Ритмическая способность, являясь категорией универсальной, рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременно условия реализации различных видов деятельности – речевой, интеллектуальной и др.
Развитие ритмической способности находится в тесной связи с формированием пространственно-временных представлений. Каждое движение, осуществляясь в системе пространственных координат, обеспечивается опредленным уровнем развития зрительно-моторной координации и оптико-пространственных связей, т. е. совокупной деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов. Восприятие времени реализуется благодаря совокупной деятельности слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Таким образом, межанализаторная деятельность обеспечивает готовность к овладению основными ритмическими структурами. В то же время уровень развития межанализаторной деятельности определяется степенью сформированности ритмической способности. В онтогенезе последовательное развитие межанализаторного взаимодействия, координации и интеграции создает базу для сенсомоторных механизмов речи, определяет успешность формирования сложнейших речевых функций и языковых процессов, составляющих основу звуковой стороны речи, функций письма и чтения и др. Таким образом, развитие ритмической способности должно являться важной составляющей коррекционно-развивающих логопедических программ. На сегодняшний день наиболее разработанными являются фонетическая ритмика (Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт, 1989) и логопедическая ритмика (Г. А. Волкова, 2002).
Материалы данной программы, так же как приемы логопедической и фонетической ритмики, основаны на принципе взаимосвязи развития движения и речи. Включение этих материалов в структуру обычного логопедического занятия расширит профессиональный арсенал логопедов, не владеющих приемами смежных дисциплин – музыкальной грамоты и сурдопедагогикой.
Приложение 1 – слайд 2
Цель педагогической работы учебной программы – определить количественный и качественный объем учебного материала по формированию ритмической способности детей, создать систему коррекционной работы по этому разделу в условиях логопедического пункта.
Основное направление программы – развитие ритмической способности детей.
Основной формой реализации программы являются индивидуальные и индивидуально-подгрупповые занятия.
Приложение 1 – слайд 3
Пошаговые приемы программы разработаны на основании следующих положений:
- ритмическая способность развивается в процессе деятельности (предметно-практической, игровой, продуктивной – конструирования, рисования);
- механизм формирования ритмической способности предусматривает последовательное построение ритмических моделей различной модальности (основанных на базовых пространственно-временных построениях: повторе, чередовании, симметрии), их координацию и трансформацию за счет установления интегративных связей, включение специальных знаков и символов в процесс формирования комплексных ритмических моделей;
- двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов; опора на максимальную реализацию функциональных возможностей двигательно-кинестетического анализатора является необходимым условием в осуществлении межанализаторного взаимодействия, в ходе формирования ритмов различной модальности, координации и трансформации ритмических моделей.
Приложение 1 – слайд 4
Принципы, положенные в основу программы
Общие педагогические принципы обучения.
- Принцип минимакса заключается в том, что педагог предлагает каждому ребенку содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
- Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессобразующий факторов воспитательно-образовательного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
- Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
- Принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творческое начало познавательной, продуктивной и игровой деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
- Принцип индивидуализации предполагающий учет индивидуальных способностей и возможностей.
- Принцип гуманизации предполагающий доброе отношение ребенка к миру и мира к ребенку.
- Принцип заботы и охраны здоровья.
Кроме выше перечисленных принципов при внедрении программы необходимо учитывать:
1.. Принцип развития по Л.С. Выготскому. При
формировании ритмического и фонематического
восприятия особое значение приобретает
развивающий аспект обучения, которое
предусматривает общее совершенствование
речемыслительных процессов.
2. Обучение дошкольников
коммуникативно-направленному языковому анализу
и синтезу. Дети должны уметь использовать
изученный материал в естественных ситуациях
общения.
3. В играх расширяется и углубляется: зрительная
память, восприятие, увеличивается словарный
запас, речевая активность. Программа
предусматривает образовательную деятельность
детей, через формы работы, рекомендуемые для
данного возраста и предназначенные для детей
обоих полов.
4. Работа строится по концентрическому принципу,
когда к одному и тому же упражнению педагог и
дети возвращаются неоднократно. Включаются
разнообразные занятия, предполагающие активные
формы обучения.
Приложение 1 – слайд 5
Организация и содержание 1-го этапа
Основными задачами первого этапа являются:
- Формирование представлений о временной и пространственной (линейной) последовательности знаков (двигательных, зрительных, слуховых, речевых) в ритмическом ряду.
