Последовательность в обучении детей плаванию
Средство | Метод | Методический прием |
1. | ||
1.1 Организованный вход в воду (индивидуально) | Наглядный: показ, помощь педагога Словесный: объяснения, указания Практический: повторение упражнений |
Формы организации: с помощью педагога
попытки выполнить самостоятельно при словесном
поощрении Образные сравнения: |
1.2Поточный вход в воду | Наглядный :зрительные ориентиры Словесный: объяснения, указания. Практический: повторение упражнений, игровой метод |
Формы организации: поточная, под наблюдением педагога, самостоятельная. |
1.3 Умывание в воде бассейна | Наглядный: показ, имитация, помощь
педагога Словесный: рассказ Практический: повторение упражнений, игровой метод |
Вначале на мелкой части бассейна. Форма организации: фронтальная |
1.4 Плескание | Наглядный: показ, имитация, помощь
педагога рассказ Словесный: беседа, рассказ |
Название упражнений Практический: повторение упражнений, игровой метод |
1.5 Движение руками в воде | Наглядный: имитация, помощь педагога Словесный: беседа, рассказ, указания, названия упражнений. Практический: повторение упражнений, игровой метод |
Выполнение в различном темпе с
постепенным усложнением условий, образные
сравнения. Форма организации: фронтальная, индивидуальная |
1.6 Игры связанные с привыканием к воде и взаимодействием с ней. | Наглядный: показ, зрительные и звуковые
ориентиры Словесный: объяснения, указания, команды, название упражнений. Практический: повторение упражнений, игровой метод. |
Образные сравнения, выполнение в
различном темпе, с разной амплитудой,
постепенное усложнение условий. Использование
элементов соревнования. Формы организации: фронтальная, групповая (по звеньям) |
2. Научить передвигаться в воде по дну бассейна разными способами на разной глубине. | ||
2.1 Передвижения по дну бассейна шагом (в воде) | Наглядный: показ, зрительные и звуковые
ориентиры Словесный: объяснения, указания, команды, название упражнений. Практический: повторение упражнений, игровой метод. |
Постепенное усложнение
условий(глубины), держась друг за друга, лицом
вперед, раздельно, спиной вперед, боком и т.д. Использование образных сравнений. Формы организации: фронтальная, групповая (по звеньям) |
2.2 Передвижения по дну бассейна бегом (в воде) | Наглядный: показ, зрительные и звуковые
ориентиры Словесный: объяснения, указания, команды, название упражнений. Практический: повторение упражнений, игровой метод. |
Постепенное усложнение условий
(глубины), держась друг за друга, лицом вперед,
раздельно, спиной вперед, боком и т.д.
Использование образных сравнений. Формы организации: фронтальная, групповая (по звеньям) |
2.3 Передвижение по дну бассейна шагом в воде | Наглядный: показ, зрительные и звуковые
ориентиры. Словесный: указания, команды, название упражнений Практический: повторение упражнений, игровой метод. |
Постепенное усложнение условий
(глубины), держась друг за друга, лицом вперёд,
раздельно, спиной вперёд, боком и т.д.
