Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте у ребёнка развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Научить чувствовать красоту родного края, красоту земли, и осознать, что каждый ребёнок является ответственным участником сохранения этой красоты - одна из главных задач педагога.
Поэтому крайне важно показать ребёнку экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах своего региона.
Дети должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. Педагог не должен употреблять в разговорах с детьми слова: "вредные", "полезные".
Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребёнка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Важно также воспитывать понимание необходимости разумного потребления. У ребенка следует формировать активную позицию, желание что - либо вокруг себя в лучшую сторону.
"Формирование начал экологической культуры" - является целью моей работы.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
- овладение детьми знаниями о взаимосвязи природы и человека, формирование практических умений по разрешению экологических проблем;
- воспитание ценностных ориентаций, мотивов, потребностей, привычек активной деятельности по охране окружающей среды;
- развивать способность анализировать экологическую ситуацию, оценивать эстетическое состояние среды.
Решение задач происходит через уточнение систематизации и углубление знаний о родной природе, о состоянии окружающей среды: формирование представлений о причинно - следственных связях внутри природного комплекса; развитие осознанного отношения к себе , как к активному субъекту окружающего мира.
Успех реализации обеспечивается следующими педагогическими условиями:
- создание экологической среды в ДОУ;
- осуществление экологического образования, воспитания и развития детей;
- ознакомление родителей с результатами экологической деятельности;
- совместную практическую деятельность взрослых и детей.
На первом родительском собрании родители ознакомились с предметом экологии, компонентами экологической культуры, процессом формирования экологических знаний и отношений к природе, методикой экологического воспитания детей. Провела консультацию о том, как много дает ознакомление с природой уму и сердцу малыша, показала групповые уголки природы ,зимний сад, поле и лес детского сада. Вместе со мной и родителями был составлен план практической экологической деятельности. На протяжении всего учебного года родителям даются рекомендации, различные интересные тесты, кроссворды, консультации, анкетирование.
На сегодняшний день родители являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в нашем детском саду: в экологических акциях, проектах, экскурсиях на природу, развлечениях, викторинах. Видя, как формируется у детей заботливое отношение ко всему живому, родители с готовностью откликаются на все проблемы.
Родители совместно с детьми изготавливают кормушки и скворечники, легкое и прочное оборудование для работы с детьми в уголке природы; принимают участие в работе на клумбах. Родители свободно посещают занятии по экологии. Все это проводится с целью информирования родителей о совместной работе, стимулирования их активного участия в ней.
Приобщая ребёнка к миру природы, я развиваю различные стороны его личности, пробуждаю интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта); вызываю у ребенка сочувствие к "тяжелой" самостоятельной жизни животных, желание им помочь; показываю уникальность жизни любой, уважительно и бережно с ней обходиться (сфера нравственности).
Формы и методы с детьми использую самые разнообразные. Это - экскурсии, наблюдения рассматривание картин, занятия - беседы познавательного характера, разнообразные сюжетно - ролевые , дидактические и развивающие игры, эксперименты и опыты, экологические тесты, видео и аудиозаписи. По мере возможности, в зависимости от темы, в занятия включаю коррекционные и упражнения и упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения ("Цветок", "Олени", "Северный полюс").
Используя разные виды занятий, в своей работе по экологическому воспитанию я отдаю приоритет углубленно - познавательным обобщающим занятиям, которые направлены на выявление причинных связей в природе, на формирование обобщенных представлений.
Очень интересно проходят занятия с детьми по исследовательской деятельности в "Лаборатории природы", где дети с удовольствием проводят опыты и эксперименты.
Наблюдения - это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение - смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и.т.д.). Наблюдения, прогулки, экскурсии давали обогащенную почву для размышлений , побуждали в детях интерес и любознательность.
Очень заинтересовали детей народные приметы. Я объяснила им, что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Вспомнили несколько народных примет. Дала задание узнать дома у своих родителей хотя бы, по одной. Сколько было радости, когда приметы эти подтверждались собственными наблюдениями!
В раскрытии связей природы помогают игры, которые мы придумываем сами. Например: "На какое животное похожи облака?", "Чьи детки?" (классификация листьев, веток, плодов дерева), "Что было бы, если:?" (у зайца зимой была бы серая шубка, у дятла не было бы такого прочного клюва)
На занятиях из серии "Растения летом и осенью" мы с детьми раскрывали интересные взаимосвязи между растениями и животными, черты приспособленности плодов и семян некоторых растений к распространению. На территории детского сада имеется большая клумба в виде "бабочки". Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков и сбора семян.
На занятиях из серии "Насекомые и птицы нашего региона" отмечаем приспособленность птиц к условиям нашей местности. Почему одни птицы улетают, а другие зимуют. Рассматриваем строение и оперение птиц, связываем с характером корма, поведение птиц и строение их клюва. Доказываю детям, что распространенное деление насекомых на вредных и полезных является не верным.
На занятиях из серии "Дикие животные" продолжаю формировать представления о приспособленности животных к местным условиям жизни, о пищевых целях. Чтобы дети лучше представляли себе пищевые связи в природе, использую динамические модели.
Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими животными.
Умелая организация работы с детьми по уходу за животными в уголке природы, позволяет решить задачу воспитания у детей гуманного и бережного отношения к миру природы.
Остановимся подробнее на методике проведения дежурства в уголке природы с детьми старшей группы.
Первый этап - осмотр обитателей уголка природы и выявление их самочувствия и состояния;
Второй этап - практическое выполнение всех операций по созданию нужных условий (корм, вода, чистая подстилка и пр.).
Третий этап - заключительное кратковременное наблюдение за животными, их поведением в улучшенных детьми условиях жизни (внешняя среда).
Предварительный осмотр заключает в себе экологическую сущность труда в природе, он делает его осмысленным и осознанным как для взрослого, так и для ребенка. "Экологическая формула" взаимосвязи живого объекта со средой обитания заключается в следующем: "Какие условия сейчас имеются - чего не хватает - что надо добавить и изменить".
Второй момент методики традиционен - это реальные операции по улучшению условий для животных и растений. Они заключают в себе жизненную и педагогическую целесообразность, их выполнение проходит с максимальным вниманием к живому существу и максимальным удобством для ребенка. Для практической деятельности создано необходимое подходящее оборудование: столик для приготовления кормов и все приспособления для трудовой деятельности - легкие, небьющиеся миски, банки, щетка и савок, тряпки.
Третий момент методики (заключительный осмотр) позволяет наглядно увидеть целесообразность трудовых усилий. Дети наблюдают, как птица клюёт зерно, чем черепаха питается, как рыбы поедают корм и.т.д.
Какие бы формы не принимала совместная деятельность взрослых и детей, наибольшее значение имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных , с экологической точки зрения, действиях. Мои методы и формы работы создают образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношение к ней, демонстрируют необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.
Таким образом, видно, что проводимая работа по теме: "Экологическое воспитание у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края" эффективна и является нужным направлением и условием гуманного отношения ребенка к природе, потребности в изучении и познании среды своего обитания.