- Установление интегративных связей (зрительно-двигательных, зрительно-слуховых, зрительно-двигательно-слуховых, двигательно-речевых, слухо-зрительно-речевых, слухо-двигательно-речевых), обеспечивающих ритмические координации.
- Усвоение способов построения и трансформации ритмических рядов (зрительного в слуховой/моторный, звукового в зрительно-пространственный, слухового в зрительный/моторный и др.).
Приложение 1 – слайд 6 (фото)
Построение ритмического ряда любой
модальности выполняется на основе
повторяемости, чередования составляющих его
элементов.
Работа над двигательным ритмом начинается с
увеличения объема движения, стремления к
сохранению непрерывности, плавности каждой
модели движения. Определяется оптимальный для
ребенка темп выполнения заданий. При этом
учитываются период включения в движение
(индивидуальный для каждого ребенка),
устойчивость и равномерность амплитуды
движений. Выработка точности, силы,
переключаемости движений, оживление темпа
являются следующими шагами в освоении
двигательных программ. Устанавливается речевой
контроль выполняемых действий; каждое движение
ребенок сопровождает звуко-комплексами,
звукоподражаниями, словами, автоматизированными
речевыми рядами (пересчетом), потешками (в
соответствии со степенью овладения звуковой
стороной речи). Темп и метр движения соотносятся
с темпом и метром звучания. Соединяя движение с
фонацией и речью, ребенок выделяет начало и конец
плавного, непрерывного движения, вычленяет
звуки, слова из речевого потока. Так формируется слухо-моторная
координация, развивается регулирующая
функция речи. Ритмические координации
движения и речи, подчинение их заданному темпу
позволяют успешно формировать двигательную
основу произвольного дыхательного и голосового
актов, преодолевать недостаточность
пространственно-временной организации
речедвигательных актов.
В тех случаях, когда физиологическое дыхание
нарушено, а фонационное – не сформировано (при
дизартриях), требуется включение комплекса
упражнений, направленных на формирование
синергии дыхания и фонации. В процессе их
выполнения отрабатываются произвольность,
устойчивость и длительность фонационного
выдоха, ритмичная смена дыхательных фаз. С этой
целью с учетом медицинских показаний проводятся
различные виды дыхательной гимнастики.
Использование разнообразных моделей движения,
поддающихся зрительному контролю, обеспечивает
формирование зрительно-моторной координации,
развитие функции активного внимания. Модели
движения могут быть представлены в виде
зрительных ритмических рядов – дорожек из
мозаики, счетных палочек, плоскостных
геометрических форм, рисования линий различной
протяженности и направленности. Благодаря этому
преодолевается фрагментарность восприятия,
замещение сложных действий простейшими
операциями, формируется целостное восприятие
зрительного ряда, усваивается пространственная
упорядоченность движения слева направо.
Использование дорожек при построении слуховых
ритмических рядов (музыкальных инструментов,
бытовых шумов) позволяет вычленять различные
звучания из мелодического потока,
дифференцировать их, сохранять
последовательность звучаний. Так формируются
зрительно-слуховые координации, развиваются
функции удержания и распределения внимания.
Ритмические трансформации, направленные на
удержание заданного ритмического ряда и
переключение его с одной модальности на другую,
способствуют развитию функций активного
внимания, мнестических процессов. Эффективно
использование подобных упражнений на этапе
автоматизации поставленных звуков.
Приложение 1 – слайд 7
Показателями результативности первого этапа являются:
- способность удерживать ритмический ряд любой модальности и воспроизводить его по показу, образцу, речевой инструкции;
- улучшение устойчивости и дифференциации слухового восприятия и фонематического слуха;
- сформированность сенсорных эталонов цвета, величины, формы;
- усвоение оптико-пространственных представлений на основе устойчивых межанализаторных связей;
- развитие автоматизированных движений руки.
Приложение 1 – слайд 8
Организация и содержание 2-го этапа
Основными задачами второго этапа являются:
- усвоение ритмических эталонов темпа (быстрого, медленного, умеренного) и метра (чередования акцентированных и неакцентированных долей, паузирования);
- усвоение ритмического рисунка (соотношения длительности и пауз);
- формирование представления о ритмическом ударении.
