Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию на тему "Моя семья"

Разделы: Работа с дошкольниками


Методы:

  • словесный;
  • игровой;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемный.

Задачи:

  • Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные родственные связи; активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
  • Развитие умения рассуждать и доказывать, развитие мышления.
  • Воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.

Словарная работа: семья, дедушка, бабушка, тётя, дядя.

Материал: рисунки на тему "Моя семья", дидактическая игра "Кто какую работу в доме выполняет", персонажи сказки "Репка", сюжетные картины.

Музыкальный ряд: песня "Неразлучные друзья".

Предварительная работа: чтение рассказов - Л. Квитко "Бабушкины руки", А. Яковлев "Мама", Дора Габе "Моя семья", Л. Воронкова "Как Вовка бабушек выручал", Л. Толстой "Старый дед и внучек"; совместные рисунки родителей и детей "Герб семьи"; рисунки детей на тему "Моя семья"; совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Дети стоят в кругу.

- Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

- Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними.

Дети садятся на места.

2. Сообщение темы занятия.

- Ребята, сегодня на занятии мы с вами совершим путешествие в сказку. Хотите?

- Её название вы узнаете, ответив на вопрос: "Как называется сказка, в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось собрать большой урожай этого овоща?" (показывается репка).

- Это сказка про дружную семью. Назовите её членов. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.)

3. Беседа. Рассказы детей.

- Как вы понимаете, что такое семья?

- Семья - это дом. Семья - это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья - это самое дорогое, что есть у каждого человека.

- Репка хочет познакомить вас с семьёй, которая её растила, рассказать про них сказку.

- "Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет - вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. А бабка говорит: "Я тебе обязательно помогу, но уж очень мне интересно, что это за рисунки у ребят?"

- Дети, расскажем бабке?

- Сегодня у нас на занятии открыта выставка рисунков "Моя семья". Кто хочет рассказать о своей семье? (Дети по желанию выходят к своим рисункам, рассказывают, кто изображён.)

Наводящие вопросы:

- С кем ты живёшь?

- Кто самый старший в вашей семье?

- Кто самый младший?

- Как ты заботишься о членах своей семьи?

- Ты любишь своих близких? Почему?

4. Психогимнастика.

- Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, у бабушки, когда они радуются, когда у них хорошее настроение?

- А если они хмурятся?

- Слушаем сказку Репки дальше.

- "Бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, а внучка говорит: "С удовольствием, а потом с ребятами поиграю".

5. Игра "Кто какую работу выполняет".

Дети выходят к доске. Каждому участнику раздаётся карточка с названием того или иного задания, которое выполняет кто-то из членов семьи. Дети ставят эту карточку рядом с иллюстрацией члена семьи, произнося при этом фразу, например: "брат катается на коньках". И т. д.

Внучка с детьми участвует в игре.

6. Физ. минутка "Семейная зарядка".

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).
Папа бодро приседает (приседания).
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом).
А я сам бегу трусцой
И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).

- Сказка продолжается: "Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут - потянут, вытянуть не могут. Крикнула внучка Жучку. Та охотно прибежала на помощь". Потом она увидела иллюстрации на доске, и ей захотелось у нас остаться. Разрешим Жучке?

7. Работа над иллюстрациями.

Воспитатель предлагает детям иллюстрации, где изображены семьи животных.

- Рассмотрите иллюстрации. Как можно назвать каждую из них? (Семья кошки с котятами; семья коровы и быка с телятами).

- Можно сказать, что на каждой картине изображена семья?

- Почему?

- Что чувствует кошка рядом со своими котятами? Корова и бык с телятами?

- Правильно и животные испытывают чувство радости, когда находятся в окружении семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся новому в жизни. А детёныши радуются тому, что родители их согревают, защищают.

- Понравилось жучке вместе с вами иллюстрации рассматривать, но репку надо дальше тянуть.

- Кого позвала Жучка?

- Кошка прибежала, хочет с вами поиграть.

8. Пальчиковая гимнастика "Дружная семья".

Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
А вот этот пальчик - я,
Вместе - дружная семья!

- Сказка продолжается. "Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку".

- Мышка прибежала не с пустыми руками, принесла для вас загадки.

1. Мне она тётя, а моей маме:(сестра).

2. Моему папе он папа, а мне:(дедушка).

3. Моему папе она жена, а мне:(мама).

4. папе он родной брат, а мне:(дядя).

- Вот какие интересные задания приготовила для вас мышка. Взялись они все вместе за репку и вытянули её из земли.

- Как вы думаете, почему они вытащили репку? (Тянули все вместе, дружно).

9. Итог.

- Как хорошо, что у всех у вас есть семьи. Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

- Что вы хотите пожелать своей семье?

10. Исполнение песни "Неразлучные друзья".

- Закончить наше игровое занятие я предлагаю песней, которая называется "Неразлучные друзья".