Урок русского языка в 4-м классе по системе Л.С. Занкова "Как определить спряжение глаголов с безударными личностными окончаниями"

Разделы: Начальная школа


Цель: знакомство со способом определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Задачи:

  • Познакомить детей со способом определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.
  • Способствовать формированию навыка правописания безударных окончаний глаголов.
  • Продолжить работу над формированием орфографической зоркости.
  • Способствовать развитию интереса к русскому языку через занимательный материал, используемый на уроке.

Оборудование: карточки «образец написания строчной буквы е», слова «негодовать», «негодяй», ватман, фломастеры,толковый словарь Ожегова, орфографические словари на каждую парту, таблички «спряжение глаголов» для инд.работы, таблички «окончания глаголов 1 и 2 спряжения»,

Раздаточный материал: «Сказка о том, как Глагол-инфинитив глагольчикам помог».

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

– Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, название дня недели, вид работы.
– Сразу обращаю внимание «флажков» на дополнительное задание: ТПО стр.29-30

2. Фиксирование изученного материала

Словарная работа:

На ватмане записаны слова: ж_ле, б_кас, д_бют, вмест_,  д_серт, п_сок, с_р_бро, тр_вога, п_нал, м_талл.

– Значение какого слова вам непонятно?
– Проверьте слова по словарю, вставьте пропущенные буквы.

Дети вставляют пропущенные буквы на ватмане.

Что объединяет все эти слова? (Безударный гласный в корне обозначен буквой е)
– Какую работу выполняет эта буква в данных словах? (Указывает на мягкость согласного звука)

Минутка чистописания:

На доске карточка со строчной буквой е.

– Вспомните, как пишется эта буква, пропишите её в тетради правильно и аккуратно.
– В словарном слове, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, встретится не только безударный гласный, обозначенный буквой е. Прочтите это слово: негодовать.
Назовите орфограммы гласных звуков, которые встретились в этом слове. (Безударный гласный во втором и третьем слоге обозначен буквой о)
– Запишите соединение букв ео в тетради.
Объясните лексическое значение слова «негодовать».
А кто такой «негодяй»? Что можно сказать об этих словах?

Разбор слова по составу.

– Разберите слово «негодовать» по составу. (Ученик работает у доски)

Назовите правильно орфограммы гласных звуков, которые встретились в этом слове. (Безударный гласный в корне, безударный гласный в суффиксе)
Прочтите ещё раз слово, определите, какой частью речи оно является. (Это – глагол)
Докажите, что данное слово является глаголом. (Слово негодовать отвечает на вопрос «Что делать?» и обозначает действие предмета)
Что ещё мы знаем о глаголе? (Глагол имеет грамматические значения времени, лица, числа, а в прошедшем времени изменяется по родам)
Определите грамматические значения глагола «негодовать». (Мы не можем этого сделать, поскольку этот глагол стоит в неопределенной форме)
– Что такое – неопределённая форма глагола? (Это начальная форма, от основы которой при помощи суффикса или без него образуются другие грамматические формы)
По какому признаку вы определили, что это – глагол-инфинитив? (По суффиксу ТЬ)
– Какие ещё суффиксы указывают на неопределённую форму глаголов?

Работа на доске (вызываю слабых учеников) и в тетради.

– От данных глаголов-инфинитивов образуйте глаголы в прошедшем времени, в единственном числе мужского рода.

Синеть –
Бледнеть –
Вступать –
Ехать –
Писать –
Клеить –

Какую ещё орфограмму необходимо отметить в слове «негодовать»? (Частица не с глаголами пишется отдельно, кроме слов, которые без не  не  употребляются. В глаголе «негодовать» не – это часть корня)

Физминутка

– Сейчас мы проверим, как вы усвоили данный материал. Я называю глаголы. Если глагол пишется отдельно с частицей не, вы приседаете. Ну а если нет, то вместе – встаёте на носочки и потягиваетесь.

Неволить, не танцую, не пою, не дерусь, не плачу, негодует, немеет, не грустим, не ссоримся, ненавидит, неваляшка.

Почему же вы ничего не сделали? (Потому что слово «неваляшка» – существительное)

3. Работа над новым материалом

Что нового о глаголе мы узнали на прошлом уроке? (Что глаголы спрягаются)
– А что такое «спряжение» глаголов? (Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением)
– Сколько спряжений имеют глаголы?
– По какому признаку мы разделяем глаголы на 1 и 2 спряжение? (По личным окончаниям)
1 команда выбирает карточки с л.о. глаголов 1 спряжения, 2 – с л.о. глаголов 2 спряжения. Пока они заняты этой работой, остальные ребята выделяют окончания глаголов в табличке

Ф.И.___________________________

Число Лицо 1 спряжение
Единственное 1-е
2-е
3-е
Иду, мою
Идёшь, моешь
Идё
, моет
Множественное 1-е
2-е
3-е
Идём, моем
Идёте, моете
Идут, моют
Число Лицо 2 спряжение
Единственное 1-е
2-е
3-е
Спешу, говорю
Спешишь, говоришь
Спешит, говорит
Множественное 1-е
2-е
3-е
Спешим, говорим
Спешите, говорите
Спешат, говорят

Какое правило поможет нам правильно написать окончание глагола? (Под ударением личные окончания глаголов пишутся так, как слышатся)

Письмо с доски

– Выпишите те глаголы, где нет сомнений в правописании окончаний.