использование образных средств. Формы организации: фронтальная, групповая, по звеньям. |
2.4 Передвижение в воде по дну бассейна изученными ранее способами в сочетании с движениями рук. | Наглядный: показ, зрительные и звуковые
ориентиры, имитация. Словесный: объяснения, указания, команды, название упражнений, распоряжения. Практический: повторение упражнений, игровой метод. |
Использование образных сравнений,
передвижение шагом, бегом, прыжками с движениями
рук с постепенным усложнением. Использование
вспомогательных снарядов и игрушек. Формы организации: групповая, поточная, в ряде случаев индивидуальная. |
2.5 Передвижения в воде на руках по дну бассейна. | Наглядный: показ, зрительные и звуковые
ориентиры, имитация помощь педагога. Словесный: объяснения, указания, команды, название упражнений, распоряжения. Практический: повторение упражнений, игровой и контрольный метод. |
Использование образных сравнений на
мелкой части бассейна, на четвереньках, только на
руках, поднимая голову и опуская лицо в воду, с
закрытыми глазами, открывая глаза на различной
глубине, в разных направлениях с постепенным
усложнением. Использование вспомогательных
снарядов и игрушек. Формы организации: групповая (по звеньям),поточная. |
2.6 Игры в воде, связанные с передвижением по дну бассейна различными способами. | Наглядный: показ, зрительные и звуковые
ориентиры, имитация помощь педагога. Словесный: объяснения, указания, команды, название упражнений, распоряжения. Практический: повторение упражнений, игровой метод. |
На различной глубине, в разных направлениях. Постепенное усложнение игр. Использование игрушек. Формы организации: фронтальная, групповая. |
3. Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой. | ||
3.1 Опускание лица в воду, стоя на дне. | Наглядный: показ, зрительные и звуковые
ориентиры, имитация помощь педагога. Словесный: объяснения, указания, команды, название упражнений, распоряжения. Практический: повторение упражнений, игровой метод. |
В ограниченном водном пространстве
(обруч, спасательный круг),с опорой и без нее. С
закрытыми глазами, при различной глубине, с
постепенным увеличением ее. Использование
образных сравнений. Формы организации: фронтальная, групповая. |
3.2 Открывание глаз в воде, стоя на дне. | Наглядный: показ, зрительные и звуковые
ориентиры, имитация помощь педагога. Словесный: объяснения, указания, команды, название упражнений, распоряжения. Практический: повторение упражнений, игровой метод. |
C опорой, держась за бортик, доску, игрушку, педагога. Погружение с постепенным увеличением глубины. С закрытыми, открытыми глазами. Использование образных сравнений, игрушек. Формы организации: по подгруппам, иногда индивидуально. |
3.3 Приседания в воде | Наглядный: показ, зрительные и звуковые
ориентиры, имитация помощь педагога. Словесный: объяснения, указания, команды, название упражнений, распоряжения. Практический: повторение упражнений, игровой метод. |
До уровня пояса, груди, подбородка, с опорой и без опоры. Постепенное увеличение глубины воды. Форма организации: фронтальная, поточная. |
3.4 Погружения в воду (с опорой) | Наглядный: показ, зрительные и звуковые
ориентиры, имитация помощь педагога. Словесный: объяснения, указания, команды, название упражнений, распоряжения. Практический: повторение упражнений, игровой метод. |
C опорой, держась за бортик, доску, игрушку, педагога. Погружение с постепенным увеличением глубины. С закрытыми, открытыми глазами. Использование образных сравнений, игрушек. Формы организации: по подгруппам, иногда индивидуально. |
3.5 Погружения в воду (без опоры) | Наглядный: показ, зрительные и звуковые
ориентиры, имитация помощь педагога. Словесный: объяснения, указания, команды, название упражнений, распоряжения. Практический: повторение упражнений, игровой метод. |
Полное погружение без опоры, постепенно увеличивая глубину, с закрытыми глазами и попытками открывать глаза. Формы организации: фронтальная, по подгруппам. |
3.6 Погружения с рассматриванием предметов. | Наглядный: показ, зрительные и звуковые
ориентиры, имитация помощь педагога. Словесный: объяснения, указания, команды, название упражнений, распоряжения. Практический: повторение упражнений, игровой и контрольный методы. |
Полное погружение без опоры, постепенно увеличивая глубину, открывание глаз на различной глубине, рассматривание предметов, доставание их со дна, на ограниченном и свободном пространстве. Использование вспомогательных средств, игрушек. Форма организации: индивидуальная , групповая (не более 2-3 человек) |
3.7 Игры связанные с погружением в воду, передвижение и ориентированием под водой. | Наглядный: показ, зрительные и звуковые
ориентиры, имитация помощь педагога. Словесный: объяснения, указания, команды, название упражнений, распоряжения. Практический: игровой метод. |
На различной глубине с постепенным ее увеличением, с открытыми глазами, использованием элементов соревнований, применение снарядов, игрушек. Форма организации: фронтальная, по подгруппам. Игры: без сюжета и с сюжетные. |
3.8 Ныряние (только для старшей и подготовительной группы) | Наглядный: показ, зрительные и звуковые
ориентиры, имитация помощь педагога. Словесный: объяснения, указания, команды, название упражнений, распоряжения. Практический: игровой метод. |
Открывание глаз на различной глубине с
постепенным ее увеличением. Попытка нырять в
длину и глубину. Ориентирование под водой,
использование игрушек и другого инвентаря.
