До определенного возраста звукопроизношение у всех без исключения детей характеризуется несовершенством, что нередко обозначается термином "физиологическое (или возрастное) косноязычие". Это обстоятельство часто усыпляет бдительность родителей и даже отдельных специалистов, которые все списывают на возраст и полагают, что до достижения ребенком 5-6 лет в правильности его звукопроизношении беспокоиться преждевременно. Так ли это на самом деле? Какие особенности в произношении детьми звуков речи должны настораживать?
Прежде всего нужно сказать, что любые недостатки звукопроизношения, даже если они выражаются в простой замене какого- то звука правильно произносимым другим звуком после 5-6 лет уже нельзя считать нормой. Почему? Потому что к этому возрасту нормально развивающийся ребенок должен не только уметь различать все звуки речи на слух, но и улавливать возможные неправильности их звучания, но ему должны быть доступны и движения речевых органов, которые необходимы для произношения даже самых сложных артикуляционных звуков. Если к отмеченному возрасту этого нет - значит существуют какие-то особые причины, препятствующие полноценной работе речедвигательного или речеслухового анализаторов, что уже является отклонением от нормы.
Однако и в гораздо более раннем возрасте у ребенка могут наблюдаться особенности в произношении звуков речи, которые выходят за пределы возраста и являются дефектом в полном смысле этого слова. Так например, вместо "допустимой" замены одного звука речи на другой ребенок может произносить этот звук как бы необычным образом, искаженно.
Существует несколько этапов логопедического воздействия на детей с речевой патологией. Одним из этапов в моей практике, способствующим формированию звукопроизношения, является артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики. Известно, что при правильном произнесении артикулем органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определённому звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи. Для моей коррекционной работы наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения, артикуляционной позы какого-то определённого звука рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
В специальной литературе недостаточно полно раскрыто использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми. Поэтому на основе изученных методических разработок некоторых авторов, а также рекомендаций А.В. Ястребовой, О.И. Лазаренко, А. Л. Сиротюк, я разработала специальные движения кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение, а т.ж. артикуляционный уклад каждого звука, изобразила их графически. Придумала игровых персонажей Доктор Звуковик и Звукорастеряшка, которые подбадривали ребенка, наблюдали за его успехами, давали ненавязчивые советы и рекомендации, просили поделиться новостями с мамой и папой. Звукорастеряшка выпускал либо заменял определённый звук в словах, предложениях, а ребёнок его исправлял, правильно произнося поставленный звук.
В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация.
На первом занятии дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата, с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Затем демонстрирующее упражнение сопровождается показом движений кистей обеих рук, как педагогом, так и ребёнком. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед продолжает давать четкий образец движения.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
"Заборчик" рот закрыт, кулачки сжаты.
"Окошко" - рот открыт, резко разжимаются кулачки, пальцы расставлены в стороны, смотрят вверх. (Важно научить ребенка открывать рот - это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи). Рот закрыт "заборчик". Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный логопедом, на его счет и образец движения руки. Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.
"Хоботок" - сомкнутые губы (трубочкой) и ладони, прижатые друг к другу вытянуть вперед.
"Улыбка" - Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны. Сжатые кулачки обеих рук раздвигаются от центра в стороны, как бы, растягивая резину.
"Чистим зубки" - удержание кончика языка за нижними резцами. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Согнутая ладонь опущена, движется влево, вправо, вверх, вниз.
"Язык-силач" (отработка умения удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укрепление мышц языка, путем их напряжения и расслабления). Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить кончик языка к нижним передним зубам и упираться языком в зубы. Сомкнутые напряжённые ладони вытягивать вперёд, затем резко отодвигать назад, сжимая в кулачки.
"Часики" - Рот приоткрыть. Губы растянуть в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. Сопровождают сжатые ладони, которые движутся под счет влево - вправо.
Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости.
Таким образом, биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору - зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.
Литература:
- Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
- Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Когито-центр, 1998.
- Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / В. В.