей учитель – логопед переходит на более сложный этап, на письменную речь.

Используются логопедические тетради с различными интересными заданиями, развивающими упражнениями.

На данном этапе формируется начало МИРОВОЗЗРЕНИЯ ученика, которое будет развиваться в старших классах и складывается система взглядов к окончанию школы.

Ребенок начинает понимать и УБЕЖДАТЬСЯ на примерах, что ему необходимо работать, для того, что бы грамотно излагать свою устную и письменную речь.

Для повышения мотивации психологом и логопедом используется специальный инструментарий: сборники слайдов, диски, анимированные картинки, все это концентрирует внимание детей, облегчает усвоение и запоминание материала, делает занятия наглядным и интересным.

Представленный материал можно использовать для самостоятельной работы учеников с родителями, мы советуем речевые и психологические игры, которые находятся в системе Online. Каждая мать и каждый отец хотят научить ребенка быть успешным в жизни и сделать его радостным, здоровым, творческим, счастливым.