Применения элементов соревнования. Форма организации: только индивидуальная. |
4. Научить выдоху в воду. | ||
4.1 Вода и воздух. | Наглядный: показ, имитация . Словесный: рассказ, указания, распоряжения, названия упражнений. Практический: повторение упражнений, игровой метод. | Выдох через рот, находясь на суши, в
воде, образные сравнения. Форма организации: Фронтальная. |
4.2 Выдох в воду. | Наглядный: показ, имитация . Словесный: рассказ, указания, распоряжения, названия упражнений. Практический: повторение упражнений, игровой метод. | Выдох через рот: на игрушку,
непосредственно в воду в ограниченное
пространство (обруч), просто в воду. Форма организации: Фронтальная. |
4.3 Выдох на границе воды и воздуха. | Наглядный: показ, имитация. Словесный: рассказ, указания, распоряжения, названия упражнений. Практический: повторение упражнений, игровой метод. | Выдох через рот до появления пузырей.
Образные сравнения, постепенное усложнение
упражнения: с наклоном, с приседанием, на
различной глубине. Форма организации: Фронтальная. |
4.4 Выдох в воду. | Наглядный: показ, имитация . Словесный: рассказ, указания, распоряжения, названия упражнений. Практический: повторение упражнений, игровой метод. | В различных условиях использование снарядов, игрушек. Постепенное усложнение: попытки выдоха вводу на мелком месте, более глубоком месте, с наклоном, приседанием, на количество выдохов. Форма организации: Фронтальная. |
4.5 Игры с использованием выдоха в воду. | Наглядный: показ, имитация . Словесный: рассказ, указания, распоряжения, названия упражнений. Практический: повторение упражнений, игровой метод. | В различных условиях использование
снарядов, игрушек. Введение элементов
соревнования. Форма организации: парами, групповая (по звеньям), фронтальная. |
5. Научить лежать в воде на груди и на спине. | ||
5.1 Упражнение на всплывание. | Применять это упражнение для обучения детей оказалось нецелесообразно. | |
5.2 Лежание на груди. | Наглядный: показ, зрительные и звуковые
ориентиры, имитация помощь педагога. Словесный: объяснения, указания, команды, название упражнений, распоряжения. Практический: повторение упражнений, игровой и контрольный методы. |
Постепенное усложнение, при различных положениях рук, ног (вытянуты врозь, в стороны, лицо в воде: с закрытыми, открытыми глазами, постепенным увеличением глубины воды. Образные сравнения и ориентиры. Применение элементов соревнований |
5.3 Лежание на спине | То же. | То же. |
5.4 Игры связанные с лежанием на груди и спине. | Наглядный: показ, зрительные и звуковые
ориентиры, имитация помощь педагога. Словесный: объяснения, указания, команды, название упражнений, распоряжения. Практический: повторение упражнений, игровой и контрольный методы. |
Буксировка, подталкивание, поддержка педагога. Форма организации: групповая (по звеньям), фронтальная. |
6. Научить скольжению в воде на груди и спине. | ||
6.1. | Наглядный: показ, зрительные и звуковые
ориентиры, имитация помощь педагога. Словесный: объяснения, указания, команды, название упражнений, распоряжения. Практический: повторение упражнений, игровой и контрольный методы. |
Буксировка, подталкивание, поддержка педагога. Постепенное увеличение глубины. Использование вспомогательных снарядов и игрушек. Форма организации: индивидуальная, групповая, фронтальная. |
6.2 Выполнение скольжения на груди, отталкиваясь от стенки бассейна. | Наглядный: показ, зрительные и звуковые