Нес_шь, зна_шь, говор_шь, стро_те, бер_те, пиш_т.

– Зачитайте оставшиеся глаголы. Можно ли точно утверждать, какую гласную нужно вставить? Почему? (Потому что окончания безударные, сомнительное написание)

Постановка проблемного вопроса.

– Так что же нужно сделать, чтобы написать безударное окончание глагола без ошибки? Будем разбираться?
– Вначале ребята прочитают вам сказку. Помните: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
Замечательная сказка! Но вернёмся к нашему вопросу. Кто его помнит?
– Нам необходимо из этой сказочной истории добыть научную информацию и обработать её. Итак, как наш герой инфинитив определял место жительства глагольчиков с безударным окончанием? (По гласной букве перед суффиксом –ть)
– Мы ответили на наш вопрос или сказочную историю нужно ещё проверить?

Работа с учебником упр. 140 (2)

– Прочитайте глаголы в неопределённой форме.
– Сравните суффиксы в основах глаголов, что заметили? (Гласный в суффиксе под ударением)
– Можно ли определить спряжение этих глаголов? Как?
– Прочтите правило на стр. 93. Кто помнит, на какой вопрос мы пытались ответить? Мы ответили на наш вопрос?

5. Итог урока

– Скажите, что нового вы узнали на нашем уроке? Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

Оценки за урок.

6. Домашнее задание: правило на стр. 93, упр. 141

 

 

 

 

орфограммы

 

 

 

на ватмане

 

 

 

на доске

 

на доске

 

 

Показ

Карточка
Работа с толковым словарём.

Проверка

Указываю на орфограммы

На доске схему

 

 

 

 

 

 

Работа со сл. уч.

 

 

Проверка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работы на краешек стола.

 

 

 

 

 

Один ученик пишет за доской
Проверка

?

 

 

 

 

 

 

Уточнить

Приложение 1.

Ф.И.___________________________

Число

Лицо 1 спряжение
Единственное 1-е
2-е
3-е
Иду, мою
Идёшь, моешь
Идёт, моет
Множественное 1-е
2-е
3-е
Идём, моем
Идёте, моете
Идут, моют
Число Лицо 2 спряжение
Единственное 1-е
2-е
3-е
Спешу, говорю
Спешишь, говоришь
Спешит, говорит
Множественное 1-е
2-е
3-е
Спешим, говорим
Спешите, говорите
Спешат, говорят

Приложение 2.

Признаки 1 спряжения

Признаки 2 спряжения

-ешь
-ет
-ем
-ете
-ют
-ут
-ишь
-ит
-им
-ите
-ат
-ят

Приложение 3.

Неволить, не танцую, не пою, не дерусь, не плачу, негодует, немеет, не грустим, не ссоримся, ненавидит, неваляшка.

Приложение 4.

Сказка о том, как глагол-инфинитив глагольчикам помог.

Поурочные разработки к учебнику  А.В.Поляковой (М.: Просвещение). –  М.: «ВАКО», 2004, 240 с. – (В помощь школьному учителю)

Дело было так. Однажды жители города Первоспряженска и жители города Второспряженска отправились в лес. Они даже не сговаривались между собой, просто в один день взяли и пошли по грибы. И заблудились!
Приближалась ночь, уже и туман сгустился. А дороги обратно не видно. Лес да тьма кругом! И чем дальше шли по лесу глагольчики, тем дальше уходили они от своих домов. Но главное – без мэра Ударения никак нельзя было разобраться, кто из Первоспряженска, а кто из Второспряженска. К утру вышли они на полянку и увидели рыцаря на белом коне.
«Ты кто?» – спросили его глагольчики.
«Я  – рыцарь Инфинитив. Я из древнего старинного рода. А вы кто?»
«А мы – глагольчики из Первоспряженска и Второспряженска, только без нашего мэра, без Ударения, мы не можем вспомнить, кто из какого города.»
«Ах, так вы, значит, глагольчики с безударными  окончаниями?! – догадался рыцарь. – Ну вашему горю можно помочь! Я знаю дорогу в оба ваших города и я вас отвезу.
Только, чур, по одному, а то моему верному коню будет слишком тяжело».
Как только глагольчик садился в седло, рыцарь сразу спрашивал, какая гласная буква стоит перед -ть у этого глагольчика в неопределённой форме.
Если в неопределённой форме глагольчик оканчивался на -ить, Инфинитив отвозил его в город Второспряженск.
Если же у глагольчика в неопределённой форме перед -ть была какая-нибудь другая гласная буква, но не  , то рыцарь отвозил его в город Первоспряженск.