Цель урока: Систематизировать знания о главных итогах Великой Отечественной войны, основных чертах послевоенного мироустройства.
Задачи: выяснить, насколько свободно ученики оперируют фактами, характеризующими участие СССР во второй мировой войне.
- Продолжить формирование умения анализировать и обобщать исторический материал.
- Воспитать уважительное отношение к исторической памяти своего народа.
- Воспитать ответственное отношение к порученному делу.
- Уметь оценивать потребности личности и участия в мероприятиях, посвящённых празднованию памятных дат.
- Развивать учащихся интерес к историческим событиям и способствовать формированию культуры диалога, политического мышления.
- Продолжить формирование патриотического воспитания на героических примерах участников Великой Отечественной войны.
Оборудование: карта "Великая Отечественная война", таблицы, раздаточный материал, видео фильм "Хроника военных лет", музыкальное оформление.
Организация урока: групповая работа.
Ход урока
Звучит песня "На безымянной высоте" и объявляется минута молчания. Учитель формулирует тему и задачи урока.
Показ видеофильма "Хроника военных лет" - 5 мин.
Викторина "Знаешь ли ты историю "Второй мировой войны" и предлагается десять вопросов, за правильный ответ 1 балл группе.
1. 22 июня 1941 г. в 12 часов миллионы жителей СССР узнали о вероломном нападении фашисткой Германии из заявления советского правительства. "Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами", - слышался голос из радиоприёмников.
Чей голос слышали граждане СССР по радио? /выступал В.М. Молотов/.
2. Назовите союзников Германии во второй мировой войне?
/Италия, Япония, Румыния, Венгрия, Болгария, Финляндия/.
3. Какие посты занимал Сталин в годы войны?
/Генеральный секретарь ЦК ВКП/б/, Председатель Президиума ВС, председатель ГКО, Верховный Главнокомандующий, нарком обороны/.
4. Кому из немецких военачальников поражение на советско-германском фронте принесло повышение по службе?
/Паулюсу, 27 января 1943 г. ему было присвоено звание фельдмаршала за заслуги в деле защиты немецких позиций в Сталинграде./
5. День 25 апреля 1945 г. вошёл в историю сразу двумя событиями. Назовите их.
/Встреча на Эльбе советских и американских войск, конференция в Сан-Франциско./
6. Когда и по какому поводу был дан первый салют в годы Великой Отечественной войны?
/5 августа 1943 г., освобождение Орла и Белгорода/.
7. Кого называли "Большой тройкой" /Сталин, Черчилль, Рузвельт./
8. Что означает слово Холокост?
/Политика уничтожения гитлеровским режимом в 1933-1945 гг. свыше 16 млн. гражданских лиц и военнопленных в концентрационных лагерях смерти: 6 млн. евреев, 10 млн. украинцев, русских, поляков и других. /
9. "Это был самый жестокий, самый суровый, самый сердитый и самый важный приказ, когда- либо обращённый к Красной Армии". О каком приказе идёт речь, когда и почему он был принят?
/Приказ 227, 28 июня 1942 года "Ни шагу назад"/.
10. Назовите всех известных военачальников Советской Армии в годы Великой Отечественной войны.
/Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, Н.Ф. Ватутин, Л.А. Говоров, К.А. Мерецков, Г.Ф.Захаров, И.Д. Черняховский, И.Х. Баграмян, Р.Я. Малиновский, Ф.И. Толбухин, А.М. Василевский, А.И. Еременко, С.К. Тимошенко./
Повторение событий войны.
Каждая группа получает задание. Римскими цифрами обозначены номера заданий. Каждое из заданий содержит перечень событий. Нужно в свободные клеточки таблицы поместить буквы, соответствующие этим событиям, с учётом хронологии.
Критерии к оценкам:
- "5" - 20;
- "4" - 15 и более правильных ответов;
- "3" - не менее 13 правильных ответов.
Время ограничено - 5 минут.
1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | |
I | г | а | а | б | в |
II | а | г | д | в | б |
III | б | д | в | а | г |
IV | в | б | г | д | а |
После работы каждая группа заполняет одну строчку таблицы на доске. Сразу проводится проверка работы, и учитываются баллы.
Образец карточки:
Задание 1
а/ Курская битва.
б/ Снятие блокады Ленинграда.
в/ Ялтинская конференция.
г/ Смоленское сражение.
д/ Оборона Кавказа.
Задание 2
а/ Начало битвы за Москву.
б/ Висло-Одерская операция.
в/ Операция "Багратион".
г/ Окружение советских войск под Харьковом.
д/ Форсирование Днепра.
Задание 3
а/ Выход советских войск на государственную границу СССР.
б/ Оборона Бреста.
в/ Освобождение Киева.
г/ Капитуляция Германии.
д/ Начало Сталинградской битвы.
Задание 4
а/ Капитуляция Японии.
б/ Уход Советской Армии из Севастополя.
в/ Оборона Одессы.
г/ Тегеранская конференция.
д/ Открытие второго фронта.
Обсуждение проблемных вопросов.
Группы получают проблемные вопросы, которые они должны обсудить и затем сделать небольшое сообщение. К каждому проблемному вопросу прилагается план, который должен помочь при отборе фактического материала во время подготовки группы. В это время учащимся разрешается пользоваться различными источниками информации. На подготовку даётся 10 минут, а на сообщение 5 минут.
Вопрос первой группе.
- Подавляющее большинство советских историков утверждают, что "СССР сыграл решающую роль в разгроме фашистской Германии".
- Часть историков, напротив, полагают, что "Архитектором победы" выступили США. Кроме того, весьма распространена точка зрения, согласно которой, основным поворотным пунктом явились сражения в Африке, на Тихом океане, во Франции. Хотя и признаётся определённое значение Сталинградской битвы и тяжесть бремени, вынесенного СССР.
- Кто и почему прав в этом споре?
Вопрос ко второй группе.
- В последнее время пропагандируется тезис, будто победа советского народа в Великой Отечественной войне была одержана, главным образом, благодаря нашей готовности заплатить за неё любую цену. Иными словами, неумением побеждать, а единственно- "большой кровью".
- Можно ли согласиться с данным тезисом?
- Почему он вызывает возражения?
Вопрос к третьей группе.
- После победы в В.О.В. Сталину при его жизни достались лавры великого полководца. Как бы вы оценили роль и действия Верховного Главнокомандующего в годы войны?
Вопрос к четвёртой группе.
- Каковы основные итоги В.О.В. и Второй Мировой войны?
- В чём состоит всемирно-историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне?
Обобщающие вопросы:
- Какие факторы определили победу СССР в Великой Отечественной Войне?
- Как вы думаете, чему должна научить человечество - Вторая Мировая война?
Заключительное слово учителя: Одним из главных итогов войны стала новая геополитическая ситуация. Она характеризовалась нараставшим противостоянием ведущих капиталистических держав и Советского Союза, распространившего своё влияние на ряд стран Европы и Азии. Зачитывается четверостишье Ф.И. Тютчева :
"Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить."
Подведение итогов урока, вручение призов и выставление оценок.