Урок истории России в 9-м классе: "Утро космической эры"

Разделы: История и обществознание


Цель

  • Знакомство учащихся с важнейшими победами и успехами отечественной космонавтики.
  • Расширение кругозора учащихся, формирование грамотности в области истории освоения космического пространства, привить интерес к достижениям своей страны и человечества в целом, привить навыки самостоятельного поиска информации с использованием интернета, создавать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию, развивать умение анализировать, излагать материал, воспитание чувства патриотизма, гордости за отечественную науку и вклад соотечественников в развитие космонавтики.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

1. ОРГМОМЕНТ

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1) Вступительное слово учителя.

"Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет
за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство".
К.Э. Циолковский

В 2011 г. наша страна и все человечество отмечали замечательный праздник - 50-десятую годовщину со дня полета первого космонавта Ю.А.Гагарина. Каждый год 12 апреля наш народ с благодарностью вспоминает об это событие и людей причастных к первым космическим полетам. История развития отечественной космонавтики вызывает чувство гордости за нашу страну. В памяти потомков навсегда останется подвиг ученых, инженеров, конструкторов, рабочих, проложивших дорогу в космос. Наши исследователи были первооткрывателями в области исследования и использования космического пространства.

Бурное развитие космической техники определяется значительным научно-техническим прогрессом нашей страны, достигнутым за полувековой период. Не малое значение в подготовке базы для создания современных ракет имел также самоотверженный труд коллективов энтузиастов, разрабатывавших первые отечественные ракетные установки. Все они, называющие себя учениками и последователями К.Э.Циолковского, вложили огромный труд в создание технических основ ракетного полета.

Схема первой ракеты, предназначенной служить двигателем летательного аппарата, была начертана на стене одиночной камеры. В ней был заключен 27-летний революционер Н.И.Кибальчич, изготовивший бомбу, которой был убит 1 марта 1881г. царь Александр Второй. Молодой ученый, революционер через несколько дней был казнен и его проект не получил огласки.

Ничего не знал о проекте Кибальчича скромный провинциальный учитель физики Константин Эдуардович Циолковский самостоятельно пришел к мысли, что только ракетный двигатель может унести человека в беспредельное пространство космоса. Циолковский стал основоположником теории межпланетных сообщений. Его исследования показали возможность достижения космических скоростей. Он первым изучил вопрос о ракете - искусственном спутнике Земли и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полетах. Циолковский написал ряд работ, в которых уделил внимание использованию ИСЗ в народном хозяйстве, выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены: газовые рули из графита для управления полетом ракеты и изменения траектории движения ее центра масс; использование компонентов топлива для охлаждения внешней обшивки КА( во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла ЖРД; насосная система подачи компонентов топлива, оптимальные траектории спуска КА при возвращении из космоса и др.

2) Сообщение учащегося о К.Э. Циолковском. Материалы Интернет энциклопедии "Космонавтика" http://www.cosmoworld.ru

С 1940-х годов ученые разрабатывали ракеты, способные перелетать океаны и выходить в космос. Группа ученых под руководством С.П.Королева создала межконтинентальную баллистическую ракету Р-7. На ней 4 октября 1957г. С космодрома "Байконур", построенного в казахстанской степи, был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. Он несколько раз облетел всю планету, посылая радиосигналы.

3) Сообщение учащегося о С.П.Королеве. Материалы Интернет энциклопедии "Космонавтика" http://www.cosmoworld.ru