Приложение 1 – слайд 9 (фото)
Все упражнения первого этапа выполнялись в комфортном, привычном для ребенка темпе, с сохранением определенной частоты многократно повторяемых действий. На втором этапе последовательно вводятся представления о быстром, медленном и умеренном темпах. Усвоение темповых характеристик осуществляется на противопоставлении быстрого и привычного темпа, медленного и привычного, быстрого и медленного. Устанавливается баланс между умеренным и привычным, комфортным для ребенка темпом.
Все ритмические упражнения второго этапа построены на изменении интенсивности и амплитуды движения, голосовых модуляций, смены гласных, оппозиционных согласных и ударения в слоговых рядах, звукоряде слова. Выделение паузы в ритмическом ряду любой модальности (зрительной, двигательной, слуховой и т. ц.) осуществляется с максимальным привлечением внешних опор и постепенным их сворачиванием. Зрительные опоры в виде горок, синкопированных дорожек, двигательные – в виде поз и движений обеспечивают успешное усвоение ритмического рисунка.
В ходе работы над просодическими компонентами
речи (паузой, ударением) используются
специальные знаки и условные обозначения,
обеспечивающие зрительный контроль над
организацией речевого потока.
Эти упражнения способствуют развитию
мелодико-интонационной стороны речи.
Приложение 1 – слайд 10
Показателями результативности второго этапа являются:
- сформированность фонематического контроля, когда ребенок различает и правильно произносит слоги с гласными и оппозиционными согласными;
- произвольность голосовых модуляций, когда ребенок произвольно регулирует силу и высоту голоса;
- оживление мелодико-интонационной стороны речи (темпа, метра и ударения);
- усвоение специальных знаков, организующих речевой поток (ударение, пауза, понижение/повышение интонации).
Приложение 1 – слайд 11
Организация и содержание 3-го этапа
1. Усвоение и воспроизведение слогоритмической
структуры слова;
2. Анализ слоговой и звукобуквенной структуры
слова;
3. Выделение морфологических признаков слова.
Приложение 1 – слайд 12 (фото)
Задачи третьего этапа являются традиционными и потому наиболее разработанными в логопедической теории и практике. Наличие разнообразных пособий, содержащих практические упражнения, описание методов и приемов работы над слоговой и звукобуквенной структурой слова позволяет избежать излишней детализации материала и выделить в данном разделе лишь те формы работы, которые отражают целостность предлагаемой программы. Так, анализ ритмической и звукобуквенной структуры слова проводится с использованием опорных знаков (двигательных, зрительных, слуховых), которые были усвоены ребенком на первом и втором этапах работы. Затем эти упражнения включаются в работу по выделению морфологических признаков слова. Внимание ребенка привлекается к безударным частям слова – суффиксам и окончаниям, служащим для формирования грамматических форм и категорий.
Форма и способы предъявления заданий варьируются для читающих и не умеющих читать детей. Карточки со словами, рисунки-схемы предназначены для читающих детей. Предметные картинки, наглядные предметные схемы и схемы движений — для детей, не владеющих навыком чтения.
Приложение 1 – слайд 13
Показателями результативности этого этапа являются:
- усвоение способов фонематического анализа звуковой и слоговой структуры слова;
- оживление мелодико-интонационной стороны речи (темпа, метра и ударения);
- усвоение способов формо- и словообразования.
Приложение 1 – слайд 14
В 2010-2011 учебном году работая над реализацией программы «Развитие ритмических способностей детей с речевыми нарушениями в условиях логопедического пункта» получила следующие показатели: в начале года 65.9% детей зачисленных в логопедический пункт имели нарушения ритмической организации движения и речи.
Приложение 1 – слайд 15
В конце года этот процент уменьшился до 4,1%.
Приложение 1 – слайд 16
Результативность обучения по программе:
1. Способность удерживать ритмический ряд любой
модальности и воспроизводить его по показу,
образцу, речевой инструкции;
2. Сформированность фонематического контроля,
когда ребенок различает и правильно произносит
слоги с гласными и оппозиционными согласными;
3. Произвольность голосовых модуляций, когда
ребенок произвольно регулирует силу и высоту
голоса;
4. Оживление мелодико-интонационной стороны речи
(темпа, метра и ударения);
5. Усвоение специальных знаков, организующих
речевой поток (ударение, пауза,
понижение/повышение интонации);
6. Усвоение способов фонематического анализа,
звуковой и слоговой структуры слова.