Цель: познакомить учащихся с особенностями водной среды обитания.
Задачи:
1 .Выявить приспособления для обитания в данной среде.
2. Показать отличие водной среды от наземной.
3. Воспитание бережного отношения к обитателям водной среды.
Форма урока: комбинированная.
Оборудование к уроку: компьютер, магнитная доска, таблицы с изображением сред обитания.
Литература:
- А.А. Плешаков, Н.И. Сонин "Природоведение .5класс"
- Г. В. Бодров "Сказки и легенды озера Чаны.
- Н.Л. Галеева " Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии".
- Интернет-ресурсы.
Ход урока
I. Организационный момент:
- приветствие учителя
- сообщение цели и задач урока
II. Повторение пройденного материала.
В данном тексте "спрятались" представители наземно-воздушной среды обитания. Ваша задача - отыскать их.
"Летом мы жили у дяди Мити на Днестре. Коза у него была, куры,индюки. Мы ловили рыбу. Нам уха надоела: что достаётся легко, сами знаете, мало ценится.А вообще хозяйство Митяево было небольшое: изба, бочка с бензином,две яблони. Дядя Митя играл на гитаре, пел азартно, но плохо.Что ж, у каждого свои недостатки:
- Ребята, мы с вами познакомились с обитателями наземно-воздушной и почвенной сред обитания.И сегодня , только на нашем уроке, эти животные встретились все вместе. Согласитесь, им не очень нравится такое соседство. Перед нами стоит задача помочь обрести каждому животному свою среду обитания.
(Ребята работают у магнитной доски и "заселяют" представителей в почвенную и наземно-воздушную среду обитания.
- Ребята, а какая среда осталась незаселённой?
- Правильно, водная.
(Звучит шум моря )
III. Изучение нового материала.
А теперь попрошу всех на глобус взглянуть:
- Вся залита Земля гидросферой.
- Что такое вода? Уясним её суть
- И значение для всех этой сферы.
- А сейчас посмотрим презентацию и выясним, какие приспособления имеют животные к обитанию в водной среде.
(Ответы учащихся)
- Окаких обитателях водной среды мы не упомянули?
Колыбель воды меня качает,
Жизнь даря, жизнь даря.
Племя, мне подобных,населяет
Океаны, реки и моря.
С крошкой - мхом и дубом - великаном
Мы в родстве, мы в родстве
Сохнаняя облик первозданный,
Цвет зелёный, бурый и багряный
Драгоценностью блестит в воде.
- Правильно, это водоросли.
"Кто лишний?"
1. Кит, акула, лиса, дельфин.
2. Стрекоза, гепард,волк, белка.
- Составьте самостоятельно четвёрки слов и обменяйтесь с соседом.
- Ребята, давайте вспомним песни ,в которых упоминаются представители различных сред обитания.
Например: "Я на солнышке лежу:..", "В траве сидел кузнечик:" и т.д.
- А какие вы знаете самые знаменитые озёра Чановского района?
Ответ: озеро Чаны, озеро Карачи.
- Озеро Чаны - это жемчужина нашего района.О нём сложено много легенд и сказок.А подробно об этом нам расскажут прибывшие к нам на урок юные натуралисты.
1. Озеро Чаны - самле крупное озеро в Сибири после Байкала. На островах озера Чаны гнездятся все виды чайковых и куликовых, встречающихся в Барабе. Отмечен ряд редких видов: черноголовый хохотун, чеграва, шилоклювка, степная тиркушка, ходулочник, савка:Летом и осенью орлана-белохвоста.
Основными обитателями подводного мира озера Чаны являются: карась, сазан, окунь, щука, язь, судак:
2. Легенда "Судак и Пелядь"
Когда появился в озере Чаны Судак, он стал жадно пожирать всю рыбью молодь. Вскоре в озере осталось очень мало рыбы. Пригорюнилась юная красавица Пелядь, а старый мудрый Сазан посоветовал ей:
- А ты, милая, обхитри и накажи разбойника.
- Да что же я с ним, беззащитная, могу сделать?
- Когда приедут на озеро рыбаки, ты начинай плескаться недалеко от них, как будто ты судак. А когда они начнут ловлю, плыви к местам его обитания.
Так Пелядь и сделала. Стали рыбаки закидывать блёсны в те места, де плескалась Пелядь, достигли мест обитания Судака, где он и попался на крючок. После этого вся рыба снова стала спокойно размножаться в озере.
Умный всегда следует добрым советам, а дурак всегда попадается на блёсну.
IV. Итоги урока. Домашнее задание: напишите и проиллюстрируйте мини-сочинение на тему "Моё путешествие в подводный мир".