Американские и советские ученые включились в мирное соревнование за честь первыми отправить в космос человека. В США готовили запуск на первую половину 1961г. Однако уже 12 апреля 1961г. С Байконура в советском Казахстане стартовала ракета с космическим кораблем "Восток", в котором находился летчик-испытатель Юрий Гагарин. В момент старта сквозь помехи в радиоэфире донесся его голос: "Поехали!". Гагарин в течение 108 минут облетел планету с фантастической скоростью - около 8 километров секунду. Совершив один оборот по орбите, корабль приземлился в 10часов 55 минут в степи неподалеку от приволжского города Саратова. Пилот корабля катапультировался за несколько минут до приземления спускаемого аппарата и спустился на Землю на парашюте. В космическом пространстве воздуха нет. Попавшее туда живое существо, если не принять предохранительных мер, не только задохнется, его еще раньше "взорвет" внутреннее давление "закипевших" жидкостей. В космическом пространстве человек может находиться только в герметически закупоренной кабине, в которой поддерживается достаточно высокое давление воздуха. Такую кабину имел космический корабль "Восток". Невесомость, температура, отсутствие воздуха, потоки космических лучей, потоки метеорных частиц. И все же первый такой полет был совершен с блистательным успехом. Многие люди на Земле помнят необыкновенную улыбку Юрия Алексеевича Гагарина - первого космонавта. Чтобы стать первым из тысяч, ему предстояло пройти сложный путь. Многочисленные занятия и тренировки, полеты, испытания в барокамере, сурдокамере, термокамере, парашютная подготовка, знакомство с невесомостью в специально оборудованном самолете, тренировки на центрифуге. Нужно было иметь не только здоровье, но и отвагу, мужество, оптимизм и большую любовь к своему Отчеству, желание служить ему до конца. Полет Гагарина - прорыв СССР в космос. Бернар Ловелл, английский космонавт, во время интервью с ВВС сказал: "Я думаю, что это одно из величайших достижений в истории человечества. И удивительно то, что этого достигла нация, которая еще век назад была в основном неграмотной".

4) Сообщение учащегося о Ю.А.Гагарине Материалы Интернет энциклопедии "Космонавтика" http://www.cosmoworld.ru

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Тестирование учащихся в устной форме, работает весь класс.

Тест "Утро космической эры"

  1. Когда состоялся запуск первого в мире искусственного спутника Земли
    а) 4 октября 1957г., б) 12 апреля 1957г., в) 12 апреля 1961г., г) 13 мая 1963г.
  2. Как назывался космический корабль, на котором Юрий Гагарин совершил первый в мире полет в космос?
    а) "Север", б)"Юг", в)"Восток, г)"Запад"
  3. В какой области РФ находится город Гагарин, названный в честь первого космонавта в мире?
    А) Московская область, б) Смоленская область, в) Саратовская область, г)Рязанская область.
  4. Какая надпись была на космическом шлеме Ю. Гагарина?
    а) "Россия", б)"РСФСР", в) "СССР", г) "Русь".
  5. Назовите дату первого в мире полета в космос.
    А) 4 октября 1957г., б) 12 апреля 1961г., в) 6 августа 1961г., г) 12 октября 1964г.
  6. Назовите "хвойный" позывной Ю.Гагарина.
    а) "Кедр", б) "Сосна", в) "Ель", г) "Пихта".
  7. Какая была первая профессия у Ю.Гагарина?
    а) учитель, б) формовщик-литейщик, в) летчик-истребитель, г) лесник.
  8. Как называлась книга Ю.Гагарина, которую он написал после возвращения из космоса?
    А) "Путь к звездам", б) "Дорога в космос", в) "Космическая трасса", г) "Наука побеждать".
  9. У космонавтов есть обычаи, перед вылетом в космос космонавты смотрят фильм. Какой?
    А) "Офицеры", б) "Белое солнце пустыни", в) "Кавказская пленница", г) "Летят журавли".
  10. Дублер первого космонавта России?
    А) Г.Титов, б) А.Николаев, в)П.Попович, г)В.Терешкова.
  11. Выдающийся российский авиаконструктор, создатель корабля "Восток" ?
    а)К.Э.Циолковский, б) С.П.Королев, в) А.Д.Сахаров, г) А.А.Леонов.
  12. Количество планет в нашей Солнечной системе?
    А)5, б) 8, в) 6, г) 9.
  13. Первый российский космонавт, вышедший в открытый космос ?
    а) А.Леонов, б)В.Комаров, в) Б.Егоров, г) Ю.Гагарин.
  14. Сколько ступеней имела ракета-носитель "Восток"?
    а) 6; б) 8; в) 3; г) 2.
  15. Какой позывной был у космонавта В.Терешковой?
    а) Ласточка, б)Чайка, в) Голубка, г) Журавушка.

4. ПРОДОЛЖЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1) Сообщение учащегося (по материалам сайта Федерального космического агентства). Магистральный путь освоения космического пространства - создание орбитальных станций. Проведенные на отечественных станциях "Салют" и "Мир" работы стали технологической основой для создаваемой ведущими космическими державами мира Международной космической станции (МКС). Руководство космической деятельностью России осуществляет Федеральное космическое агентство (Роскосмос), решаются задачи социально-экономической, оборонной, научной сфер. Средства космической связи обеспечивают передачу центральных и коммерческих телевизионных программ для России и стран СНГ, международную и правительственную связь, включая связь с подвижными объектами. Спутники дистанционного зондирования проводят съемки земной поверхности, созданы новые космические комплексы метеорологического наблюдения. Российская Глобальная Навигационная Спутниковая Система (ГЛОНАСС) постоянно совершенствуется и открыта для использования всеми потребителями мирового сообщества. Международная спутниковая система поиска и спасения КОСПАС-САРСАТ, в которой Россия играет одну из основных ролей, за время своего существования помогла спасти жизни тысяч людей. Выполнен большой объем фундаментальных космических исследований. Подтверждена возможность получения уникальных материалов, биопрепаратов и лекарств в условиях микрогравитации.

Общеизвестна высокая надежность и экономичность российских средств выведения - ракет-носителей разного класса. Они не только обеспечивают выполнение отечественных космических программ, но и пользуются спросом на мировом рынке космической техники и услуг. Однако из центральных мест в деятельности Роскосмоса занимает программа пилотируемых полетов. На Роскосмос возложены задачи развития широкого международного сотрудничества с космическими агентствами и организациями зарубежных стран. Отечественная космонавтика продолжает занимать одно из ведущих мест в мире. Непрерывно работают и развиваются орбитальная группировка, средства наземной космической инфраструктуры, позволяющие осуществлять в полном объеме запуски КА, управление ими в полете, передачу и использование результатов космической деятельности в интересах экономики РФ, обеспечение обороноспособности, развитие фундаментальной и прикладной науки.

Навигация - это определение местоположения. В настоящее время используются космические спутники. Как в военных, так и в гражданских целях. Предлагаю познакомиться со спутниковыми навигационными системами США (DGPS) и России (ГЛОНАСС).

2) Сообщение учащегося о навигационных спутниковых системах. (Материалы сайта Федерального космического агентства)

Первоначально GPS была разработана и создана для военных целей. По мере ее внедрения стало ясно, что она может успешно применяться и для ряда гражданских задач. В начале 80-х годов в своей президентской речи Р.Рейган заявил, что GPS будет доступна каждому - с тем только исключением, что наилучшая точность будет составлена для военных. Первый GPS-спутник, был запущен в феврале 1978г.

Сегодня GPS становится чрезвычайно популярным среди любителей пешего, горного, водного и лыжного туризма, охотников, рыболовов, велосипедистов и еще многих других. Любой, кому нужно узнать, где он находится и откуда пришел, как ему добраться до нужного места, с какой скоростью он движется и когда доберется до цели - может легко пользоваться преимуществами, предоставляемыми GPS. В очень скором будущем GPS станет стандартным оборудованием автомобилей. Уже сейчас можно отследить положение движущегося объекта на карте местности.

5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА на компьютере, изображение выведено через проектор на интерактивную доску.

Путешествие по столице. Используя сайт Maps.Google.com, можно попасть в любую точку нашей планеты. Предлагаю вашему вниманию Красную площадь и Кремль в Москве. Давайте проследим движение по автомагистралям города Москва, найдем загруженные участки дорог, пробки.

Учащиеся называют загруженные участки по названиям улиц Москвы, определяют, где в данное время в городе на дорогах образовались пробки.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ стр.286-295 читать, отвечать на вопросы стр.295.

7. ИТОГИ

Упражнение "рефлексия".

Учащимся предлагается каждому закончить предложение

"Сегодня на уроке я узнал, что :"

"Сегодня я оценил значение:"

"Сегодня на уроке я понял, что :"

8. ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

Использованная литература

  1. Ю.Ф.Гагарин. Дорога в космос. М., Воениздат, 1981
  2. М.Васильев. Вехи космической эры. Страницы из истории советской космонавтики. М., Издательство "Машиностроение", 1967
  3. Я.К.Голованов. Космонавт № 1. М., Известия, 1986, 80 стр.
  4. Материалы сайтов Федерального космического агентства, ГЛОНАСС, GPS,
  5. Материалы сайта http://www.cosmoworld.ru
  6. Презентация "Утро космической эры" на сайте www.sosh-krkluch.ucoz.ru