ориентиры, имитация помощь педагога. Словесный: объяснения, указания, команды, название упражнений, распоряжения. Практический: повторение упражнений, игровой и контрольный методы |
Использование разных отталкиваний: с одной и с двух ног, наклоняясь в воду, с различными положениями рук. Использование снарядов и игрушек. Формы организации: фронтальная, групповая, поточная, иногда индивидуальная. |
6.3 Выполнение скольжения на груди, отталкиваясь от стенки бассейна. | Наглядный: показ, зрительные и звуковые
ориентиры, имитация помощь педагога. Словесный: объяснения, указания, команды, название упражнений, распоряжения. Практический: повторение упражнений, игровой и контрольный методы |
Выполнение различных движений руками в воде по типу простейших гребковых. Выдох в воду во время скольжения. Первые попытки сочетания скольжения с одиночным выдохом. Усложнения заданий. Формы организации: фронтальная, групповая, поточная, иногда индивидуальная. |
6.4 Выполнение скольжения в сочетании с выдохом в воду. | Наглядный: показ, зрительные и звуковые
ориентиры, имитация помощь педагога. Словесный: объяснения, указания, команды, название упражнений, распоряжения. Практический: повторение упражнений, игровой и контрольный методы |
Выполнение одиночного выдоха во время скольжения, открывание глаз. |
6.5 Выполнение скольжения в сочетании с движениями рук. | Наглядный: показ, зрительные и звуковые
ориентиры. Словесный: объяснения, указания, команды, название упражнений, распоряжения. Практический: повторение упражнений, игровой метод, разучивание по частям. |
Выполнение различных движений руками в воде по типу простейших гребковых движений. Выдох в воду во время скольжения. Первые попытки сочетания скольжения с одиночным выдохом. Усложнения заданий. Формы организации: фронтальная, групповая, поточная, иногда индивидуальная. |
6.6 Скольжение на спине, отталкиваясь от дна. | Наглядный: показ, зрительные и звуковые
ориентиры, имитация помощь педагога. Словесный: пояснения, указания, распоряжения, название упражнений. Практический: повторение упражнений, игровой метод. |
Отталкивание от дна при постепенно увеличивающейся глубине открывая глаза, использование игрушек. Формы организации: фронтальная, групповая, поточная, иногда индивидуальная. |
6.7 Скольжение на спине отталкиваясь от стенки бассейна. | Наглядный: показ, зрительные и звуковые
ориентиры, имитация помощь педагога. Словесный: пояснения, указания, распоряжения, название упражнений. Практический: повторение упражнений, игровой метод. |
Отталкивание одной, двумя ногами, постепенное увеличение глубины, открывая глаза в воде, держа руки в различных положениях. Формы организации: фронтальная, групповая, поточная, иногда индивидуальная. |
6.8 Скольжение на спине с движениями рук. | То же и контрольный. | То же и дополнительно различные движения руками по типу простейших гребковых (без выноса рук) |
6.9 Скольжение на спине с движением рук | То же | То же и дополнительно различные движения руками по типу простейших гребковых (без выноса рук) |
6.10 Игры связанные со скольжением на груди. | Наглядный: имитация, зрительные и звуковые ориентиры Словесный: объяснения, пояснения, указания, название упражнений. Практический: игровой метод. | Игры со скольжением на груди, спине
поочерёдно меняя эти положения, без движения
руками и с движением. Усложнения условий
(глубины, содержания игры). Использование
игрушек, элементов соревнования. Формы организации: фронтальная, групповая. |