Цель: знакомство со способом определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.
Задачи:
- Познакомить детей со способом определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.
- Способствовать формированию навыка правописания безударных окончаний глаголов.
- Продолжить работу над формированием орфографической зоркости.
- Способствовать развитию интереса к русскому языку через занимательный материал, используемый на уроке.
Оборудование: карточки «образец написания строчной буквы е», слова «негодовать», «негодяй», ватман, фломастеры,толковый словарь Ожегова, орфографические словари на каждую парту, таблички «спряжение глаголов» для инд.работы, таблички «окончания глаголов 1 и 2 спряжения»,
Раздаточный материал: «Сказка о том, как Глагол-инфинитив глагольчикам помог».
ХОД УРОКА
1. Оргмомент – Откройте
тетради, запишите сегодняшнее число, название
дня недели, вид работы. 2. Фиксирование изученного материала Словарная работа: На ватмане записаны слова: ж_ле, б_кас, д_бют, вмест_, д_серт, п_сок, с_р_бро, тр_вога, п_нал, м_талл. – Значение какого слова вам непонятно? Дети вставляют пропущенные буквы на ватмане. – Что объединяет все эти слова? (Безударный
гласный в корне обозначен буквой е) Минутка чистописания: На доске карточка со строчной буквой е. – Вспомните, как пишется эта буква, пропишите
её в тетради правильно и аккуратно. Разбор слова по составу. – Разберите слово «негодовать» по составу. (Ученик работает у доски) – Назовите правильно орфограммы
гласных звуков, которые встретились в этом слове.
(Безударный гласный в корне, безударный
гласный в суффиксе) Работа на доске (вызываю слабых учеников) и в тетради. – От данных глаголов-инфинитивов образуйте глаголы в прошедшем времени, в единственном числе мужского рода.
– Какую ещё орфограмму необходимо отметить в слове «негодовать»? (Частица не с глаголами пишется отдельно, кроме слов, которые без не не употребляются. В глаголе «негодовать» не – это часть корня) Физминутка – Сейчас мы проверим, как вы усвоили данный материал. Я называю глаголы. Если глагол пишется отдельно с частицей не, вы приседаете. Ну а если нет, то вместе – встаёте на носочки и потягиваетесь. Неволить, не танцую, не пою, не дерусь, не плачу, негодует, немеет, не грустим, не ссоримся, ненавидит, неваляшка. – Почему же вы ничего не сделали? (Потому что слово «неваляшка» – существительное) 3. Работа над новым материалом – Что нового о глаголе мы узнали на
прошлом уроке? (Что глаголы спрягаются) Ф.И.___________________________
– Какое правило поможет нам правильно написать окончание глагола? (Под ударением личные окончания глаголов пишутся так, как слышатся) Письмо с доски – Выпишите те глаголы, где нет сомнений в правописании окончаний. Нес_шь, зна_шь, говор_шь, стро_те, бер_те, пиш_т. – Зачитайте оставшиеся глаголы. Можно ли точно утверждать, какую гласную нужно вставить? Почему? (Потому что окончания безударные, сомнительное написание) Постановка проблемного вопроса. – Так что же нужно сделать, чтобы написать
безударное окончание глагола без ошибки? Будем
разбираться? Работа с учебником упр. 140 (2) – Прочитайте глаголы в неопределённой форме. 5. Итог урока – Скажите, что нового вы узнали на нашем уроке? Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием? Оценки за урок. 6. Домашнее задание: правило на стр. 93, упр. 141 |
орфограммы
на ватмане
на доске
на доске
Показ Карточка Проверка Указываю на орфограммы На доске схему
Работа со сл. уч.
Проверка
Работы на краешек стола.
Один ученик пишет за доской ?
Уточнить |
Приложение 1.
Ф.И.___________________________
Число |
Лицо | 1 спряжение |
Единственное | 1-е 2-е 3-е |
Иду, мою Идёшь, моешь Идёт, моет |
Множественное | 1-е 2-е 3-е |
Идём, моем Идёте, моете Идут, моют |
Число | Лицо | 2 спряжение |
Единственное | 1-е 2-е 3-е |
Спешу, говорю Спешишь, говоришь Спешит, говорит |
Множественное | 1-е 2-е 3-е |
Спешим, говорим Спешите, говорите Спешат, говорят |
Приложение 2.
Признаки 1 спряжения
Признаки 2 спряжения
-ешь
-ет
-ем
-ете
-ют
-ут
-ишь
-ит
-им
-ите
-ат
-ят
Приложение 3.
Неволить, не танцую, не пою, не дерусь, не плачу, негодует, немеет, не грустим, не ссоримся, ненавидит, неваляшка.
Приложение 4.
Сказка о том, как глагол-инфинитив глагольчикам помог.
Поурочные разработки к учебнику А.В.Поляковой (М.: Просвещение). – М.: «ВАКО», 2004, 240 с. – (В помощь школьному учителю)
Дело было так. Однажды жители города
Первоспряженска и жители города Второспряженска
отправились в лес. Они даже не сговаривались
между собой, просто в один день взяли и пошли по
грибы. И заблудились!
Приближалась ночь, уже и туман сгустился. А
дороги обратно не видно. Лес да тьма кругом! И чем
дальше шли по лесу глагольчики, тем дальше
уходили они от своих домов. Но главное – без мэра
Ударения никак нельзя было разобраться, кто из
Первоспряженска, а кто из Второспряженска. К утру
вышли они на полянку и увидели рыцаря на белом
коне.
«Ты кто?» – спросили его глагольчики.
«Я – рыцарь Инфинитив. Я из древнего
старинного рода. А вы кто?»
«А мы – глагольчики из Первоспряженска и
Второспряженска, только без нашего мэра, без
Ударения, мы не можем вспомнить, кто из какого
города.»
«Ах, так вы, значит, глагольчики с безударными
окончаниями?! – догадался рыцарь. – Ну вашему
горю можно помочь! Я знаю дорогу в оба ваших
города и я вас отвезу.
Только, чур, по одному, а то моему верному коню
будет слишком тяжело».
Как только глагольчик садился в седло, рыцарь
сразу спрашивал, какая гласная буква стоит перед
-ть у этого глагольчика в
неопределённой форме.
Если в неопределённой форме глагольчик
оканчивался на -ить, Инфинитив отвозил
его в город Второспряженск.
Если же у глагольчика в неопределённой форме
перед -ть была какая-нибудь другая
гласная буква, но не -и, то рыцарь
отвозил его в город Первоспряженск.